Сбоев, Василий Афанасьевич

Василий Афанасьевич (Александрович[1]) Сбоев (1810—1855 (1856[1])) — русский писатель, этнограф, адъюнкт русской словесности.

Василий Афанасьевич Сбоев
Дата рождения 21 марта 1810(1810-03-21)
Место рождения
Дата смерти 8 июня 1855(1855-06-08) (45 лет)
Место смерти Казань
Страна  Российская империя
Научная сфера Словесность, этнография
Место работы Казанский университет
Альма-матер
Известен как этнограф
Произведения в Викитеке

Биография

Родился 21 марта 1810 года в селе Чернуха Макарьевского уезда Нижегородской губернии в семье местного дьяка Афанасия Яковлева. Рано осиротел, воспитывался у родственника матери, священника Введенской церкви с. Кошки, Чурашево тож, Чебоксарского уезда (ныне с. Первое Чурашево Мариинско-Посадского района) И. С. Протопопова (деда Н. И. Золотницкого, языковеда и этнографа)[2].

После окончания в 1829 году курса в Казанской духовной семинарии, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, курс которой и окончил в 1833 году[3] кандидатом, с правом на степень магистра, после чего определён в Казанскую духовную семинарию учителем церковной истории и греческого языка.

17 сентября 1840 года перемещен в Симбирскую семинарию, в которой преподавал библейскую и церковную историю, археологию и каноническое право, а также немецкий язык.
Запомнился своим ученикам красноречием:

К концу года в отношении популярности среди учеников Капитон Иванович [Невоструев] стал соперничать с известным тогда в Симбирске профессором В. А. Сбоевым, славившимся красноречием.

Андреев В.[4]

Будучи 20 февраля 1841 года удостоен Казанским университетом степени магистра российской и славянской словесности, уволился из духовно-учебного ведомства — был приглашён попечителем Казанского учебного округа М. Н. Мусиным-Пушкиным в Казанский университет[5][6]:

… Василий Афанасьевич из преподавателей семинарии попал на университетскую кафедру, благодаря лишь счастливой случайности. На страстной неделе 1840 года, казанский попечитель М. Н. Мусин-Пушкин присутствовал на церковной службе в Крестовой церкви, где в тот день говорил проповедь учитель семинарии Сбоев. Проповедь говорена на тему о том, что «все младшие должны безусловно почитать старших и все подчинённые должны беспрекословно повиноваться своим господам и начальникам»; она привела Мусина-Пушкина в восторг. Попечитель до такой степени был очарован словами проповедника, что тут же, не выходя из храма, стал осведомляться об ораторе и через короткое время определил его на кафедру русской словесности казанского университета.

31 декабря 1841 года согласно избранию совета назначен исполняющим должность адъюнкт-профессора Казанского университета по кафедре русской словесности. Утвержден адъюнктом 12 марта 1843 года.

Уволен из университета по собственному желанию 29 ноября 1850 года. Скончался в Казани 8 июня 1855 года.

Труды

Список трудов В. А. Сбоева, опубликованных в XIX веке, составлен на основе информации казанского краеведа и библиографа Николая Агафонова (1842—1908)[7] и Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона[1]:

Прочее

  • Адъюнкт Сбоев принимал вместе с другими преподавателями вступительные экзамены в университет у Л. Н. Толстого[5].
  • Известны противоречивые сведения о преподавании Сбоева в Казанском университете:

В. А. Сбоев <…> не мог долго избавиться от «академических замашек», то есть манер воспитанника Духовной академии. Любил жесты, своеобразно ставил ударения в некоторых словах: актер (на первый слог), Кукольник (на второй слог), лекции читал «зычным» голосом. Но лекции его студенты ценили как толковые и занимательные, а сам он был хорошим и добрым человеком, со студентами, что называется, «душа»; под конец был подвержен известной «российской слабости».

Мартынов А. Ф.[5]

Сбоев был действительно красноречив, обладая всеми внешними качествами оратора, любил щегольнуть остротами, а иногда и нескромными анекдотами; но под конец слишком легко относился к своему делу... Лекции В. А. Сбоева по русской словесности не отличались, однако, какими-либо достоинствами. Они, по словам слушателей, были безжизненны по изложению и крайне бедны содержанием, не оставлявшие в голове и сердце студента никакого научного следа, кроме скуки. Этих сбоевских лекций совсем почти не записывали стеденты, хотя читавший их и сохранял за собой славу оратора...

Агафонов Н. Я.[7]

Примечания

  1. Сбоев, Василий Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.
  2. Димитриев В. Д. Бичурин и Чувашия. //Известия Национальной Академии наук и искусств Чувашской Республики. — 1998. №1. — С. 21-52.. www.bitchurin12007.narod.ru. Бичуринская основная общеобразовательная школа им. И. Я. Яковлева.
  3. Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 — Петроградской) духовной академии 1814—1894, 1896—1918 гг. // Сайт Александра Александровича Бовкало
  4. Валеев Н. М. Учебная и научно-педагогическая деятельность К. И. Невоструева // «Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya». — 2015.   4 (6). ISSN 2409-3378.
  5. Бушканец Е. Г. Юность гения. / Ефим Бушканец ; авт. предисл. Л. Е. Бушканец // Нева. — 2008. — N 8. — С. 188—206.. magazines.russ.ru. Журнальный зал в РЖ, «Русский журнал».
  6. Крючков А. Бытописатель казанский // Элита Татарстана : журнал. — 2015. — Ноябрь. С. 87—89.
  7. Агафонов Н. К биографии В. А. Сбоева // Из Казанской истории. — Казань, 1906. — С. 205—208. — 224 с.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.