Стан Сенег

Стан Сенег[1], или Сенегский стан[2] — историческая административно-территориальная единица Владимирского княжества, позже Владимирского уезда Замосковного края Московского царства.

Крайний западный стан Владимирского уезда, смежный с Переяславским и Московским уездами. Располагался в южной части позже образованного на этой территории Покровского уезда Владимирской губернии[3].

Название вероятно происходит от речки Сеньга, которая протекала по части волости и впадала в Клязьму[3]. В среднем течении Сеньги находится проточное озеро с таким же названием, а на его берегу с давних пор располагалась деревня (впоследствии село) Сеньго-озеро. В устье Сеньги находился починок Сеньга-Лазаревка. Происхождение слова «Сеньга» неясно, и по этому поводу существуют различные предположения. В свою очередь, непонятное смысловое значение порождает различные произношения: местные жители именуют реку (и озеро) Сеньга, Сеньго и даже Сенег с ударением как на первом, так и на втором слогах. Возможно, что «Сенега» является усеченным словом «Сенега». В пользу этого говорит название существовавшего здесь древнего стана Сенег[4].

Территория стана была населена людьми с очень давних времен. На берегах Сеньги открыты стоянки бронзового века, которые датируются III—II тысячелетиями до нашей эры. Древнерусские селища ХIIХIII веков существовали на берегах озера Сеньга[4]. Во второй половине XIV века один из водных торговых путей пролегал вниз по реке Москве до устья Нерской, по Нерской поднимались до её верховьев и через волок попадали в реку Ушму, а из неё — в Клязьму[5]. Предполагается, что в эти времена богатеющая область по Ушме была дана в вотчину российским митрополитам. Из стана Сенег, относившегося к Владимирскому уделу, была выделена митрополичья волость, получившая название Сенег (Сеньга, Сенежская)[6]. Филологи считают, что изменение названия произошло с переходом прибалтинско-финского «г» в «ж» на русской почве: Сеньга, Сенег — Сенеж[7].

Основными единицами территориального деления древней Руси были волости и станы. В XVII веке эти два понятия были очень часто синонимическими, их историческое происхождение, а следовательно, и первоначальное значение были совершенно различны. Наиболее древним из двух была волость. Волость в это время представляла известных размеров сельский округ, внешним образом объединявшийся общими выборными должностными лицами, носившими название старост, сотских и т.п[8]. На основании доступных письменных источников непонятно какая территория относилась к стану Сенег, а какая к Сенежской волости.

«C постепенным развитием административной деятельности общинное волостное деление стало мало-помалу заменяться административным. Стан, очевидно, принадлежал к последней категории. Станы древних русских князей и становища, то есть бывшие места их стоянки, упоминаются на первых страницах наших летописей. Уже в это время население стекалось сюда, вероятно, для выдачи князьям разных даней, кормов, поклонов и даров или для суда. То же видим мы и впоследствии, ибо станом в уставных грамотах XV и XVI вв. называется место стоянки тиуна или доводчика, где сосредоточиваются кормы и производится суд. Так как на уезд приходилось по нескольку таких лиц, то и станов устраивалось соразмерное количество, а отсюда округов, тянувших судом и данью к такому стану и получивших также наименование станов, приходилось по нескольку на уезд.»

Населённые пункты и пустоши в XVI—XVIII веках

  • В Возминской половине погост на Орехове на реке Клязьма. При погосте церковь Николая Чудотворца. Церкви принадлежала пустошь Милославская на суходоле. В 1705 году погост ещё существовал[2].
  • Деревня Старая на суходоле, недалеко от погоста на Орехове[2].
  • В заболоцкой половине погост на речке Сеньга. При погосте церковь Николая Чудотворца[2].
  • Деревня Варениха[2].
  • Погост Покрова Пресвятой Богородицы на суходоле (1705 год)[2].
  • Погост Сенег у Святого озера. При погосте церковь Спаса Преображения. На погосте располагался патриарший рыбный двор. Близ погоста располагались земли Ивана Васильевича Шереметева и его жены[2].
  • Село Филисово с деревнями — вотчина Фёдора Ивановича Шереметева[2].
  • Село Жашюкино, впоследствии пустошь на реке Вохне. Владельцы: Лев Матюшкин, Орина Балакирева, её сын, её внук Григорий Прокофьевич Большой Балакирев, позже — Григорий Прокофьевич Меньшой Балакирев[2].
  • Деревня, сельцо Жашки, относилось к стану Ловчего пути. После смерти Григория Прокофьевича Меньшого Балакирева, постошь названная деревней переходит во владение его родного племянника Афанасия Фёдоровича Протасьева, который в 1774 году продаёт её надворному советнику Владимиру Ивановичу Дружинину. В 1774 году В. И. Дружинин обращается в Вотчинную коллегию с просьбой построить в сельце Жашково церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. В 1774 году такое разрешение получено, в отказных книгах населённый пункт называется: село Знаменское (Жашково тож)[2].

Примечания

  1. Водарский Я. Е. Население России в конце XVII — начале XVIII века: Численность, сословно-классовый состав, размещение. М.: Наука, 1977.
  2. Холмогоров В. И. Материалы для истории церквей Владимирской губернии. Вып. 6. Отд. 3. Для Владимирской, Гусской, Медужской и Ярополческой десятин Владимирского уезда.. — Отдел 3, выпуск 6. М.: Тип. Русского товарищества, 1911.
  3. Готье Ю. В. Материалы по исторической географии Московской Руси. Замосковные уезды и входившие в их состав станы и волости по писцовым и переписным книгам XVII столетия. М.: Тип. Г. Лиссера и Д. Совко, 1906.
  4. В. Н. Алексеев, В. С. Лизунов. Моя малая родина. Руководство по краеведению. — Орехово-Зуево, 1998.
  5. Веселовский С., Снегирев В., Коробков Н. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры ХIV-ХІХ вв. М., 1955.
  6. Огурцов В. Д. Детство нашего края // Альманах "Богородский край". — 2001. — Вып. 1.
  7. Ююкин М. А. Этимологический словарь летопиcных географических названий северной и восточной Руси. М.: Флинта, 2015. — 387 с. — ISBN 978-5-9765-2236-7.
  8. Готье Ю. В. Замосковный край в XVII веке. — 1-е. М., 1906. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 марта 2019. Архивировано 24 февраля 2019 года.
  9. Лаппо-Данилевский А. С. Организация прямого обложения в московском государстве со времен смуты до эпохи преобразований. СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1890.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.