Романенко, Прокофий Логвинович

Прокофий Логвинович Романенко (13 (25) февраля 1897 — 10 марта 1949) — советский военачальник, генерал-полковник (1944). Полный кавалер знака ордена Святого Георгия.

Прокофий Логвинович Романенко

генерал-лейтенант П. Л. Романенко 1940 г.
Дата рождения 13 (25) февраля 1897(1897-02-25)
Место рождения хутор Романенки, Роменский уезд, Полтавская губерния, Российская империя
Дата смерти 10 марта 1949(1949-03-10) (52 года)
Место смерти Москва, СССР
Принадлежность  Российская империя
 РСФСР
 СССР
Род войск Пехота, Кавалерия, Танковые войска
Годы службы 1914—1918
1918—1949
Звание
Командовал 17-я армия,
3-я танковая армия,
5-я танковая армия,
2-я танковая армия,
48-я армия
Сражения/войны Первая мировая война,
Гражданская война в России,
Гражданская война в Испании,
Советско-финская война,
Великая Отечественная война
Награды и премии

Других государств:

Награды Российской империи:

 Медиафайлы на Викискладе

Ранние годы

Родился на хуторе Романенки, ныне село Хустянка Сумской области Украины.

В Русской императорской армии с 1914 года. Служил в чине приказного в 14-м Оренбургском казачьем полку, участвовал в Первой мировой войне на Юго-Западном фронте, 19 апреля 1915 года был ранен пулей в шею[1]. Лечился в госпитале Политехнического общества[2], после излечения продолжил службу, дослужился до старшего урядника. Окончил 5-ю Киевскую школу прапорщиков в 1917 году[3]. После её окончания служил младшим офицером в 155-м запасном пехотном полку в Царицыне, стал командиром полуроты. Награждён четырьмя Георгиевскими крестами. Прапорщик Романенко демобилизован из армии в январе 1918 года[4].

В Гражданскую войну

В январе 1918 года избран членом Благодатненского волостного исполкома в Ставропольской губернии, тогда же вступил в местный отряд Красной Гвардии. С марта был волостным военным комиссаром, а в июне сформировал и возглавил Объединённый «летучий» краснопартизанский отряд.

С августа 1918 — в Красной Армии. Отряд Романенко влился во 2-ю Северо-Ставропольскую стрелковую дивизию, а сам он назначен командиром 4-го Ставропольского полка (затем 12-й стрелковый полк). С июня 1919 — командир эскадрона и помощник командира 33-го кавалерийского полка, с мая 1920 года — командир 33-го кавалерийского полка 6-й Чонгарской кавалерийской дивизии Первой Конной армии. Воевал на Северном Кавказе и при обороне Царицына, на Южном и Западном фронтах. В боях Гражданской войны получил 9 ранений и 2 контузии. За подвиги на фронтах гражданской войны награждён орденом Красного Знамени. Член РКП(б) с января 1920 года.

В межвоенный период

С мая 1921 года — командир 83-го кавалерийского полка 14-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии (Северо-Кавказский военный округ). С сентября 1924 года — командир 59-го кавалерийского полка, с августа 1925 — военный комиссар этого полка в 10-й Майкопской кавалерийской дивизии. Окончил Кавалерийские курсы усовершенствования комсостава в Ленинграде (1925). С сентября 1926 года — командир 1-го отдельного запасного эскадрона. С октября 1926 года — командир 59-го кавалерийского полка 10-й Майкопской кавалерийской дивизии. С декабря 1928 года — командир и с февраля 1930 года военный комиссар 10-го Верхне-Уральского кавалерийского полка 2-й казачьей кавалерийской дивизии[3].

Окончил Курсы усовершенствования высшего начсостава при Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе в 1930 года и сразу зачислен в саму академию. Окончил Военную академию РККА им. М. В. Фрунзе в 1933 году. С мая 1933 года — помощник начальника 3-го отдела Управления механизации и моторизации РККА. С января 1935 года — начальник штаба 13-й механизированной бригады в Московском военном округе. С апреля 1937 года — командир и военный комиссар 11-й механизированной бригады в Ленинградском военном округе. Участвовал в Гражданской войне в Испании, будучи советником в республиканской армии[3].

С февраля 1938 года — командир 7-го механизированного корпуса Ленинградского ВО, в мае 1938 года преобразованного в 10-й танковый корпус. С мая 1940 года — командир 34-го стрелкового корпуса Северо-Кавказского военного округа. С июня 1940 года — командир 1-го механизированного корпуса[3].

Участник совещания высшего руководящего состава РККА 23—31 декабря 1940 года. Выступал против мнения большинства по вопросу применения танков, в частности против позиции Г. К. Жукова. Маршал Советского Союза А. И. Еременко:

Особенно интересным было выступление генерал-лейтенанта Порфирия Логвиновича Романенко, командира 1-го механизированного корпуса.[5]

В докладе П. Л. Романенко.

Против моего предложения будут возражать, но прошу учесть, что над данной проблемой я работаю уже несколько лет и, как мне кажется, основательно изучил её. Если мы откажемся от применения ударных армий, состоящих из механизированных соединений и поддержанных сильной авиацией, то мы окажемся в тяжелом положении и поставим под угрозу Родину[6].

С января 1941 года — командующий 17-й армией Забайкальского военного округа.

Великая Отечественная война

С началом Великой Отечественной войны — в той же должности, армия вошла в состав образованного Забайкальского фронта.

С мая 1942 — сентябрь 1942 — командующий 3-й танковой армией, которая формировалась в Московском военном округе, а а августе приняла участие в контрударе Западного фронта в районе Сухиничи и Козельск. В сентябре-ноябре 1942 — заместитель командующего Брянским фронтом.

В ноябре — декабре 1942 — командующий 5-й танковой армией, которая под его руководством в составе Юго-Западного фронта участвовала в Сталинградской битве. В ходе операции «Уран» армия была введена в бой в первый день советского наступления, 19 ноября 1942 года: 4 стрелковые дивизии армии прорывали фронт противостоящей 3-й румынской армии, во второй половине дня в прорыв была введена подвижная группа армии (оба танковых и кавалерийский корпуса, мотоциклетный полк). Передовые силы армии быстро наступали по немецко-румынским тылам и утром 23 ноября овладели городом Калач-на-Дону, в районе которого соединились с наступавшим им навстречу с юга 4-м механизированным корпусом Сталинградского фронта, замкнув тем самым кольцо окружения сталинградской группировки противника (6-я и основные силы 4-й танковой немецких армий).[7]

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков:

Командарм П. Л. Романенко был в своей стихии. Надо сказать, что это был отважный человек и способнейший командир. По своему характеру он как нельзя лучше подходил именно к такого рода стремительным действиям[8].

Однако в ходе операции «Уран» возникли резкие разногласия П. Л. Романенко с командующим фронтом Н. Ф. Ватутиным, которые до крайности обострились на завершающем этапе последующей Среднедонской наступательной операции («Малый Сатурн»). Тогда по требованию Ватутина приказом Ставки ВГК № 00495 от 28 декабря 1942 года Романенко был освобождён от должности командующего 5-й танковой армией и направлен в распоряжение наркомата обороны СССР, на его должность был назначен генерал-лейтенант М. М. Попов.[9] Об этом конфликте в своих мемуарах пишет генерал армии С. П. Иванов:

Немного спустя[10] Ватутину позвонил Прокофий Логвинович. Разговор был не из лёгких. Командующий 5-й танковой был обижен тем, что фронт, по существу, отобрал у него руководство танковыми корпусами. Он считал также, что кольцо окружения по праву должны замкнуть танкисты Филиппенко и мотострелки Филиппова. Н. Ф. Ватутин при молчаливой поддержке А. М. Василевского ответил неожиданно для нас в самых резких тонах. Он обвинил командарма в том, что его нельзя застать на армейском КП, что он непрерывно "прыгает" из соединения в соединение, поэтому его штаб предоставлен сам себе. Прокофию Логвиновичу был высказан также упрек в потере управления 1-м танковым и 3-м кавалерийским корпусами. На это обычно молчаливый Г. Д. Стельмах заметил, что армия в целом неплохо выполняет свою трудную задачу, а огрехи в управлении войсками при столь маневренных действиях неизбежны. Николай Федорович, однако, судя по его хмурому виду, остался при своем мнении.

Так отношения командующего фронтом, да и представителя Ставки, с генералом П. Л. Романенко обострились до предела, хотя и до этого между ними довольно часто возникали трения. А вскоре произошел полный разрыв, и Прокофий Логвинович убыл от нас. Это случилось 25 ноября[11], когда Н. Ф. Ватутин передал 26-й танковый корпус в армию И. М. Чистякова.

Иванов С. П. Штаб армейский, штаб фронтовой. — М.: Воениздат, 1990. — С.475—480.

Командующий 2-й танковой армией Брянского фронта (15.01.1943 — 12.02.1943). С февраля 1943 до 15.12.1944 — командующий 48-й армией на Брянском, Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском, 2-м Белорусском фронтах. Во главе армии успешно действовал в Малоархангельской операции и в ходе оборонительного сражения на северном фасе Курской дуги, в Орловской, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой, Белорусской и Ломжа-Ружанской наступательных операциях. Особенно успешно действовала армия под его командованием при освобождении городов Новгород-Северский, Речица, Гомель, Жлобин, Бобруйск, Слоним, а также при прорыве сильно укреплённой обороны на бобруйском направлении и форсировании реки Щара в конце июня 1944 года.

Близко видевший его в эту пору С. М. Голицын так описал свои впечатленияː

Было ему лет сорок, плотный, среднего роста, холеное лицо, холодные, маловыразительные глаза[12].

Маршал Советского Союза И. И. Якубовский:

О генерале П. Л. Романенко я слышал немало хорошего, он командовал 3-й танковой армией в начальный период её существования. И вот очное знакомство. Командующий 48-й армией пригласил меня на свой КП и, внимательно выслушав, куда следует 91-я отдельная танковая бригада и какая задача ей определена, заметил, что действовать будем вместе, бок о бок, и он надеется, что воины 3-й гвардейской танковой армии и впредь не подведут. С этой армией у него связано немало памятного, многих генералов, в частности Ф. Н. Рудкина, М. И. Зиньковича, В. А. Митрофанова и других, он хорошо знает и глубоко верит в их организаторские способности. П. Л. Романенко произвёл исключительно сильное впечатление. Точен и решителен, почти безошибочно может разбираться в людях, умеет подметить и развить в них хорошие черты, в действиях энергичен и скор, хотя не любит скоропалительных выводов. В этом мы не раз убеждались в ходе боевой работы. Впечатление о генерале Романенко уверенно подтвердил член Военного совета 3-й гвардейской танковой армии С. И. Мельников, который сказал, что это очень способный командующий, по-настоящему знает военное дело, таких побольше бы надо в войсках[13]

.

Генерал-полковник Н. А. Антипенко

Командарм 48-й П. Л. Романенко не всегда умел справедливо судить о своих подчиненных вообще и, в частности, не сумел понять вновь назначенного начальника тыла[14].

После войны

Могила Романенко на Новодевичьем кладбище Москвы.

С июля 1945 года командовал войсками Восточно-Сибирского военного округа. С февраля 1947 года учился на Высших академических курсах при Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова. По его окончании зачислен на учёбу на основной курс академии, который окончил в 1948 году. Умер после длительной тяжелой болезни 10 марта 1949 года.

Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946—1949).

Воинские звания

Награды

Иностранные награды
Награды Российской империи

Память

Одна из улиц Волгограда названа именем генерала Романенко.

Семья

Родители — Логвин Гаврилович и Домна Васильевна Романенко. У них было 5 сыновей Романенко и одна дочь:

Жена[уточнить] — Мария Федосеевна (20.09.1904 — 20.09.1999), дети Романенко Вера/Елена Прокофьевна (03.01.1923 — 06.10.2008), Романенко Колосс Прокофьевич (род. 25.04.1925).

Законная супруга[уточнить], государством признанная вдова[уточнить], персональный пенсионер союзного значения — Романенко Клавдия Викентиевна (31.05.1908 — 07.07.1995). Дети: Романенко Элла Прокофьевна (24.05.1934); Романенко Нина Прокофьевна (18.08.1941).

Примечания

  1. Романенко Прокопий Логинович :: Именные списки потерь :: Первая мировая война. gwar.mil.ru. Дата обращения: 27 ноября 2021.
  2. Романенко Прокопий Логвинович :: Картотека потерь :: Первая мировая война. gwar.mil.ru. Дата обращения: 27 ноября 2021.
  3. Тархова, 2005, с. 189.
  4. П. Л. Романенко на сайте «Офицеры РИА».
  5. Ерёменко, 1965.
  6. Русский архив, 1993, Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23—31 декабря 1940 г., с. 154—156.
  7. Андреев О. Ю., Сидорин А. Н. Факторы успеха. Опыт подготовки и ведения наступления 5-й танковой армией в Сталинградской битве. // Военно-исторический журнал. — 2014. — № 10. — С.39.
  8. Жуков, 1969.
  9. Дайнес В. О. Советские танковые армии в бою. — М.: Эксмо, 2010. — Раздел 1: «Танковые армии смешанного состава».
  10. Речь идёт о событиях 23 ноября 1942 года.
  11. Тут С. П. Иванов ошибается: Романенко ещё почти месяц командовал армией, когда в конце концов Сталин снял его с должности по требованию Ватутина.
  12. Голицын, 2010.
  13. Якубовский, 1975.
  14. Антипенко, 1967, На Брянском фронте.
  15. Залесский, 2013, с. 1209.
  16. Информация из учётной карточки награждённого в электронном банке документов «Подвиг народа».
  17. Указ Президиума ВС СССР № 219/135 от 3.11.1944, за выслугу (20) лет в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ГАРФ. Ф. Р7523. Оп. 4. Д. 255. Л. 46.).
  18. Указ Президимума ВС СССР от 16.09.1943 в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 47. Л. 458).
  19. Наградной лист с представлением к Ордену Суворова I степени в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686043. Д. 92. Л. 212).
  20. Наградной лист с представлением к Ордену Кутузова I степени в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 19. Л. 100).
  21. Наградной лист с представлением к Ордену Кутузова I степени в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 40. Л. 289).
  22. Информация о награждении в ОБД «Память народа»
  23. Информация о награждении в ОБД «Память народа»

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.