Сарти, Джузеппе

Джузе́ппе Са́рти (итал. Giuseppe Sarti; крещён 1 декабря 1729, Фаэнца — 28 июля 1802, Берлин) — итальянский композитор и дирижёр. Около 20 лет жил и работал в России, внёс существенный вклад в историю российской музыкальной культуры.

Джузеппе Сарти
Giuseppe Sarti
Основная информация
Дата рождения 1 декабря 1729(1729-12-01)[1]
Место рождения
Дата смерти 28 июля 1802(1802-07-28) (72 года) или 28 февраля 1802(1802-02-28)[1] (72 года)
Место смерти
Страна  Италия
Профессии
Инструменты Орган
Жанры опера, классическая музыка и литургическая музыка[d]
 Медиафайлы на Викискладе

Очерк биографии и творчества

Сын ювелира, любительски игравшего на скрипке, Сарти получил начальное музыкальное образование в церковном хоре мальчиков, в дальнейшем учился в Падуе у Франческо Антонио Валлотти, а затем в Болонье у знаменитого падре Мартини. Уже к концу 1740-х годов Сарти получил должность органиста в кафедральном соборе Фаэнцы, однако в 1750 году оставил её с намерением посвятить себя опере. В 1752 году в Венеции была поставлена первая достоверно известная опера Сарти «Король-пастух» (итал. Il re pastore, на популярное либретто Метастазио)[2], в том же году Сарти возглавил оперный театр в Фаэнце, а в декабре принял приглашение итальянского импресарио Пьетро Минготти стать музыкальным руководителем оперной антрепризы, работавшей в Копенгагене.

Прибыв в Копенгаген в 1753 году, Сарти быстро завоевал признание при дворе короля Фредерика V, двумя годами позже получив должность королевского капельмейстера (и возглавив таким образом Датский королевский оркестр); Сарти также давал уроки музыки кронпринцу, будущему Кристиану VII. В 1765 году Сарти отправился в Италию, чтобы обеспечить копенгагенскую труппу новыми исполнителями, однако последовавшая смерть Фредерика V сделала его возвращение сомнительным, и в 1766 году он возглавил хор одной из венецианских консерваторий. Затем, однако, новое правительство Дании подтвердило полномочия Сарти, и в 1768 году он вернулся в Копенгаген, где проработал ещё семь лет, закончившихся, однако, банкротством итальянской оперной труппы в 1772 году и судебным решением 1775 года, предписывавшим композитору покинуть страну. За годы работы в Дании Сарти написал и поставил не только ряд итальянских опер, наиболее заметная из которых — «Покинутая Дидона» (итал. Didone abbandonata, 1762), но и несколько зингшпилей с датским либретто.

По завершении датского периода своей карьеры Сарти в 1775—1779 годах возглавлял одну из венецианских консерваторий, а затем при посредничестве Джованни Паизиелло получил должность музыкального руководителя Миланского кафедрального собора[3]. Одновременно он не прекращал оперного творчества, написав в Италии несколько наиболее известных своих опер: «Деревенская ревность» (итал. Le gelosie villane; 1776), «Ахилл на Скиросе» (итал. Achille in Sciro; 1779), «Юлий Сабин» (итал. Giulio Sabino; 1781) и особенно «Двое ссорятся — третий радуется» (итал. Fra i due litiganti il terzo gode; 1782); эта последняя была два года спустя с огромным успехом поставлена в Вене, и ария из неё была использована В. А. Моцартом, с которым Сарти встречался в Вене, в сцене ужина в финальном акте оперы «Дон Жуан»[4]. В Милане у Сарти учился Луиджи Керубини.

В 1784 году Сарти был приглашён на смену Паизиелло в Санкт-Петербург в качестве придворного капельмейстера Екатерины II. В этом качестве он написал и поставил оперы «Утешенные любовники» (итал. Gli amanti consolati; 1785), «Мнимые наследники» (итал. I finti eredi; 1785), «Кастор и Поллукс» (1786), «Армида и Ринальдо» (итал. Armida e Rinaldo; 1786, на основе более ранней оперы «Армида» датского периода). Однако затем трения между звёздами оперной труппы, приведшие к отъезду приглашённого по предложению Сарти известного солиста Луиджи Маркези, вынудили композитора подать в отставку, которая, однако, не вызвала его возвращения в Италию: Сарти перешёл на службу к Григорию Потёмкину и в течение трёх лет работал, главным образом, на юге России в потёмкинских имениях. В это время им были созданы, в частности, кантата на приезд Екатерины II в Херсон (1787), оратория «Тебе Бога хвалим» на взятие русскими войсками Очакова (1789) и другие парадные сочинения, в исполнении которых были задействованы огромные составы хористов. В 1790 году Сарти написал четыре хора на тексты «Альцесты» Еврипида, в переводе М. В. Ломоносова); музыка предназначалась для пятого действия знаменитого проекта Екатерины II «Начальное управление Олега» (отчасти на тексты самой императрицы), в котором участвовали также композиторы К.Каноббио и В. А. Пашкевич[5].

В марте 1793 года Сарти вновь занял пост придворного капельмейстера. После смерти Екатерины II служил там же под началом Павла I, который пожаловал Сарти высокий чин коллежского советника и две подмосковные деревни Становая и Паткино (в Софьинской волости Бронницкого уезда). Позднейшее творчество Сарти наряду со сценическими сочинениями, из которых наиболее известны опера «Эней в Лации» (итал. Enea nel Lazio; 1799) и балет «Любовь Флоры и Зефира» (фр. Les amours de Flore et de Zéphire; 1800, поставленный в Гатчине Пекеном Шевалье), включало ряд произведений торжественного характера, в том числе «Реквием памяти Людовика XVI» (1793) и кантату «Гений России» на коронацию Павла I (1797).

В российский период творчества (главным образом, в Придворной капелле) Сарти сочинял под заказ много духовной музыки — как католической (на латинские тексты), так и православной (на литургические церковнославянские тексты, притом что русского языка он не знал[6]). Ему принадлежит кантата Te Deum (на взятие крепости Килия, 1790) и два Реквиема (1793, 1798). Среди многих произведений православной музыки: Херувимская, пасхальный концерт «Радуйтеся, людие!» на текст стихиры из пасхальной заутрени, «Благослови, душе моя, Господа» (предначинательный псалом из Всенощного бдения), хоровой концерт «Плачу и рыдаю» (на текст стихиры из службы отпевания — нестандартный, но очень интересный с точки зрения подбора голосов и формы), шестиголосный партесный концерт «Отрыгну сердце мое», великопостное богослужебное песнопение «Ныне силы небесныя», концерт для двойного хора и оркестра «Господи, помилуй», стихира-запев из Всенощного бдения «Помилуй мя, Боже» для струнного ансамбля, клавесина и хора, три хоровых концерта «Тебе Бога хвалим», два концерта на текст великого славословия «Слава в вышних Богу», «русская ораторио» «Господи, воззвах к Тебе» и т. д. Многие духовные сочинения Сарти хранятся в рукописи (в основном, в Санкт-Петербурге) и до сих пор не опубликованы.

В поздний петербургский период Сарти занимался изысканиями в области музыкальной акустики. В 1796 году в Санкт-Петербургской академии наук Сарти прочитал доклад об эталоне высоты руководимого им петербургского оркестра. Доклад включал физико-математический опыт с двумя органными трубами, монохордом, маятником («секундовым отвесом») и «стройником» (камертоном)[7]. Результатом доклада Сарти стала констатация особенного (более высокого, чем был принят в Англии) эталона высоты в музыкальной практике Петербурга, равного 436 Гц. Этот эталон высоты получил название «петербургский камертон»[8].

Учениками Сарти были некоторые российские композиторы — в частности, Степан Дегтярёв, Степан Давыдов, Даниил Кашин и Лев Гурилёв (отец Александра Гурилёва); на творчество Сарти ориентировался и Артемий Ведель, хотя предположение о его обучении у Сарти не находит подтверждения.

В 1801 году Сарти вышел в отставку и отправился в Италию, но умер по дороге в Берлине.

Интересные факты

  • Внуком композитора был итальянский художник-академист, шахматист и шахматный композитор, участник революции 1848—1849 годов Луиджи Муссини.

Примечания

  1. Archivio Storico Ricordi — 1808.
  2. Рядом источников ему приписывается также более ранняя опера «Помпей в Армении».
  3. Соловьёв Н. Ф. Сарти, Джузеппе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.
  4. Существуют также вариации для фортепиано на тему этой оперы Сарти, одно время приписывавшиеся Моцарту.
  5. Эти хоры сначала были поручены Д.Чимарозе, но императрице музыка Чимарозы не понравилась, и она написала Потемкину (в 1789 г.) с тем, чтобы тот велел Сарти сочинить новую музыку, поскольку «в Санкт-Петербурге не умеют так хорошо компоновать».
  6. Кириллина Л. В. Сарти, Еврипид и Третий Рим // Научный вестник Московской государственной консерватории, 2012, № 1, с.24.
  7. Отчёт об этом докладе опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» за 10 октября 1796 г. (с.1971-1972).
  8. Кому принадлежит этот термин, неизвестно; возможно, его ввел сам Сарти.

Литература

  • Иванов-Борецкий М. Джузеппе Сарти в России // Музыкальное наследство. М., 1935.
  • Mooser R.-A. Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siècle. T.1-3. Genève: Mont-Blanc, 1951.
  • Степанов А. Композитор Сарти и его вклад в русскую культуру XVIII в. // Наука и культура России. Ленинград, 1984.
  • Giuseppe Sarti musicista faentino, Actes du Congrès international Sarti 1983. Bologna, 1986.
  • Рыцарева М. Г. Русская музыка XVIII века. М., 1987.
  • Порфирьева А. Л. Сарти // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. Кн.3. СПб., 1999, с.79-92.
  • Ritzarev, Marina. Eighteenth-century Russian music. Aldershot; Burlington: Ashgate, 2006 (особенно сс. 215—233).

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.