Руанский фаянс
«Руанский фаянс» — марка французского фаянса, изготовлявшегося в городе Руан в Нормандии. Руан был центром производства французского фаянса и глиняной посуды с оловянным покрытием, по крайней мере, с 1540-х годов. В отличие от неверского фаянса, где самыми ранними гончарами были иммигранты из Италии, которые поначалу продолжали изготавливать изделия в стилях итальянской майолики, руанский фаянс был полностью французским по стилям, хотя позднее на него оказал влияние китайский фарфор. В Руане былио разработано несколько стилей.
Самая ранняя руанская керамика, начиная с 1540-х годов, специализировалась на крупных узорах и изображениях, составленных из цветных плиток. Спустя столетие французский король предоставил Руану монополию на 50 лет, и к 1647 году здесь была основана мануфактура. Хотя сейчас трудно отличить раунскую керамику от произведённой в других центрах, фаянсовый бизнес в нём, очевидно, в то время процветал. Когда в 1697 году истёк срок действия монополии, открылось несколько новых мануфактур, после чего начался лучший период Руана, продолжавшийся примерно до середины XVIII века. Художественное оформление лучшего руанского фаянса было высокого качества с замысловатыми узорами в нескольких стилях, как правило, в центре орнамента, с относительно небольшими фигурами, если таковые имелись. К концу XVIII века производство было значительно сокращено, главным образом, из-за конкуренции со стороны более дешёвого и лучшего английского фаянса.
В течение короткого периода с 1673 по 1696 год другая фабрика в городе также производила самый ранний французский фарфор из мягкой пасты, который, однако, видимо, никогда не производился на коммерческой основе. До наших дней сохранилось только девять фарфоровых предметов[1].
История
Период Массео Абакена
Первый «фаянс по-итальянски» (майолика) был сделан в Руане в 1526 году[2], мастером-керамистом Массео Абакеном[3], чья мастерская стала особенно активна к 1540-м годам. Абакен был французом, но, по крайней мере, некоторые из его художников были итальянцами. Они делали расписные плитки, а также сосуды. В 1542—1549 они поставляли плитку для Экуанского замка, построенного Анном де Монморанси[4], коннетаблем Франции, главным министром и командующим французской армии, которому принадлежала майолика Урбино[5]. Кроме этого, руанские мастера изготовили плитку для замка Басти д’Юрфе. Некоторые из этих плиток датируются 1557—1560 годами и в настоящее время находятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке[6]. В 1543 году Массео подписал контракт на поставку 346 дюжин (4 152) аптекарских банок для аптеки в Руане[7].
Мастерская сына Массео Лорана Абакена действовала с 1545 по 1590 год.
- Плиточный керамический пол, Экуанский замок, 1540-е годы
- Аптекарский сосуд альбарелло, ок. 1545
- Плиточная панель Абакена из замка Басти д’Юрфе, ок. 1557–60
- Плитка из часовни замка Басти д’Юрфе
- Плитка с изображением головы, ок. 1549–51
Период монополии (1647—1697)
В 1644 году Николя Пуарель, сеньор Грандваля, получил пятидесятилетнюю королевскую монополию на производство фаянса в Нормандии. К 1647 году фабрика, принадлежавшая опытному гончару Эдму Потера (1612—1687), производила фаянс по договоренности с Пуарелем. Три сохранившиеся предмета, датированные 1647 годом, довольно просто оформлены синим по белому с оттенками жёлтого и зелёного[8].
В 1663 году Кольбер, недавно назначенный министром финансов Людовика XIV, отметил, что фаянс Руана следует защищать и поощрять, отправлять образцы и давать поручения королю[9]. К 1670 году Потера получил часть крупных и престижных заказов для несохранившегося фарфорового Трианона Людовика XIV. В 1674 году Потера выкупил монополию у Пуаре.[10].
После смерти Эдме Потера в 1687 году его младший сын Мишель взял на себя управление бизнесом. Другой сын, Луи, основал ещё одну фаянсовую мануфактуру в 1673 году, а позже основал отдельную фабрику по производству фарфора[11].
До конца XVII века руанский фаянс, по-видимому, во главе с Луи Потератом (ум. 1696), разработал стиль украшения ламбрекен, «узорчатый бордюрный узор в виде бордюров»[12] с «орнаментом в виде кружевного кулона, драпировок и завитков»[13]. Он был адаптирован из декоративных стилей, используемых в других видах декоративного искусства, в том числе книжный переплёт, кружева или металлоконструкции и их печатные версии в дизайнерских книгах. Обычно крупные и мелкие элементы чередуются. Стиль оставаллся ключевым «виртуальным товарным знаком» фаянса Руана [14] на протяжении ста последующих лет. Его часто копировали в других фаянсовых центрах, включая некоторые за пределами Франции, а также на фарфоровых мануфактурах, таких как руанский и фарфор Сен-Клу. Термин «ламбрекен» произошёл от шарфов, привязанных к шлемам средневековыми рыцарей, а затем ламбрекеном, или намётом, в геральдике. Во французском языке ламбрекен также означает горизонтальные части штор и занавесов, особенно вокруг кровати[14].
После 1697 года
Конец монополии привёл к появлению ряда других мануфактур, производивших похожие товары[15]. В 1717 году глава семьи Потератов безуспешно просил правительство восстановить монополию и закрыть шесть других руанских мануфактур[16]. Правительство хотело ограничить их количество, и, в частности, в 1731 году опубликовало таблицу, в которой были указаны те, кому разрешено изготавливать фаянс, и разрешённый размер их печей. В 1734 году владелец мануфактуры, размер печи которой превышал разрешённый, был вынужден демонтировать её. Эти ограничения широко распространялись до Французской революции, в последующие десятилетия была разрешена новая мануфактура[17]. В 1749 году в Руане было 13 мануфактур и 23 печей[18]. В 1759 году на фаянсовых мануфактурах Руана было занято 359 гончаров[19].
В 1720 году Николя Фуке (ум. 1742) купил основную мануфактуру Потера, которая производила большинство лучших работ, включая небольшое количество выдающихся полихромных бюстов на пьедесталах. Набор из четырёх сезонов, которые были сделаны около 1730 года для кабинета дома Фуке, находится в Лувре, а завершающий группу оригинальный бюст Аполлона — в Музее Виктории и Альберта в Лондоне[20]. Пара белых монохромных бюстов Антония и Клеопатры сейчас находится в музее керамики в Руане, а другая — в Метрополитен-музее в Нью-Йорке[21]. Другие исключительно выдающиеся образцы руанского фаянса — это очень редкие пары небесных и земных шаров на пьедесталах и несколько больших столешниц[22].
Изначально стиль ламбрекен был только синим по белому, хотя у образца, датированного 1699 годом, уже есть четырёхцветное украшение из бродери с сюжетом шинуазри в центре[23]. К 1720 году полихромная живопись стала доминирующей, использующий ограниченный диапазон цветов, доступных для техники одиночного высокотемпературного обжига[24]. Примерно в то же время был популярен стиль rayonnant, разновидность ламбрекенового орнамента, примененного к круглым блюдам, с ламбрекенами, идущими внутрь от краев, а затем, как правило, в пустую область вокруг круглой украшенной области. Позже это также было скопировано другими фабриками[25].
Другой декоративный стиль, возникший в Руане, называется ocher niellé («инкрустированная охра»), при котором на фоне золотисто-жёлтой глазури шла кружащаяся роспись «вьющейся тёмно-синей листвы, напоминающей водоросли», часто обвивающая центральную фигуру обнаженного путти, или младенца. Считается, что стиль произошёл от мебельного стиля «маркетери Буля», с характерными инкрустациями из латуни и дерева на панцире черепахи и других материалов, который связан именем с Андре-Шарля Буля[26].
Руанские китайские стили были разнообразны и иногда сочетались со оригинальными руанскими стилями ламбрекен и ocher niellé. Примерно после 1720 года популярность приобрели стили цветочной живописи и цветочных краёв, более тесно связанные с экспортным китайским фарфором и японскими стилями, включая какиэмон. Позже появились формы и стили рококо[27].
Примечательный руанский стиль, содержащий как черты рококо, так и шинуазри, представлял собой ярко окрашенный декор à la corne, со стилизованными птицами, цветами, бабочками и насекомыми, разбросанными по полю, и рогом изобилия, из которого появляются цветы, и с четырьмя, реже тремя, фигурами. Относительный масштаб всех элементов являлся некогерентным, предназначенным лишь для декоративного заполнения пространства. Сервиз из 200 предметов в этом стиле был заказан русским царём Петром III в качестве подарка его любимому графу Головину около 1760 года[28].
Рококо, однако, «никогда должным образом не понимали» в Руане, где с этм стилем пытались работать примерно с 1750 года. В частности, мануфактуры долго не могли приспособиться к формам нового стиля, которые «оставались окаменевшими в стиле серебряных мастеров 1690–1710 годов». часто образуя «несимпатичную рамку для раскидистых цветов, урн и других составляющих росписи в стиле рококо»[29] .
Руанская керамика широко копировалась такими мануфактурами, как мануфактура Сенсени, основанная в 1713 году, когда гончары из Руана переехали туда, чтобы основать собственное предприятие, или фарфор Сен-Клу[30].
В 1781 году в Руане работало 25 печей, было занято 570 мастеров, из которых 95 были художниками по росписи[31]. Более высокие цифры были заявлены в конце десятилетия в петициях правительству[32]. Как и везде во Франции, накануне Французской революции промышленность в Руане страдала от действия торгового соглашения с Великобританией 1786 года, согласно которому английский импорт высококачественной и относительно дешёвой посуды имел тариф только 12%[33]. Один из владельцев фаянсового бизнеса, М. Юэ, получил от властей 600 ливров, чтобы посетить Англию и изучить английское гончарное производство. Он вернулся с планом создания мануфактуры по английской модели с использованием угля, но этот план был сорван политической ситуацией во Фрнации. Попытка Юэ была одной из нескольких попыток имитировать английский «белый фаянс» (белая кремовая посуда, в отличие от традиционной коричневой глиняной посуды «коричневый фаянс») во Франции, но они не могли конкурировать с прочными и дешёвыми английскими товарами. Производство постепенно стало падать и к 1796 году в Руане работало только 150 мастеров и девять печей, причём с низкой загруженностью[34].
Галерея
- Горшок с фестонами, конец XVII века
- Сахарница, ок. 1700.
- Ваза с ламбрекенами и сценой с сатирами, 1700-1725
- Бюст «Зима» из цикла Врремена года, ок. 1730, мануфактура Николя Фуке
- Бюст «Аполлон» (показан без постамента)
См. также
Примечания
- Munger & Sullivan, 135; Battie, 86-87
- Savage (1963), 144
- Moon
- Coutts, 28; «Tiled composition showing the arms of Anne de Montmorency», 1542, Metropolitan Museum of Art
- Coutts, 40
- «Tiles with the devices of Claude d’Urfé», c. 1557-60, Masséot Abaquesne, Metropolitan Museum of Art
- Giacomotti, French Faience, p. 14, 1963, Oldbourne Press; Revue, 678
- McNab, 22; Savage (1959), 145; Munger & Sullivan, 135; Pottier, 394 listing the pieces, and 10, 69-78 — строго говоря, изначальная монополия Пуареля была на 30 лет, которая позже была продлена на 20 лет и менялсь несколько раз впоследствии.
- Pottier, 12
- McNab, 22; Savage (1959), 145—146
- McNab, 22
- Savage & Newman, 174
- Savage (1959), 145 (quoted)
- Savage & Newman, 174—175; Savage (1959), 145
- Savage (1959), 146
- Pottier, 19
- Pottier, 19–23
- Pottier, 27
- Pottier, 29
- V&A page; Savage (1959), 146; Lane, 23; Pottier, 19 and see index
- «Bust of Cleopatra (one of a pair), ca. 1720-30», Metropolitan Museum of Art
- Lane, 23
- Pottier, 16
- Savage (1959), 146; Moon
- Savage (1959), 145
- Moon; Lane, 23; «Plateau» (цитата), «Tray», Метрополитен-музей
- Savage (1959), 146; "Plateau", Metropolitan Museum of Art
- Pottier, 312–313
- Lane, 22
- Historic Ornament – Treatise on Decorative Art and Architectural Ornament by James Ward p.64
- Pottier, 34
- Pottier, 35–39
- Pottier, 37
- Pottier, 37, 39–40, 347–349
Литература
- Battie, David, ed., Sotheby’s Concise Encyclopedia of Porcelain, 1990, Conran Octopus, ISBN 1850292515
- Chaffers, William, «The Earliest Porcelain Manufactory in England», in The Art Journal, 1865, google books
- Coutts, Howard, The Art of Ceramics: European Ceramic Design, 1500—1830, 2001, Yale University Press, ISBN 0300083874, 9780300083873, google books
- Lane, Arthur, French Faïence, 1948, Faber & Faber
- McNab, Jessie, Seventeenth-Century French Ceramic Art, 1987, Metropolitan Museum of Art, ISBN 0870994905, 9780870994906, google books
- Moon, Iris, «French Faience», in Heilbrunn Timeline of Art History, 2016, New York: The Metropolitan Museum of Art, online
- Munger, Jeffrey, Sullivan Elizabeth, European Porcelain in The Metropolitan Museum of Art: Highlights of the collection, 2018, Metropolitan Museum of Art, ISBN 1588396436, 9781588396433, google books
- Pottier, André, Histoire de la faïence de Rouen, Volume 1, 1870, Le Brument (Rouen), google books (in French)
- «Revue», Revue de la Normandie, Volume 9, Eds Gustave Gouellain, Jean Benoît Désiré Cochet, 1869, E. Cagniard, in French, google books
- Savage, George, (1959), Pottery Through the Ages, Penguin, 1959
- Savage, George, (1963), Porcelain Through the Ages, Penguin, (2nd edn.) 1963
- Savage, George, and Newman, Harold, An Illustrated Dictionary of Ceramics, 1985, Thames & Hudson, ISBN 0500273804
- Perlès, Christophe, La faïence de Rouen (1700—1750) (in French), 2014, Editions Mare et Martin Arts, ISBN 9791092054316