Саадат Али Хан I

Саадат Али-Хан I (урду برہان الملک سعادت علی خان; ок. 1680 — 19 марта 1739) — крупный могольский военный и государственный деятель, губернатор (субадар) Акбарабада (Агры) (1720—1722), первый наваб Ауда (26 января 1722 — 19 марта 1739[2]). Сын Мухаммада Насира[3]. В возрасте 25 лет он сопровождал своего отца в последнем походе могольского императора Аурангзеба против маратхов в Декане, и император наградил его титулом «Хана Бахадура» за его службу.

Саадат Али-Хан I
урду برہان الملک سعادت علی خان
9 сентября 1722 19 марта 1739[1]
Предшественник создание креации
Преемник Сафдар Джанг

Рождение 1680(1680)
Смерть 19 марта 1739(1739-03-19)
Место погребения Мавзолей Саадат-хана в Дели
Имя при рождении Мир Мухаммад Амин
Отец Мир Мухаммад Насир
Мать дочь Мирзы Резы Кули Бека Кызылбаша
Супруга 6 жен
Дети 1 сын и 5 дочерей
Отношение к религии шиизм
Сражения
 Медиафайлы на Викискладе

Титулы — Вакил-и-Мутлак, Бурхан уль-Мульк, Итимад уль-Даула, Наваб Саадат Хан Бахадур, Шаукат Джанг, Наваб Ауда.

Ранняя жизнь

Точная дата его рождения не была зафиксирована. Согласно индийскому историку Аширбади Лал Сривастава, Саадат Али-хан родился примерно в 1680 году, и его имя при рождении было Мир Мухаммад Амин. Его отцом был Мир Мухаммад Насир[4], купец из Хорасана[5]. У Али-хана был один старший брат, Мир Мухаммад Бакар. Одним из их предков был Мир Шамсуддин, Сеид (потомок пророка Мухаммеда) и Кази (исламский судья) в Нишапуре. Он был потомком Мусы аль-Казима в двадцать первом поколении, седьмого имама шиитского ислама[6]. Ни один историк не зафиксировал каких-либо событий в ранней жизни Саадат Али-хана[4].

Династия Сефевидов начала приходить в упадок в середине семнадцатого века. Семья Саадат Али-хана была доведена до нищеты[7]. Чтобы испытать свою удачу в Индии, его отец и старший брат мигрировали в Бенгалию в конце 1707 года во время правления могольского императора Бахадур Шаха I (1707—1712). Оттуда они отправились в Бихар, поселились в Патне и получили денежное пособие от Муршид Кули-хана[8]. В это время Саадат али-хан в Нишапуре. По словам историка Камалуддина Хайдера, его жена высмеивала его за то, что он был прихлебателем в доме её отца. Уязвленный, Саадат Али-хан уехал в Индию в поисках работы. По словам историка Гулама Али, он прибыл в Патну в 1708 или 1709 году. Отец хана умер еще до его приезда и был похоронен «на некотором расстоянии от своего нового дома»[9]. В 1709 году братья отправились в Дели в поисках работы[10].

Саадат Али-хан был нанят амилом (деревенским старостой) и жил в бедности в течение своего первого года в Дели. В июле 1710 года он и его брат были наняты Сарбуланд-ханом. Сарбуланд-хан был фаударом (командиром гарнизона) Кара-Маникпура в Аллахабаде. Он делал Али-хана своим мир-манзилом (начальником лагеря)[10]. После поражения и смерти Азим уш-Шана (работодателя Сарбуланд-хана), шахзаде Джахандар Шах взошел на могольский престол и перевел Сарбуланд-хана в Ахмадабад. Саадат Али-хан сопровождал его в ноябре 1712 года[11]. К концу года отношения между Саадат Али-ханом и Сарбуланд-ханом ухудшились. Проливной дождь и сильный ветер снесли палатки Али-хана. Сарбуланд-хану пришлось ночевать в воловьей повозке, и он критиковал Али-хана за то, что тот поставил палатки в плохом месте. Али-хан не согласился, и Сарбуланд-хан обвинил его в том, что он ведет себя как хафт-хазари (командир семитысячного войска). Саадат Али-хан ответил, что это было «благоприятное пророчество» для его карьеры. После переезда в Дели Саадат Али-хан стал хафт-хазари и вернулся на службу к Сарбуланд-хану[12].

12 января 1713 года Фарук Сийяр вступил на трон Великих Моголов с помощью братьев Сайидов. Во время его правления Саадат Али-хан прибыл в Дели. Под покровительством Мухаммада Джафара, друга Фарук Сийяра Саадат Али-хану удалось получить мансаб хазари (1000 лошадей) и стать командиром полка «Уала-Шахи»[13]. Смерть Джафара в 1716 году оставила Али-хана без покровителя при императорском дворе. В последующие три года он так и не получил никакого повышения[14].

В 1719 году могольский император Фарук Сийяр был свергнут братьями Сайидами. Во время правления Шах-Джахана II Саадат Али-хан сопровождал Саида Хасана Али Хана Барха (старшего из двух братьев Сайидов) в его экспедиции против Махараджи Джай Сингха II из Джайпура. Хусн-и-Ахлак (изящество манер) и военное мастерство Саадат Али-хана завоевали ему покровительство Саида Хуссейна Али-хана, младшего из братьев Сайидов. Хусейн Али-Хан назначил его фаударом (командиром гарнизона) Хиндауна и Баяны в современном Раджастане 6 октября 1719 года, а Саадат Али-хан вступил в должность в ноябре. Раджпуты и заминдары-джаты взбунтовались. Саадат Али-хан начал набирать новые войска и взял их у вазира (министра) провинции. С помощью вспомогательных войск Саадат Али-хан подавил восстание в этом районе. Заминдары, атакованные один за другим, были вынуждены сдаться. После восстановления законности и порядка в течение шести месяцев после своего назначения, Али-хан был повышен в звании до 15 сад-изат (командир 1500 лошадей) в армии[15].

К концу 1719 года между Низам-уль-Мульком и братьями Сайидами возникли трения. Низам-уль-Мульк убил Дилавар-Хана (агента Сайида Хуссейна Али-Хана) в Форте Асиргарх в июне 1720 года и убил Сайида Алам-Хана, родственника братьев Сайидов, в августе. Хусейн Али-Хан решил идти на Декан[16]. Могольский император Мухаммад-шах также отправился на Декан из Агры. За несколько дней до того, как Мухаммад-шах начал свое путешествие, в императорском лагере был составлен заговор с целью убить Хусейна Али-Хана. Главным заговорщиком был Мухаммад Амин Хан Турани, дядя Низам-уль-Мулька[16]. Саадат Али-хан перешел на сторону заговорщиков[17], по причинам, не задокументированным в современных документах. По словам историка Аширбади Лал Сриваставы, «мирские богатства и власть» были причинами его решения сменить фракцию[18]. Хафи-Хан пишет, что Али-хан был подстрекаем вступить в заговор из-за его гнева на убийство прежнего императора Фарук Сийяра[19]. Заговорщики часто встречались, чтобы наметить план убийства Хусейна Али-Хана[20], который был убит Хайдером Беком Даулатом 8 октября 1720 года[21]. На следующий день Мухаммад-шах (1719—1748) провел императорский дарбар и наградил Али-хана и его сообщников[22]. Он получил титул Саадат Хан Бахадур (повелитель удачи) и был повышен до 5000 затов и 3000 лошадей. Согласно анонимному персидскому историку, он разграбил казну Хусейна Али-Хана с согласия императора Великих Моголов[23].

Губернатор Акбарабада

Саадат Али-хан был повышен в звании до 6000 затов и 5000 лошадей и был назначен губернатором провинции Акбарабад (современная Агра) 15 октября 1720 года[24]. Он получил титул Бурхан-уль-Мульк[25] и назначил своим заместителем Нильканта[24].

Достигнув Акбарабада, Саадат Али-хан решил подавить восстание джатов и разгромил джатов Матхуры и Бхаратпура. Они бежали в свои форты на дороге Дели-Матхура. Он осадил их, захватив четыре крепости[26]. Войска Нильканта сражались с Муккамом Сингхом (сыном лидера джатов Чурамана) в сентябре 1721 года, и Нилькант был убит в битве[27].

В октябре Саадат Али-хан решил сразиться с Чураманом. Племянник Чурамана, Бадан Сингх, переметнулся на сторону Великих Моголов[27]. Однако Хан Дауран отстранил Саадат Али-хана от должности губернатора Акбарабада[25].

Губернатор Ауда

После увольнения из Агры Саадат Али-хан отправился в Дели. Он был назначен губернатором Ауда (в современном штате Уттар-Прадеш) 9 сентября 1722 года после передачи отставки прежнего губернатора Гирдхара Бахадура[28]. Саадат Али-хан собрал большие силы, прежде чем отправиться в провинцию. Во время своего путешествия он остановился в Фаррухабаде. Мухаммад Хан Бангаш, афганский лидер города, дал ему информацию о силе Шайхзадов (общины, которая управляла Лакхнау)[29]. Он посоветовал Саадат Али-хану подружиться с шейхами Какори, противники Шайхзадов, прежде чем войти в Лакхнау. Саадат Али-хан так и сделал, и шейхи рассказали ему о сильных и слабых сторонах Шайхзадов Лакхнау. Затем он двинулся в сторону Лакхнау и разбил лагерь на окраине города. Ночью он пересек реку Гомти и бесшумно вошел в город со своей артиллерией. Сняв меч, висевший на воротах города, он напал на Шайхзадов у ворот Акбара. В последовавшей битве Шейхзады были разбиты и изгнаны из Панчмахалы (своего дворца)[30].

В начале правления Саадат Али-хана в Ауде его заминдары отказались следовать правилам Великих Моголов[31]. Он попытался решить финансовые и джагирдарские проблемы Ауда, послав агентов для оценки урожайности сельскохозяйственных культур. Вскоре он понял, что, кроме заминдаров, никто (в том числе и местные чиновники) не одобрял его замысла. Агенты джагирдаров пытались помешать его осуществлению. Местные джагирдары рассматривали его план как попытку Саадат Али-хана свергнуть существующую систему джагирдара. Это встревожило его, так как он не хотел отталкивать от себя джагирдаров. В ответ он предложил джагирдарам скидку по оценке стоимости их джагиров. Сайяд Гулам Али, автор книги «Имад-ус-Садат», называет эту систему иджара[32]. Эта схема стабилизировала провинциальную администрацию, так как джагирдары больше не должны были посылать своих сотрудников на поля, амилы (назначенные губернатором) теперь были подотчетны ему, и местные чиновники должны были обращаться к ним непосредственно для разрешения споров. Таким образом, Саадат Али-хан положил конец административной власти джагирдаров над своими джагирами[33].

Противостояние с Надир-шахом

В начале 1739 года персидский правитель Надир-шах вторгся в Индию. Чтобы помочь могольскому императору Мухаммад-Шаху, наваб Ауда выступил с 30-тысячной кавалерией из своего удела. Во время его пребывания в Панипате армия Надир-шаха тщетно пыталась перехватить его. 12 февраля Саадат Али-хан присоединился к войскам Мухаммада-шаха в Карнале. Когда Надир-шах узнал об усилении, он передвинул свой лагерь на три мили от могольского лагеря[34].

Персидская армия столкнулась с войсками наваба Ауда 22 февраля. Услышав эту новость, Саадат Али-хан поднял меч, который он положил перед Мухаммад-шахом, и попросил у него разрешения напасть на персидскую армию. Согласно историку Хари Чаран Дасу, император Великих Моголов не доверял навабу Ауда и заставил его присягнуть на верность во имя Корана. Низам-уль-Мульк далее задержал свое наступление, заявив, что войска наваба Ауда устали после месячного перехода, и Саадат Али-хану вскоре придется отступить, потому что до рассвета оставалось всего три часа. Нусрат Джанг сказал ему, что могольским войскам не было приказано сражаться в течение дня[35]. Саадат Али-хан, отказавшись прислушаться к их мольбам, приказал своим войскам собираться[35]. Хотя они устали, большинство из них не хотели сражаться, к нему присоединились 4000 кавалеристов и 1000 пехотинцев[36].

Когда персы увидели приближающегося Саадат Али-хана, они сделали вид, что бегут с поля боя. Саадат Али-хан преследовал их в двух милях от могольского лагеря и послал гонцов к Мухаммад-шаху с просьбой о подкреплении. Хан Дауран, командир правого крыла и ближайший к Али-хану, был отправлен с 8000 всадниками. Во второй половине дня император Великих Моголов присоединился к Саадат Али-хану на поле боя. Он сформировал правый фланг императорской армии[36].

23 февраля 1739 года в час дня он начал наступление на армию Надир-шаха. Персы начали обстреливать войска Саадат Али-хана, когда он их атаковал. Персидская армия стратегически отступила, оставив свои орудия. Хан подумал, что персы бежали, и снова послал гонцов к императору Великих Моголов с просьбой о подкреплении. Затем персидская армия начала кавалерийскую атаку, в результате которой многие воины из армии Саадат Али-хана[37]. Среди воевавших в рядах персидской армии был Шер-Джанг, племянник Саадат Али-хана. Последний был взят в плен и доставлен в лагерь Надир-шаха[38].

После ночной молитвы пленный Саадат Али-хан предстал перед Надир-шахом. На вопрос, почему он сражался против персов, также которые исповедываю шииз, Саадат Али-хан ответил, что не хочет предавать императора Великих Моголов[39]. Во время их беседы Надир-шах высоко оценил патриотизм Саадат Али-хана и любовь к его религии. Он попросил Саадат Али-хана наметить план, по которому Надир-шах мог бы вымогать деньги у Мухаммад-шаха и вернуться в Персию для борьбы с турками-османами. Саадат Али-хан ответил, что Низам-уль-Мульк «является ключом к империи Индии», и посоветовал Надир-шаху вести с ним переговоры. Надир-шах и Саадат Али-хан написали Низаму на следующее утро, и моголы согласились заплатить ₹5 миллионов персидскому завоевателю[40].

25 февраля могольский император Мухаммад-шах сделал Гази уд-Дина Хана Ферозе Джанга II, старшего сына Низам-уль-Мулька, мир-бакши (генеральным казначеем армии)[41]. Это возмутило Саадат Али-хана, который пожелал получить назначение и сказал Надир-шаху, что ₹ 5 миллионов — это небольшая часть сокровищницы Великих Моголов. Он посоветовал Надир-шаху завоевать Дели (где он мог бы грабить драгоценности, наличные деньги и другие ценности). Когда император Великих Моголов Мухаммад-шах прибыл в персидский лагерь, его арестовали и конфисковали его гарем. Надир-шах сделал Саадат Али-хана Вакилем-и-муталиком (полномочный регент), и Мухаммад-шах также был вынужден принять его[42].

Саадат Али-хан и Тахмасп-хан Джалаир отправились в Дели с армией из 4000 лошадей 7 марта[42]. Саадат Али-хан передал письмо Мухаммад-шаха Лютфулла-хану Садику, губернатору Дели, с просьбой передать Джалаиру ключ от дворца. Саадат Али-хан прибыл в Дели 9 марта и приветствовал обоих императоров в Шалимар Багхе восемь дней спустя[43]. В ночь с 19 на 20 марта он удалился в свой дом и скончался еще до рассвета[44]. Среди историков нет единого мнения о причинах его смерти. По словам историка Абул Касима Лахори, Саадт Али-хан умер от «телесных недугов». Харичаран Дас считает, что он умер от рака, который развился в его ногах[44]. Рустам Али, автор книги «Тарих-и-Хинд», говорит, что Саадат Али-хан покончил с собой, выпив яд[45].

Преемственность

У Саадат Али-хана было один сын, умерший в детстве, и пять дочерей. Он выдал свою старшую дочь замуж за своего племянника Мухаммада Мукима, более известного как Сафдар Джанг (1708—1754). Матерью Джанга бьла сестра Саадат Али-хана. Его отцом был Саадат-хан, потомок Кара-Юсуфа. После смерти Саадат Али-хана новым навабом Ауда стал его племянник и зять Сафдар Джанг[46]. Таким образом, все последующие наваба Ауда вплоть до Ваджида Али Шаха происходят от Саадат Али-хана через его дочь.

Жены и дети

  • дочь его дяди, Мирзы Мухаммада Юсуфа
  • дочь Ашрафа Али Хана Бахадура, военного офицера могольской армии
  • дочь Сеида Талиба Мухаммад Хана Асафа Джахи
  • Рети Бегум Сахиба, дочь Наваба Мухаммада Таки Хана Бахадура, субадара Агры
  • дочь Ходжи Закари, потомка Ходжи Ахрара
  • Ханум Сахиба, бывшая рабыня из дома Сеида Талиба Мухаммад-Хана, подаренная ему в приданое дочерью последнего.

У Саадата Али-хана было один сын и пять дочерей:

  • сын дочери Сеида Талиба, умерший в детстве от оспы
  • Садр ун-Ниса Наваб Алия Садр-и-Джахан Бегум Сахиба (Наваб Бегум) (1712—1796), муж — ей двоюродный брат, Асаф джах, Джамат уль-Мульк, Наваб Мирза Мухаммад Маким Абул Мансур Хан Бахадур, Сафдар Джанг (1708—1754), 2-й наваб Ауда (1739—1754)
  • Мухаммади Бегум Сахиба (мать — дочь Сеида Талиба), муж — Наваб Мухаммад Кли Хан Бахадур (Мирза Кучак), губернатор Аллахабада
  • Амина Бегум Сахиба (Умну Бегум) (мать — дочь Сеида Талиба), муж — Мирза Сеид Мухаммад Хан (Мирза Саид Сахиб), старший сын её дяди по отцу, Мирзы Юсуфа Мусави Мешхади
  • Хума Бегум Сахиба (Банди Бегум) (мать — дочь Сеида Талиба), муж — Наваб Сеид Мухаммад Сияда Хан Бахадур, младший сын её дяди по отцу, Мира Мухаммада Бакира Сиядата Хана Бахадура
  • Нур Джахан Бегум Сахиба (Ханиги или Хинга Бегум) (мать — Рити Бегум), муж — Мирза Насир уд-Дин Хайдер Шахид, сын Мирза Мухаммада Шаха (Шахмира).

Примечания

  1. Saadat Ali Khan – Burhan-ul-mulk (1720–1739) Архивировано 28 июня 2009 года.
  2. Princely States of India
  3. HISTORY OF AWADH (Oudh) a princely State of India by Hameed Akhtar Siddiqui
  4. Srivastava, 1954, p. 2.
  5. An Oriental Biographical Dictionary (неопр.). — Asiatic Society, 1881. — С. 227.
  6. Srivastava, 1954, p. 1.
  7. Srivastava, 1954, p. 3.
  8. Srivastava, 1954, p. 4.
  9. Srivastava, 1954, p. 5.
  10. Srivastava, 1954, p. 6.
  11. Srivastava, 1954, p. 7.
  12. Srivastava, 1954, p. 8.
  13. Srivastava, 1954, p. 9.
  14. Srivastava, 1954, p. 10.
  15. Srivastava, 1954, p. 11.
  16. Srivastava, 1954, p. 12.
  17. Srivastava, 1954, p. 13.
  18. Srivastava, 1954, p. 15.
  19. Srivastava, 1954, p. 14.
  20. Srivastava, 1954, p. 16.
  21. Srivastava, 1954, p. 17.
  22. Srivastava, 1954, p. 19.
  23. Srivastava, 1954, p. 20.
  24. Srivastava, 1954, p. 21.
  25. Haig, 1971, p. 348.
  26. Srivastava, 1954, p. 24.
  27. Srivastava, 1954, p. 26.
  28. Srivastava, 1954, p. 29.
  29. Srivastava, 1954, p. 32.
  30. Srivastava, 1954, p. 33.
  31. Alam, 1986, p. 204.
  32. Alam, 1986, p. 206.
  33. Alam, 1986, p. 207.
  34. Irvine, 1922, p. 341—342.
  35. Irvine, 1922, p. 343.
  36. Irvine, 1922, p. 344.
  37. Srivastava, 1954, p. 63.
  38. Srivastava, 1954, p. 64.
  39. Srivastava, 1954, p. 65.
  40. Srivastava, 1954, p. 66.
  41. Srivastava, 1954, p. 67.
  42. Srivastava, 1954, p. 68.
  43. Srivastava, 1954, p. 69.
  44. Srivastava, 1954, p. 70.
  45. Srivastava, 1954, p. 72.
  46. An Oriental Biographical Dictionary|An Oriental Biographical Dictionary: Founded on Materials Collected by the Late Thomas William Beale (2nd edition). W. H. Allen (1894), pp. 336—337.

Источники

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.