Салтыков, Александр Михайлович

Александр Михайлович Салтыков (1728—1775) — первый конференц-секретарь Императорской академии художеств. Свободное время посвящал занятиям литературой и переводам с французского. Внук П. П. Шафирова, брат Б. М. Салтыкова, дед А. В. Чичерина.

Александр Михайлович Салтыков
Дата рождения 1728(1728)
Место рождения Российская империя,
Дата смерти 1775(1775)
Место смерти Российская империя
Гражданство  Российская империя
Род деятельности писатель
Дети Михаил Александрович Салтыков и Екатерина Александровна Салтыкова[d]

Биография

Александр Салтыков родился около 1728 года, в семье действительного статского советника Михаила Салтыкова, внука боярина А. П. Салтыкова. Происходил из старшей линии рода Салтыковых, некогда очень богатой, но к середине XVIII века расстроившей своё состояние.

Свою службу начал поручиком в Тобольском полку в 1744 году. Живя в Москве, работал над переводом французского романа Пьера Мариво «Жизнь Марианны» в 3 частях, и напечатал его в 1762 году в Университетской типографии в количестве 800 экземпляров, за которые остался должен университету. Чуть позже здесь же напечатал перевод французской повести «Всё или ничего». В университете учёным секретарём служил его брат — Борис.

Переехав в Петербург, познакомился с директором Сенатской типографии Сергеем Волчковым, а позднее женился на его дочери Марии. В 1764 году в этой типографии опубликовал перевод французской пьесы в 1 действии «Обычай нынешнего света».

В марте того же года, в чине майора, он поступил смотрителем над материалами при постройке нового здания Академии Художеств и скоро обратил на себя внимание её президента Ивана Бецкого — в особенности основательным знанием французского языка. Он перевёл на французский язык приветственную речь императрице Екатерине II при инаугурации Академии, написанную Сумароковым.

1 января 1765 года Бецкой представил Александра Салтыкова в докладе о назначении членов во вновь формируемый по уставу Академический совет к занятию должности конференц-секретаря.

А. Т. Болотов, знавший Салтыкова лично, описывает его как «подлипалу», который с братьями сумел подольститься к разведённой княгине Белосельской, поселиться в её доме и взять в свои руки управление её имениями. При всём том был он «отменно доброго сердца и хорошего расположения ума и во всем человек изящного характера»; отношения его с Болотовым были самые дружеские[1].

В Академическом совете Салтыков зарекомендовал себя также не с лучшей стороны: сразу после назначения он уволил известного гравера Евграфа Чемесова, не говоря уже о других интригах. Но главное, чем он себя скомпрометировал, было заимствование казённых средств из доходов академии, через фактора академии Пальма, на которого он получил влияние в качестве члена ревизионного комитета, для уплаты своих частных долгов.

В 1772 году открылась нехватка средств в кассе на сумму 7700 рублей, что побудило Бецкого предложить Академическому совету не только отрешить Салтыкова от всяких дел по академии, но и посадить под караул эконома Пальма и опечатать все его документы и имущество до окончания расследования и вынесения решения. Когда все обстоятельства были выяснены, Салтыков просил Совет и президента отпустить его на два месяца в Москву, оставляя в залог своих детей, чтобы найти необходимые средства у своих приятелей на покрытие сделанных им заимствований из кассы, за неразглашение его поступка.

Отпущенный в Москву 2 октября, он так и не вернулся, а в январе и сентябре 1773 года просил Академическое начальство, непосредственно и через профессора Лосенко, сперва об увольнении с пенсией за 8-летнюю службу и с сохранением за ним места в Академических собраниях, потом о выдаче удержанного жалованья и столовых. 26 апреля 1774 года ему был дан ответ с отказом в пенсии, а новый секретарь Фелькнер удержал с него 572 рубля с копейками, остававшиеся недополученными после продажи имущества эконома Пальма и казначея Торстензона.

Вскоре после этого Салтыков умер. Растраченную сумму заплатила за Салтыкова его подруга княгиня Белосельская, разводная жена князя Андрея Михайловича. В одном из писем Екатерина II призывала её образумиться и

излишне не надеяться на басни её советодателей господ Салтыковых, которые сами весьма плохого поведения, чего она уже почувствовала, ибо вместо Александра она уже заплатила 9000 рублей, кои он истратил из академической суммы; Борис же нигде не уживается, а Алексей у меня в крепости уже месяц времени погостил[2].

Мария Сергеевна Салтыкова на портрете Ф. Рокотова

Семья

С 1766 года был женат на Марии Сергеевне Волчковой (1752—1805), овдовев, она вступила в связь с могилёвским наместником Петром Пассеком и на протяжении многих лет (до оформления брака в 1796 г.) «состояла форменной помпадуршей у Пассека и значила в могилёвском свете не меньше, чем он сам»[3]. В браке имели детей:

Труды

  • Перевод «Жизнь Марианны» Мариво, СПб., 1762
  • Перевод «Обычай нынешнего света», СПб., 1764
  • Речь, произнесенная в Академии художеств в присутствии имп. Екатерины II (1765).

Примечания

  1. Lib.ru/Классика: Болотов Андрей Тимофеевич. Жизнь и приключения Андрея Болотова. Описанные самим им для своих потомков
  2. «Осмнадцатый век» П. И. Бартенева.
  3. В. П. Пархоменко. Мошенники и шулера XVIII века. Изд-во им. А. С. Суворина, 1992. Стр. 120.

Источник текста

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.