Римский-Корсаков, Владимир Валерианович

Владимир Валерианович Римский-Корсаков (14 июля 1859 — 8 ноября 1933, Вилье-ле-Бель, Франция) — генерал-лейтенант, участник белого движения, директор единственного во Франции русского кадетского корпуса.

Владимир Валерианович Римский-Корсаков
Дата рождения 14 июля 1859(1859-07-14)
Дата смерти 8 ноября 1933(1933-11-08) (74 года)
Место смерти Вилье-ле-Бель, Франция
Принадлежность  Российская империя
Род войск Пехота
Годы службы 1877 — 1917
Звание генерал-лейтенант
Награды и премии

Биография

из дворян Харьковской губернии. В 1877 году окончил Петровский Полтавский кадетский корпус.

В 1879 году окончил Александровское военное училище. Выпущен в лейб-Гвардии Павловский полк.

В 1887 году окончил Александровскую военно-юридическую академию по первому разряду. Перешёл на службу в Военно-Судебное ведомство.

Служил помощником военного прокурора Киевского военно-окружного суда.

С 30 июля 1889 по 10 мая 1897 года — помощник военного прокурора Московского военно-окружного суда.

С 10 мая 1897 по 2 августа 1902 года — военный следователь Московского военного округа.

С 2 августа 1902 — 11 августа 1903 года — военный следователь по особо сложным хозяйственным делам Московского военного округа.

С 11 августа 1903 по 6 декабря 1903 года — военный судья Виленского военно-окружного суда.

Перешёл на службу в Военно-Учебное ведомство и 6 декабря 1903 по 18 апреля 1904 года служил инспектором классов 1-го Московского Императрицы Екатерины II кадетского корпуса.

С 18 апреля 1904 по 1918 года — Директор 1-го Московского императрицы Екатерины II кадетского корпуса.

В годы Гражданской войны во ВСЮР.

Эмигрировал в Югославию.

С 1 сентября 1920 по 11 декабря 1924 года — Директор Крымского кадетского корпуса.

С 1930 по 1933 год — директор Кадетского корпуса им. Императора Николая II (Вилье-ле-Бель, Франция).

Умер 8 ноября 1933 года во Франции от рака желудка.

Воинские звания

Награды

Воспоминания современников

Конец декабря 1920 года. Суровая снежная зима. Маленькая железнодорожная станция в Словении (Югославия), скорее полустанок с длинным названием «Свети Ловренц на Дравеком Полью», где остановился наш товарный поезд, который привез нас в это заброшенное место.

Рядом старый австрийский лагерь Стрнище, окруженный лесами, занесенный снегом, ставший на два года прибежищем для нас кадет, прибывших из России. Грязные, давно перемонтированные бараки, в которых ещё недавно жили военнопленные. Когда мы поселились в них, там свободно разгуливал холодный ветер. Кровати без матрасов, без подушек и одеял, спали но раздеваясь, укрывшись только шинелью. Нас приехало около шестисот кадет — это был Крымский кадетский корпус. Там можно было найти представителей почти всех кадетских корпусов России. За спиной у них была пережитая революция, годы гражданской войны, эвакуация. Многие из них с оружием в руках участвовали в борьбе с красными *).

Среди них были часто изломаные, уже пережившие трагедии, рано успевшие познакомиться с теневой стороной жизни и со всем тем отрицательным, что несет с собой гражданская война и, конечно, отвыкшие от школьной скамьи. Это была вольница — Запорожская Сечь, — которую обуздать и с которой справиться было не так просто. О дисциплине старых кадетских корпусов нельзя было и говорить.

В общем пришлось все создавать наново: воспитывать, то есть укреплять пошатнувшуюся мораль и дисциплину, а также создавать условия, в которых можно было бы жить и заниматься. И нужно признать, что довольно быстро были достигнуты большие результаты и в этом заслуга, в первую голову, нашего директора, генерала Владимира Валерьяновича Римского-Корсакова, в кадетском обиходе просто нашего «Деда» (Борис Павлов).

…Сегодня — сорок один год со смерти [в корпусе] нашего директора ген[ерала] Римского-Корсакова, человека, сыгравшего в моей жизни большую роль: открывшего мне русскую поэзию и литературу. Он меня особенно любил, всегда выделял и давал мне тетрадки с переписанными от руки стихами. И это в корпусе, где дальше погон, полков и «русской славы» никто не шёл.

Его смерть была моей первой сознательной встречей со смертью, и притом очень реалистической. Из-за узости коридора в его спальню нельзя было внести гроб, и мы — старшие кадеты — несли его на простыне в корпусную церковь. Он умер от рака желудка, и потому трупный запах был страшный, невыносимый…(Из дневников прот. Александра Шмемана)

Примечания

  1. Список генералам по старшинству. СПб 1914г.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.