Сиганос, Манолис
Манόлис Сиганόс (греч. Μανώλης Σιγανός) 1904—1972) — греческий политический деятель, член руководства Коммунистической партии Греции. Участник антифашистского Сопротивления, командир II бригады I корпуса Народно-освободительной армии Греции (ЭЛАС) в Афинах[1].
Манолис Сиганос | |
---|---|
греч. Μανώλης Σιγανός | |
Дата рождения | 1904 |
Место рождения | Скалани, Критское государство |
Дата смерти | 1972 |
Место смерти | Афины |
Род деятельности | политик |
Партия | Коммунистическая партия Греции |
Молодость
Манолис Сиганос родился в селе Скалани, расположенном в 11 км от города Ираклион. Отец, Яннис Сиганос, происходил из семьи помещиков села Крица, мать, Эвантия Массару, происходила из знатной семьи Агиоса Николаоса. Манолис был первым из 5 детей семьи. Он учился в начальной школе в Скалани, а затем в гимназии в Ираклионе, после чего, в 1922 году, поступил на медицинский факультет Афинского университета. Его студенческие годы пришлись на бурное десятилетие в политической жизни страны. В этих условиях и находясь в гуще событий, Сиганос принял участие в студенческом и рабочем движении и вступил в компартию Греции. В 1925 году его мать умерла от туберкулёза и он поклялся стать фтизиатром (врачом специализирующемся на туберкулёзе). Он получил диплом врача 20 декабря 1929 года. С установлением диктатуры генерала И. Метаксаса (4 августа 1936 года) и будучи функционером компартии, Сиганос был арестован. Он был сослан на пустынные острова Эгейского моря[2], после чего, в феврале 1937 года был переведен в крепость-тюрьму Акронафплия города Нафплион. Рассматриваемый властями как один из основных деятелей компартии, он, вместе с другими 33 видными коммунистами, был заключён в камеру изоляции Ε’, с тем чтобы они не входили в контакт с остальными 600 заключёнными. Вместе с ним в этой камере находились Яннис Иоаннидис, Κ. Теос, К. Лулес, А. Дзимас, П. Корнарос, М. Порфирогенис, Х.Паганас и другие видные деятели партии. В этой камере он находился с 8 марта 1938 года по 23 апреля 1941 года, когда заключённые коммунисты были переданы охраной тюрьмы вступившим в Нафплион немецким войскам.
Сопротивление
Роль Сиганоса в качестве врача была неоценимой для заключённых, поскольку он был единственным врачом специализировавшимся на туберкулёзе, а в условиях Акронафплии туберкулёз стал самой распространённой болезнью заключённых. Он заботился о больных не только как врач, но и организовал отправку в туберкулёзные санатории 5 групп заключённых.
За полгода до начала оккупации, в октябре 1940 года, Сиганос способствовал бегству из тюремного туберкулёзного диспансера «Сотирия» члена ЦК компартии Г. Эллинудиса[3].
Уже в годы оккупации, с одной из этих групп и будучи уже и сам больным туберкулёзом, он был отправлен 9 мая 1942 года в санаторий Петра Олимпа. Многие заключённые бежали отсюда, включая будущих деятелей Сопротивления Н. Плумбидиса, Теоса, Барзотаса, Я. Иоаннидиса. Сиганос был организатором побега 12 коммунистов-туберкулёзников. Побег состоялся 14 июля 1942 года. Вместе с коммунистами бежал и охранявший их жандарм. Сиганос добрался до Афин. С лета 1943 года отмечается его участие в деятельности Организации охраны народной борьбы (греч. Οργάνωση Περιφρούρησης Λαϊκού Αγώνα-ОПЛА). По сегодняшний день деятельность этой всегреческой организации окутана пеплом таинственности. В силу того, что кроме превентивных мер против гестапо и других секретных служб оккупационных властей, деятельность ОПЛА была направлена в против греческих коллаборационистов и спекулянтов, правые круги в Греции характеризуют деятельность этой организации террористической и кровавой. Характерен почерк организации. На двери будущей жертвы организации краской рисовались часы со стрелками, наведенными на без десяти двенадцать. Если греческий коллаборационист или спекулянт игнорировал предупреждение, вторым шагом было устное предупреждение, а третьим — убийство. Отмечено участие Сиганоса в терроризировании и убийствах спекулянтов продовольствием, а также портовых чиновников, изымавших деньги у тех из евреев, которые пытались покинуть страну морем.
В дальнейшем Сиганос возглавил II городскую бригаду I корпуса Народно-освободительной армии Греции (ЭЛАС).
К началу 1944 года городские отряды ЭЛАС практически контролировали пригороды Афин, что выделяло на тот момент греческую столицу на фоне других оккупированных столиц Европы. Оккупационные войска совершали налёты в пригороды, как правило в дневное время суток[4]. Восхищённый борьбой афинян французский эллинист Роже Милльекс писал, что Афины являлись «столицей европейского Сопротивления»[5].
К июню 1944 года немцы почти ежедневно и поочерёдно совершали налёты и облавы в пригородах и рабочих кварталах Афин. Направляясь на подпольную встречу, для подготовки отражения налёта на городской район Калитея, Сиганос попал в засаду немецких войск, был ранен и бежал. Однако затем был остановлен коллаборационистами из батальонов безопасности, у которых его рана вызвала подозрения, и был передан немцам.
После сверки его отпечатков пальцев с архивом Центральной охранки оккупационные власти уже знали, с кем имеют дело.
Он подвергся пыткам в отделении Гестапо по улице Мерлин. Он был приговорён к смерти, первым в списке 10 заключённых. Приговор был озвучен в субботу и должен был быть приведен к исполнению в понедельник (немцы не расстреливали в воскресенье). Он бежал в ночь на воскресенье[6]. К октябрю 1944 года он возглавил 6-ю дивизию ЭЛАС в Восточной Македонии[7]. Сразу по освобождении страны силами ЭЛАС Сиганос стал секретарём в министерстве сельского хозяйства в правительстве национального единства. После начала декабрьских боёв в Афинах, где городские отряды ЭЛАС противостояли британской армии, Сиганос был в составе делегации ЭАМ — ЭЛАС, на переговорах 29 декабря 1944 года, в присутствии британского премьера Черчилля[8]:231.
Гражданская война
После декабрьских событий, в январе 1945 года, компартия Греции пошла на подписание Варкизского соглашения, полагая что это приведёт к примирению в стране. Однако разоружение частей ЭЛАС, которое было одним из условий соглашения, в действительности привело к разгулу т. н. Белого террора, ставшего прелюдией гражданской войны (1946—1949). Сразу после Варкизского соглашения руководство компартией возглавил освобождённый из немецкого концлагеря Дахау довоенный генсек партии Н. Захриадис. Учитывая опыт Сиганоса в ОПЛА, его природную смелость и силу, а также его навыки врача, политбюро компартии назначило его своего рода телохранителем генсека. По совместительству он также сопровождал первую жену генсека, чешку Маню Захариаду, и его сына Кира[9].
В 1947 году Сиганос сопровождал Н. Захариадиса в Прагу. В разгар гражданской войны Сиганос был отправлен на Крит, в качестве ответственного от Демократической армии. Он был арестован в районе города Ретимнон в начале 1949 года. Подвергся пыткам и был приговорён к смерти.
Кефалиния
После окончания Гражданской войны (октябрь 1949) Сиганос последовательно был заключённым ряда греческих тюрем и концлагерей. Он был заключённым на острове Кефалиния, когда остров в июне 1953 года подвергся разрушительному землетрясению[10]. В то время как жандармы охраны разбежались по своим сёлам спасать своих близких, заключённые коммунисты, включая приговорённых к смерти, вышли за колючую проволоку, но не бежали, а стали оказывать помощь раненным и оказавшимся в завалах жителям. Врачи М. Сиганос, С. Канавос и С. Синтихакис, и студенты медицинских факультетов развернули одеяла во дворе лагеря и оказывали помощь пострадавшим, не располагая при этом практически никакими средствами (раны промывались морской водой).
Обстановка в этом импровизированном госпитале стала улучшаться, когда стали поступать медикаменты с кораблей, включая корабли недавно созданного Израиля. На руках Сиганоса умер героический пекарь, который продолжал поставлять заключённым и раненным хлеб, несмотря на полученные им при землетрясении ожоги[11].
Последние годы
Сиганос был освобождён в 1954 по состоянию здоровья, вновь арестован и вновь освобождён по состоянию здоровья в 1963 году. Согласно свидетельству сына Н. Захариадиса, Иосифа, Сиганос некоторое время находился в Москве, передавая через Иосифа чувства любви и преданности бывшему генсеку партии, сосланного советскими властями в Сургут[12]. С установлением в стране военного режима чёрных полковников (1967) и несмотря на проблемы с сердцем, Сиганос был отправлен в концлагеря на остров Ярос, а затем на остров Лерос. После освобождения в 1972 году, Сиганос умер от инфаркта на лавочке в парке при Выставочном зале «Заппион»[13][14].
Примечания
- Aπό μέρα σε μέρα | ΡΙΖΟΣΠΑΣΤΗΣ
- Το νησί των πολιτικών εξορίστων | ΠΟΛΙΤΙΚΗ | ΡΙΖΟΣΠΑΣΤΗΣ
- Στη Μνημη Αγωνιστων | Μνημεσ Αγωνιστων | Ριζοσπαστησ
- 1944: Η μάχη στο «Κάστρο του Υμηττού» (недоступная ссылка)
- Sarantakos.com
- Ο γιατρός μανόλης Σιγανός
- Οι σεισμοί του 1953 στην Κεφαλλονιά και τη Ζάκυνθο και οι πολιτικοί κρατούμενοι των φυλακών τους — Άρθρο
- Δεκέμβρης του 44, εκδ. Σύγχρονη Εποχή, Αθήνα 2014, ISBN 978-960-451-183-1
- Σύντροφος και άνθρωπος | ΙΣΤΟΡΙΑ | ΡΙΖΟΣΠΑΣΤΗΣ
- Οι σεισμοί της Κεφαλονιάς του 1953. Ιστορικό, μαρτυρίες, video (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июля 2016. Архивировано 21 июля 2016 года.
- Σεισμοί 1953 — Φυλακές Αργοστολίου: H προσφορά των πολιτικών κρατουμένων — KefaloniaToday.com
- Σήφης Ζαχαριάδης: Ο πατέρας μου Νίκος Ζαχαριάδης
- Αϊ-Στράτης: Θυμήματα εξορίας - Κώστας Βάρναλης - Google Books
- ΣΑΝ ΣΗΜΕΡΑ | Aπό μέρα σε μέρα | ΡΙΖΟΣΠΑΣΤΗΣ