Ткачи (пьеса)
«Ткачи» (нем. «Die Weber») — социально-политическая драма Герхарта Гауптмана, созданная в 1892 году. «Ткачи» является вершиной драматургического творчества Гауптмана. Он выступил здесь как художник-новатор, впервые запечатлевший в немецкой драме ключевые социальные конфликты эпохи.
История создания
Гауптман жил в Зальцбрунне, в котором было достаточно большое количество ткацких фабрик. По этой причине он хорошо представлял себе жизнь рабочих-ткачей. Впоследствии он прославился благодаря своим воспеваниям страданий и бунта знакомых ему с детства рабочих. Обращение Гауптмана к острой социальной теме было продиктовано действительностью, которая выдвинула эту тему на первый план. О нужде и страданиях народных масс писали М. Хальбе, А. Хольц, М. Кретцер и многие другие. Социальный вопрос стоял на повестке дня. Избрав темой своей пьесы силезское восстание 1844 года, Гауптман повествует прежде всего о проблемах Германии 1890-х гг[1].
Чтобы глубже почувствовать социально-психологическую атмосферу июньского восстания, драматург в 1891 году отправляется в те места, где разыгрались кровавые события. Личные впечатления, рассказ отца, Гауптман тщательно сверял с историческими документами, трудами историков. Больше всего он опирался на работу, написанную социалистом и соратником Маркса Вильгельмом Вольфом — «Нужда и восстание в Силезии». При этом автор «Ткачей» не только использовал фактический материал, но во многом принял концепцию восстания, изложенную В. Вольфом[2].
Это произведение — выдающееся неоромантическое произведение писателя. В «Ткачах» он создал очень яркую и выразительную картину событий, которые имели большое общественное значение. Это произведение также играло важную роль в рамках революции: цензурой часто запрещалось ставить драму на сцене.
Сюжет
Композиция произведения линейная. Описываются сцены из жизни ткачей, поражающие своей бедностью. Все это сменяется сценами из жизни людей «высших классов» — действие переносится из дома Анзоре в темную чистую забегаловку, затем - в роскошный дом Дрейсигера, завершается все в бедной обстановке, что, скорее всего, символизирует безнадёжность сопротивления и невозможность что-то изменить в несчастной судьбе рабочих. Впервые на немецкой сцене встречается классовый конфликт, который в открытой форме стал основой пьесы, где масса явилась не фоном, а действующей силой. В этом проявилось новаторство Гауптмана-драматурга.
Стремясь к широкому охвату событий, к воссозданию атмосферы общественных отношений и подробностей социальной обстановки, Гауптман вводит в пьесу более сорока персонажей, представляющих самые разные сословия и профессии. Именно ткачи становятся центральным героями. Сюжет «Ткачей» Гауптмана построен не вокруг одного главного героя, как это принято в традиционной драме. Он создает точно и ярко описанные массовые сцены, дающие возможность осмыслить ключевые проблемы времени[3].Такой крупный план сочетается с деликатным исследованием душевной организации личности. Герои массовых сцен — не статисты, а яркие, запоминающиеся личности.
Действие с первого по четвертый акт нарастает, в пятом акте все обрывается. В первых четырёх актах подробно описано, как зреет гнев рабочих, который привел их к открытому восстанию, изображенное в финале. В каждом акте последовательно развивается ведущая тема и реализуется центральный конфликт. Бедственное положение ткачей особенно сильно раскрывается во втором акте, который происходит в доме ткача Анзорге. Здесь очень значительна роль ремарки. Она перерастает в выразительную, эмоционально насыщенную картину жизни ткачей. Ремарка служит не только для определения места и времени. Она в детализированной форме дает характерный, обобщённый портрет обездоленных, доведённых до отчаяния ткачей[4].
С приходом отставного солдата Морица Егера растет драматическое напряжение. Он знакомит ткачей с песней «Кровавый суд», властно их захватывающей. Полная гнева и скорби, эта песня становится идейно-композиционным стержнем произведения. Она звучит в наиболее напряжённых, поворотных моментах пьесы. Песня подчеркивает внутреннее единство рабочих. Она помогла ткачам осознать их положение; зовет к солидарности в борьбе с эксплуататорами.
В 3-м акте появляются новые герои. Из их реплик можно сделать вывод о том, что врагами трудящихся выступают и буржуа, и феодалы, и церковники, и буржуазно-юнкерское государство в целом. Гауптман таким образом подчёркивает, что выступление ткачей было не просто голодным бунтом, а выражением социального протеста.
В 4-м акте перед нами роскошный дом Дрейсигера, контрастирующий с жалкой лачугой ткачей. В этой буржуазной цитадели драматург собрал всех, кто противостоит рабочим. Здесь и пастор, и начальник полиции, и жандарм.Ткачи разгромили дом Дрейсигера. Фабрикант со своим семейством трусливо бежит. Это кульминационный момент, предопределяющий скорую развязку. Она неудержимо наступает в 5-м акте[5].
Снова меняется место действия. Перед нами деревня Лангенбилау, куда скоро хлынет поток восставших. Они не дрогнули, когда раздался оружейный залп и полилась кровь. Возмущённые зверствами прусских войск, ткачи переходят в наступление. Пьеса заканчивается отступлением солдат и победой рабочих. Финал «Ткачей», как и многих других пьес Гауптмана, является незавершённым. Автор не дает ясной оценки описанному, что провоцирует читателей и критиков к размышлению.
«Ткачи» - смелый общественный и нравственный акт, взволновавший сердца зрителей. Драматичное столкновение сил, развернувшееся в Германии вокруг «Ткачей», демонстрирует революционный посыл произведения. Пьеса задокументировала острую социальную критику и была широко цитировалась немецкими социал-демократами[5].
Характеристика героев
Главный герой пьесы — народ. Он состоит из множества лиц, каждое из которых своими чертами помогает создать коллективный портрет силезских тружеников. Гауптман мастерски передает народные характеры. Первый акт - широкая экспозиция, изображающая яркую картину социальной среды, в которой разворачивается борьба. Одновременно резко очерчены характеры, которые вступают в эту борьбу. Молодой ткач Бекер, обладающий мужеством и чувством человеческого достоинства, бросает вызов фабриканту Дрейсигеру. В их столкновении обнаруживается главный конфликт пьесы. Здесь четко намечается исходная ситуация, которая в дальнейшем получит разрешение. Бекер обличает фабриканта, наживающегося на поте и крови ткачей, а Дрейсигер прибегает к демагогии, пытаясь показать себя благодетелем рабочих[3].
Внешний конфликт драматург дополняет и усиливает внутренним конфликтом. Это относится и к таким персонажам, как Баумерт, Гильзе. Образ старика Баумерта и многих других персонажей развивается на протяжении всей пьесы, что отличает «Ткачей» от статичной натуралистической «драмы состояния». К этому типу драмы многие исследователи относят пьесу, видя в ней пять эпических сцен, лишённых внутренней связи и движения[3].
Дрейсигер - фабрикант, угнетатель, конфликтный и жадный человек, большой трус. Этот герой все время угнетает своих рабочих — ткачей, постоянно между ними происходят конфликты. Когда ткачи устраивают восстание, он сбегает: «Их бы розгами следовало, эту дрянь».
Пфейфер — приёмщик, бывший ткач, претенциозный человек. По сюжету, при приеме тканей он постоянно был недоволен и всегда упрекал ткачей в качестве их работы: «Сколько раз я говорил: нужно работать чище. Что это за грязь? Тут и солома и узлы в целый палец длиной, и еще какая-то дрянь».
Бекер — молодой ткач, мужественный, обладающий чувством человеческого достоинства. Бекер смог противостоять фабриканту и защитить себя. Он не промолчал, как многие другие ткачи в начале пьесы. «Так что ж что деру? Все равно вы мне глотку не заткнете!»
Нейман — кассир, жадный, придирчивый и скупой человек. Выдавая зарплату ткачам, он был к ним несправедлив. «Мало ли что кому нужно? Мне вот нужно несколько сот талеров. Выдавать — или не выдавать вперед, это дело г-на Дрейсигера.»
Баумерт — бедный ткач, ответственный и заботливый. Старший Баумерт содержит свою семью и всеми силами пытается прокормить родных. «Два года назад я последний раз причащался. После того я продал сюртук, который берег для причастия. На эти деньги мы купили кусочек свинины. С тех пор я мяса в глаза не видал»
Егер — молодой человек, мужественный и смелый солдат. Всегда с пониманием относился к тяжелой жизни Баумерта и его семьи. «Дальше так жить невозможно. Просто глазам своим не верю. Ведь в городах собаки живут лучше вашего.»
Старик Гильзе — честный ткач; человек, который не готов бороться за лучшую жизнь, его устраивает то, что у него есть. Гильзе считал восстание неправильным, он не желал ничего менять в своей жизни. Несмотря на то, что у его семьи не было денег, он заставил дочь вернуть найденную серебряную ложку, хотя, продав её, на эти деньги можно было прожить какое-то время. «Коли у нас нет сала — ешь сухой хлеб, коли нет хлеба — ешь картошку, коли нет картошки — ешь отруби.»
Примечания
- Аксельрод И. И. Социальные мотивы в драмах Гауптмана / Литературно-критические очерки. — Минск: Белтрестпечать, 1953. — 187 С.
- Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней — М.: Академия, 2003. — 510 С.
- Евлахов A.M. Герхарт Гауптман: путь его творческих исканий. — Ростов-на-Дону: Н. Д. Пастуха, 1917. — 151 С.
- Хализев В. Е. Драма как род литературы. — М.: Издательство Московского государственного университета, 1986. −256 С.
- Пронин В. А. История немецкой литературы. — М.: Логос, 2007. — 383 С.
Литература
- Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней — М.: Академия, 2003. — 510 С.
- Пронин В. А. История немецкой литературы. — М.: Логос, 2007. — 383 С.
- Хализев В. Е. Драма как род литературы. — М.: Издательство Московского государственного университета, 1986. −256 С.
- Евлахов A.M. Герхарт Гауптман: путь его творческих исканий. — Ростов-на-Дону: Н. Д. Пастуха, 1917. — 151 С.
- Аксельрод И. И. Социальные мотивы в драмах Гауптмана / Литературно-критические очерки. — Минск: Белтрестпечать, 1953. — 187 С.