Тристан-аккорд

Тристан-аккордаккорд f-h-dis1-gis1, выполняющий роль лейтгармонии в опере Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Тристан-аккорд — визитная карточка гармонического стиля Вагнера и символ позднеромантической гармонии в целом.

Краткая характеристика

Начало прелюдии к опере «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера (клавир). «Тристан-аккорд» выделен цветом.

Особенность структуры этого созвучия (малый септаккорд) делает его тональный контекст неопределённым, двусмысленным. Вагнер применяет Тристан-аккорд в опере начиная с самых первых тактов (см. нотный пример) и, используя структурную неопределённость и фоническую мягкость этого диссонанса, намеренно оставляет его без разрешения[1]. Эта характерная «вопросительность», или «недосказанность», или «эмоция томления», сосредоточенная в неразрешённом Тристан-аккорде, далее эксплуатируется на протяжении сочинения, включается (в числе других средств музыкальной выразительности) в целостную музыкально-драматическую концепцию как символический и легко опознаваемый слухом её элемент.

Музыкально-теоретическая трактовка

По Ю. Н. Холопову, Тристан-аккорд — важнейшая структура для реализации «функциональной инверсии» в опере Вагнера, а также техники дополнительного конструктивного элемента (ДКЭ)[2]. Само созвучие Холопов трактует (см. аналитическую цифровку в нотном примере) как периферийное созвучие a-moll, а именно терцквартаккорд (второе обращение) двойной доминанты с апподжиатурой (gis1 — неаккордовый звук, переходящий в аккордовый a1)[3]. В других местах партитуры «Тристана» то же созвучие намеренно помещается в иной гармонический контекст и имеет другое ладофункциональное значение.

Согласно теории фонизма аккордов Ю.Н. Тюлина, Тристан-аккорд надо трактовать как явление чисто нефункциональное.

Заимствования

Тристан-аккорд неоднократно использовался (в том числе иронически) в сочинениях композиторов, особенно в XX веке — у А. Берга (шестая часть Лирической сюиты для струнного квартета, 1926), Г. Эйслера, Б. Бриттена (опера «Альберт Херринг», Акт II) и др.

Примечания

  1. Колебание сонантного напряжения при переходе от одного мягкого диссонанса к другому, характерное для гармонии Вагнера в целом, Ю. Н. Холопов считает особенностью формы тональности, обозначенной им (по этому признаку) как «колеблющаяся» (см. подробней в статье Тональность).
  2. В классической тональности все гармонии прямо или опосредованно стремятся к центру-тонике. В расширенной тональности поздних романтиков наблюдается тенденция к акцентированию ладового неустоя (фонически — мягкого диссонанса), вплоть до придания ему статуса полной автономности. Эту тенденцию Холопов называет «функциональной инверсией», то есть «обращением» тонального тяготения, поворотом его в обратную сторону. См. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988, с. 375 et passim.
  3. См. Холопов Ю. Н. Тристан-аккорд // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990, с. 553.

Литература

  • Vogel M. Der Tristan-Akkord und die Krise der modernen Harmonielehre. Düsseldorf, 1962.
  • Курт Э. Романтическая гармония и её кризис в "Тристане" Вагнера. М.: Музыка, 1975.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.