Туранизм

Туранизм или пантуранизм — это идея союза и более тесной связи всех алтайских и уральских народов. Туранизм не следует путать с пантюркизмом, поскольку туранизм включает не только тюркские народы, но и, например, венгров, финнов и другие финно-угорские народы, монголов, тунгусов, японцев[1] и корейцев. Таким образом, это в более широком смысле идея, объединяющая всех алтайцев и уральцев в большую семью.

Туранские народы

Туранизм также является политическим движением и важным фактором идеологии турецкой ультранационалистической партии MHP. Её члены неофициально называются Серыми волками, по-турецки Бозкуртлар, что происходит от самого важного символа древних алтайских народов — волчицы Асены.

Идея туранизма, разновидности романтического национализма, зародилась в первой половине девятнадцатого века[2] в Финляндии, в финском националистическом фенноманском движении, чтобы противодействовать влиянию пангерманской и панславянской идеологий, возникших в восемнадцатом веке. Его пионером стал финский националист-лингвист Матиас Александр Кастрен, проповедовавший расовое единство и будущее величие урало-алтайских народов[3]. Он пришёл к выводу, что финны являются коренными жителями Центральной Азии и не просто маленьким изолированным народом, а частью более крупного сообщества, в которое входят такие народы, как венгры, тюрки, монголы[4].

Немецкий лингвист Макс Мюллер предложил в 1861 году идею «семьи» туранских языков, на которых говорили бы кочевые народы Азии. Это отличается от семитских языков, таких как арабский и иврит, а также от индоевропейских языков, на которых говорили арийцы, которые вели оседлый образ жизни за счёт сельского хозяйства[5]. Мюллер объясняет отсутствие в туранском языке многих черт, свойственных языковой семье, особенностями образа жизни кочевых народов, где терминологические и грамматические структуры не могли быть установлены раз и навсегда, как это было в случае с оседлым населением арийской и семитской групп.

Идея большой лингвистико-генетической семьи была подхвачена турецкими националистами, такими как Зия Гёкалп, для которого туранские народы образовали политическое образование, простирающееся от Босфора до Алтая в Восточной Азии[6].

Примерно в 1920 году движение распространилось на Венгрию и Японию, два народа, которые якобы произошли от одного общего корня. Эта теория питала японский национализм в первой половине двадцатого века.

Ареал распространения тюркских народов

Совсем недавно туранизм снова появился в Венгрии в крайне правых кругах (Йоббик), даже среди традиционных правых[7].

См. также

Примечания

  1. Common Asianist intellectual history in Turkey and Japan: Turanism.
  2. FARKAS Ildikó: A magyar turanizmus török kapcsolatai. Valóság, 2007/6.
  3. SOMMER, Łukasz: Historical Linguistics Applied: Finno-Ugric Narratives in Finland and Estonia. in: The Hungarian Historical Review. Vol. 3. Issue 2. 2014. http://hunghist.org/images/volumes/Volume3_Issue_2/Lukasz.pdf
  4. Matthias Alexander Castrén | Finnish nationalist and linguist (англ.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 3 января 2021.
  5. Max Müller, Lectures on The Science of Language. Delivered At The Royal Institution of Great Britain in April, May, and June, 1861. New York : Charles Scribner, (p. 241). Lectures on The Science of Language.
  6. Paksoy, H.B., ‘Basmachi’ : TurkestanNational Liberation Movement 1916-1930s — Modern Encyclopedia of Religions in Russia and the Soviet Union, Florida : Academic International Press, 1991, Vol. 4.
  7. Joëlle Stolz, " Le touranisme, refuge de Hongrois obsédés par leur quête d’identité ", Le Monde, 18 février 2012.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.