Старики на уборке хмеля

«Старики на уборке хмеля» (чеш. Starci na chmelu) — цветной художественный музыкальный фильм производства ЧССР, снятый Ладиславом Рихманом на сюжет Вратислава Блажека (который выступил и как автор текстов песен). Молодёжная мелодрама 1964 года пользовалась популярностью в советском прокате.

Старики на уборке хмеля
Starci na chmelu
Жанр музыкальный фильм / драма / комедия
Режиссёр Ладислав Рихман
Продюсер Иржи Покорны
Автор
сценария
Вратислав Блажек
Ладислав Рихман
В главных
ролях
Владимир Пухольт
Ивана Павлова
Милош Завадил
Оператор Ян Сталлих
Композитор Иржи Бажант
Властимил Гала
Иржи Маласек
Кинокомпания Студия «Баррандов»
Длительность 89 мин.
Страна  Чехословакия
Язык чешский
Год 1964
IMDb ID 0124888

Сюжет

Сквозными персонажами фильма являются три гитариста в чёрном, песни которых обрамляют повествование и временами комментируют действия героев. В начале они предупреждают о том, что расскажут «грустный случай», который мог произойти с любым 18-летним парнем или девушкой, поэтому родителям стоит внимательнее отнестись к этой истории.

Действие разворачивается летом во время уборки хмеля отрядом старшеклассников (сами себя они называют «старики»). Из-за красавицы Ганки возникает конфликт между Филипом и Гонзой. Однажды Ганка приходит на ужин не в рабочей одежде, а в силоновом платье и красивой шляпке. Гонза ставит ей подножку, из-за чего она проливает на себя суп, и Филип бросается на него с кулаками. Учительница просит Филипа не конфликтовать, а председатель колхоза ставит Гонзу в пример как работника, который собирает в день больше всего корзин хмеля.

Ночью Ганке не спится, и из общей девичьей спальни она пробирается на чердак, где, как она обнаруживает, поселился Филип. Филип показывает Ганке своё жилище, в том числе библиотеку любимых книг (Масарик, Сенека, Маркс, Ленин, Шопенгауэр). Он также признаётся Ганке в любви, однако она воспринимает его признание спокойно и, как он вскоре замечает, засыпает в кресле под одеялом. Счастливый от присутствия Ганки, Филип играет ей на фисгармонии и поёт. Привлечённые звуками, снизу приходят девушки и гневно обличают Филипа в том, что он один занял целый просторный чердак. Просыпается Ганка, и все уходят, считая, что помешали влюблённым. Ганка возвращается в девичью комнату, а Филип, которого девушки перед этим окунули в бочку с водой, засыпает и видит удивительный сон. Ему снится, что всех юношей и девушек в отряде распределили по парам и выдали им по отдельной квартире. Сила любви способствовала тому, что план по сбору хмеля был очень скоро перевыполнен. Молодых посещают счастливые родители, о них снимаются телерепортажи.

В реальности всё не так радужно. На следующий день на уборке хмеля Гонза и его дружки требуют у Филипа, чтобы вечером он ушёл с чердака, который займёт сам Гонза. При этом вечером Ганка приходит к Филипу со своим матрасом, чтобы жить вместе с ним «как сестра с братом». Гонза и его дружки приходят и уходят.

Проходит некоторое время, уборка хмеля заканчивается. Гонзе как лучшему работнику дарят огромный торт, по случаю окончания уборки устраиваются танцы. После танцев дружки Гонзы привязывают Филипа в лесу, а Гонза приходит к Ганке, но она убегает от него. Филип освобождается, и они с Ганкой снова уходят к себе на чердак. Однако туда вскоре приходит учительница с председателем, который разыскивает пропавшие у него вещи и которому в окно бросили записку о том, что их надо искать у Филипа. Учительница и председатель понимают, что с Филипом живёт девушка, но не узнают, кто это, потому что Ганка прячется за ширмой. Ганке дают уйти незамеченной, а Филипа запирают. Ночью преподаватели требуют от Филипа объяснений, но он говорит, что между ним и девушкой (имя которой он отказывается назвать) не было того, в чём их обвиняют. После этого Филипа запирают на чердаке, но Ганка приходит к нему и они проводят ночь вместе.

Утром происходит общее собрание школы. Филип и Ганка признаются, что теперь подозрения окружающих оправдались. Их исключают из школы, и они уезжают на автобусе. Во дворе, где вся школа провожает пару, все поворачиваются к Гонзе спиной.

В ролях

  • Владимир Пухольт — Филип (дубляж: Игорь Ясулович)
  • Ивана Павлова (чеш.) — Ганка (дубляж: Роза Макагонова)
  • Милош Завадил — Гонза (дубляж: Ярослав Барышев)
  • Ирена Качиркова — учительница (дубляж: Вера Енютина)
  • Йозеф Кемр — председатель колхоза (дубляж: Владимир Кенигсон)
  • Либуше Гавелкова — Катерина
  • Владимир Клос — Карел
  • Владимир Клоубек — Йирка
  • Йозеф Коничек — гитарист
  • Йозеф Лауфер — гитарист
  • Петр Музил — гитарист
  • Зузана Саврдова — Бозка

Исполнители песен

Отзывы и влияние

В 1967 году с очерком о фильме выступила в журнале «Семья и школа» литературный критик Эдварда Кузьмина. Она отметила, что в фильме «шумное всеобщее вмешательство в первое робкое чувство подростков приводит к обратному результату. Толкают подростков к тому, от чего хотят уберечь». Чешский фильм заканчивается на оптимистической ноте: «Филипп и Ганка повзрослели в испытаниях, нашли друг в друге нравственную опору и с надеждой устремляются навстречу новой жизни». Как пример близкой истории, в которой вмешательство взрослых приводит к трагической развязке, критик указывает на советский фильм «А если это любовь?»[1].

Актёр и режиссёр Ян Верих[2]:

Мне очень понравились «Старики на уборке хмеля» — удачная попытка создания мюзикла. В фильме чувствуется влияние «Вестсайдской истории», но это не страшно: в искусстве всегда одно вытекает из другого. Сценарий Вратислава Блажека и Ладислава Рихмана великолепен! Он написан просто, весело, с большими симпатиями к молодёжи.

Киновед Андрей Халпахчи[3]:

Моральное сопротивление — это ведь не только о политике. Взять ту же пражскую школу: помню, меня в 16 лет поразила картина «Старики на уборке хмеля». Да она же просто антисоветская! Потому что молодёжь в ней была не такая, какой её хотела видеть и показывать система.

В том же 1964 был снят другой знаменитый чешский музыкальный фильм — «Лимонадный Джо», котором в качестве одного из композиторов также выступил Властимил Гала (чеш. Vlastimil Hála), а одним из исполнителей песен был Карел Готт. Как отмечает киновед Сергей Лаврентьев, несмотря на отсутствие в прокате того времени главных лент чехословацкой «новой волны», «тотальная популярность» развлекательной кинопродукции ЧССР (такой, как «Лимонадный Джо», «Старики на уборке хмеля», «Призрак замка Моррисвиль», «Конец агента») свидетельствовала о том, что, тем не менее, «магистральные идеи „новой волны“, существующие здесь в „снятом виде“ (иронический скепсис в отношении к жизни, например), были не только донесены до нашего зрителя, но и восприняты им»[4].

Дополнительные факты

  • По воспоминаниям Матвея Ганапольского, во время его юности в киевском кинотеатре «Жовтень» произошёл следующий казус: на афише название нового фильма было написано ошибочно как «Старики на уборке хлеба». Эту надпись впоследствии сфотографировали и опубликовали в юмористическом журнале «Перец»[5].

Примечания

  1. Эдварда Кузьмина. Победа чистого сердца // «Семья и школа», 1967, № 2, с. 43. Также см.: Эдварда Кузьмина. Светя другим: полвека на службе книгам. М.: Юность, 2006. Стр. 210.
  2. Волшебник с острова Кампы: Рассказывает Ян Верих // «Советский экран», 1966. № 11, с. 17.
  3. Корреспондент: В ожидании Молодости. Интервью с Андреем Халпахчи — Korrespondent.net
  4. Сергей Лаврентьев. Оазис в красной пустыне // «Советский экран». № 3, 1990.
  5. Утро с Матвеем Ганапольским, 25 ноября 2014

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.