Селивановский, Семён Иоанникиевич

Семён Иоанни́киевич Селивано́вский (10 апреля 1772, село Дединово, Коломенский уезд, Московская губерния — 7 июня 1835, Москва) — в первой четверти XIX века являлся одним из крупнейших типографов и книгоиздателей Москвы.

Селивановский, Семён Иоанникиевич
Дата рождения 10 апреля 1772(1772-04-10)
Место рождения село Дединово, Коломенский уезд, Московская губерния
Дата смерти 7 июня 1835(1835-06-07) (63 года)
Место смерти Москва, Российская империя
Подданство  Российская империя
Род деятельности типограф, книгоиздатель
Супруга Екатерина Фёдоровна Шишкина
Дети сын Николай

Селивановский печатал первое издание «Слова о полку Игореве» и произведения современных ему авторов: Карамзина, Жуковского и др. В 1825 г. начал выпуск Полной Русской энциклопедии в 45 томах, но вышло только 3 тома, так как издание было приостановлено из-за расследования событий 14 декабря 1825 года и возможной причастности к ним самого Селивановского.

Деятельность С. И. Селивановского оставила заметный след в истории российского книгопечатания XIX века[1].

Биография

Семён Иоанникиевич Селивановский родился 10 апреля 1772 года в семье крепостных крестьян в селе Дединово на Оке. В 1785 году получивший вольную 13-летний Семён Селивановский поступил в ученики в московскую типографию, принадлежавшую его дяде М. П. Пономарёву[2][3].

В 1789 году уехал в Петербург совершенствоваться в печатной и словолитейной профессиях.

С 1793 г. начал самостоятельное дело, заключив договор о содержании типографии московского книготорговца Завьялова. До 1797 г. в типографии было издано более 60 книг, составителем или редактором нескольких из них был сам Селивановский.

В 1796 году указом[4] Екатерины II, были упразднены частные типографии и в 1797 году Селивановский по приглашению адмирала М. С. Мордвинова уехал в Николаев на должность смотрителя Черноморской Адмиралтейской типографии.

До 1825 года

Титульный лист первого издания «Слова о полку Игореве»

В 1800 году берёт в аренду в Москве, находившуюся в расстройстве, Сенатскую типографию и с успехом завершает начатое там первое издание «Слова о полку Игореве» — при нём были напечатаны 1200 экземпляров «Слова» под названием «Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя новагорода-северского Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие»[5][6].

В 1802 году, когда Александр I вновь разрешил «вольные» типографии, Селивановский, не оставляя Сенатской типографии, открыл ещё и собственное дело. Его типография размещалась в здании на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка.

31 января 1805 года Селивановский женился на Екатерине Фёдоровне Шишкиной. 25 ноября у них родился сын Николай.

Ценивший книгу и её роль в общественной жизни типограф превратил своё заведение в одно из лучших в Москве. С 1807 года при типографии открылась библиотека, в которой, кроме новых изданий, были произведения Ломоносова, Новикова, Крылова, французских просветителей.

Типография не прекращала работать до вступления Наполеона в Москву в 1812 году: за три дня до этого в ней было напечатано воззвание генерал-губернатора Ф. В. Ростопчина к горожанам с призывом к борьбе с французами. После московского пожара Селивановский издаёт книги по собственному выбору, принимает заказы авторов или других издателей. Как издатель, он придавал большое значение оформлению книг, подбору шрифтов, виньеток.

В «Типографии Селивановского» печатались Н. М. Карамзин, К. Ф. Рылеев, И. И. Дмитриев, Д. В. Давыдов, Ф. и С. Н. Глинки, П. Я. Яковлев, Д. В. Веневитинов, В. А. Жуковский, А. Ф. Мерзляков, А. Ф. Вельтман, А. А. Бестужев-Марлинский, В. В. Пассек, К. Ф. Калайдович, Н. Д. Иванчин-Писарев. Значительное место в перечне изданий Селивановского занимали журналы и альманахи («Пантеон российских авторов», «Енисейский альманах»[7], «Утренняя звезда», «Муза новейших российских стихотворцев»). Издавались и книги иностранных авторов: Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтера и др.

Качество изданий типографии и обязательность её хозяина в исполнении заказов привлекали к нему самых взыскательных клиентов. В 1803—1815 годах в типографии Селивановского было напечатано собрание сочинений Н. М. Карамзина в 11 томах.[8] В 1816 году коллекционер древнерусских рукописей граф Н. П. Румянцев поручил ему продолжить публикацию (со второго тома) «Собрания Государственных Грамот и Договоров, хранящихся в Государственной Коллегии Иностранных Дел» и ряда исследований. Селивановский напечатал и описание рукописей и старопечатных книг из собрания Ф. А. Толстого. Его исторические издания отличались художественностью факсимиле и специальных шрифтов, имитирующих рукописи.

В 1820 году для Вольного общества любителей российской словесности, членами которого состояло немало будущих декабристов, для школ взаимного обучения в типографии были напечатаны «Таблицы букв, складов отдельных слов и чтения». Вскоре, весь тираж издания «по высочайшему повелению» был сожжён.

Участники тайных обществ первой четверти XIX века, изучавшие произведения французских просветителей, обращали внимание на издателей этих сочинений в России. Так, в их поле зрения попал и московский книгоиздатель — купец второй гильдии С. И. Селивановский.

После 1825 года

Титульный лист сборника стихотворений К. Ф. Рылеева «Думы», отпечатанного в московской типографии С. Селивановского в 1825 году

В 1824 году типограф через действовавшего по просьбе автора П. А. Муханова получил предложение напечатать отдельными книжками произведения К. Ф. Рылеева «Думы» и «Войнаровского»[9]. После знакомства с издателем, Рылеев в январе 1825 г. писал в Москву: «Прошу сказать моё истинное почтение г. Селивановскому. Он у меня из головы не выходит. Истинно почтенный человек!»[10]. После 14 декабря 1825 года среди арестованных оказались и знакомые лично с ним и с его книгоиздательской деятельностью. Имя Селивановского было упомянуто в показаниях В. И. Штейнгеля от 30 апреля 1826 года по поводу обсуждения с Рылеевым возможного приёма в члены общества представителей купечества[11]:

…Селивановский — известный типографщик — преобразованнее других, но, впрочем, он не капиталист, а притом и без приёма в обществе содействует оному изданием книг, к распространению свободных понятий служащих».

Штейнгель упомянул, что издатель поддерживал дружеские отношения с киевским митрополитом Евгением и советовался с ним о возможности издания в России «Энциклопедического словаря», а также пересказал мнение Селивановского о том, что в московском Училище сельского домоводства дети крепостных воспитываются так, «чтобы они восчувствовали необходимость и цену свободы». В комментариях к выписке из показаний Штейнгеля председатель Следственного комитета А. И. Татищев написал: «Комитет из сего изволит заметить, что люди всех состояний стремятся теперь к одному предмету и что без всякого общества существует особенная связь и сношение между свободомыслящими»[12].

Уже 10 мая 1826 года в доме Селивановского был проведён обыск.

В результате у него были изъяты все материалы затеянного с 1821 года издания Полной русской энциклопедии в 45 томах, а также одобренные Цензурным Комитетом Императорского Московского Университета и уже отпечатанные первые 3 тома. Одним из авторов статей энциклопедии был В. К. Кюхельбекер. Следственный комитет не обнаружил в отобранных у Селивановского бумагах ничего подозрительного и положил «возвратить все сии бумаги и книги к московскому генерал-губернатору»[13].

К сожалению, Селивановскому, уже печатавшему в 1818 году первую русскую военную энциклопедию — «Военный словарь» С. А. Тучкова, завершить издание не удалось. Московский генерал-губернатор Д. В. Голицын приказал держать издателя под тайным надзором полиции, а печатание энциклопедии остановить.

Селивановский с заинтересованностью относился к развитию типографского дела в удалённых от столиц городах России. Организованная им словолитня обеспечивала шрифтами и другие типографии.

В 1826 году оренбургский генерал-губернатор П. К. Эссен, не зная, что после восстания на Сенатской площади Селивановский, подозреваемый в содействии декабристам, находился под следствием[14], обратился к нему за помощью в оборудовании типографии Оренбургского отдельного корпуса. По заключённому контракту в город прибыли подводы с печатным станом, сорока пятью пудами различных шрифтов, запасом типографской краски и бумаги. Селивановский прислал также «типографского мастера из свободных московского мещанина Гончарной слободы Алексея Петрова Новикова». В договоре с Новиковым указано, что быть ему «при типографии в должности наборщика на 1 год с положением платы по 400 рублей государственными ассигнациями; выходить на работу в 7 часов утра и уходить в 7 часов вечера; учить учеников типографскому искусству». 10 мая 1827 года типография уже начала работать[15].

Николай Семёнович Селивановский

Умер 7 июня 1835 года. Похоронен в Симонове монастыре рядом с Д. В. Веневитиновым[16].

В перечне книг, выпущенных типографом С. И. Селивановским в 1801—1835 годах, насчитывается 927 наименований[3]. Митрополит Евгений (Болховитинов), который когда-то вместе с бывшим крепостным служил корректором в типографии М. П. Пономарёва, 30 марта 1829 года писал известному издателю, что теперь «у вас самих такая типография, какой и немцы не устроят, и вам завидовать некому при всем вашем пристрастии к сему художеству»[17].

После смерти Селивановского типография перешла к его сыну Николаю и просуществовала до 1859 года.

Примечания

  1. Любавин М. Издатель и типограф Семен Селивановский — //в кн.: Альманах библиофила. Вып. XX — М.: Книга, 1981, 336 с., — сс. 142—155
  2. Чусова М. Бекетовы и Селивановские в Симоновой слободе
  3. Куприянова Т. Г. История предпринимательства в книжном деле России: учебное пособие — М.: Московский гос. ун-т печати, 2007. — 193 с. ISBN 978-5-8122-0916-2
  4. 15 (26) января 1783 года императрица Екатерина II издала указ «О вольных типографиях», разрешавший частным лицам заниматься издательской деятельностью. 16 (27) сентября 1796 года, столкнувшись с активным развитием в государстве книгоиздательства, бурным ростом количества «вольных типографий» и «происходящими от того злоупотреблениями», Екатерина II подписала «Указ об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг, об учреждении на сей конец ценсур… и об упразднении частных типографий»
  5. Берков П. Н. Заметки к истории изучения «Слова о полку Игореве»
  6. Гребенюк В. П. Экземпляры первого издания «Слова о полку Игореве» — //в кн.: Альманах библиофила. Вып. XXI — М.: Книга, 1986, 312 с., — сс. 47-61
  7. Енисейский альманах на 1828 год, Ивана Петрова: Проза и стихи
  8. Смирнов-Сокольский Н. П. Моя библиотека. В 2 тт. — М.: Книга, 1969
  9. Рылеев. Дата обращения: 9 июля 2013.
  10. Рылеев К. Ф. Полное собрание сочинений — М.-Л.: 1934, с. 480
  11. Восстание декабристов. Документы. Том XIV — М.: Наука, 1976, сс. 166, 171
  12. Восстание декабристов. Документы. Том XVI — М.: Наука, 1986, с. 295
  13. Восстание декабристов. Документы. Т. XVI . Журналы и докладные записки Следственного комитета — М.: Наука, 1986, с.220
  14. По иронии судьбы, как раз в этот период Эссен оказался вовлеченным в процесс по делу тайного оренбургского общества, существование и деятельность которого генерал-губернатор долгое время отрицал. Сосланный в Оренбург, мнимый декабрист Ипполит Завалишин, оказался провокатором и не только выдал участников общества, но и написал донос на самого Эссена — Рабинович М. Д. Новые данные по истории Оренбургского тайного общества. Вестник АН СССР, № 7. 1958
  15. Создание собственной типографии в Оренбурге (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 июля 2013. Архивировано 12 июля 2013 года.
  16. Бекетовы и Селивановские в Симоновой слободе. Дата обращения: 9 июля 2013.
  17. Типографии П. П. Бекетова, С. И. Селивановского, А. И. Семена и других
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.