Право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях
Право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях по законодательству большинства стран мира принадлежит авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений.
Общая характеристика
Право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях сформировалось в соответствии с положениями Бернской и Римской конвенций, а также ряда более поздних международных соглашений. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях имеет компенсационный характер. Оно выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения, например, в Бельгии, Германии, Греции, Италии, Польше, Румынии, Испании и др., или только «чистых носителей»: Австрия, Дания, Голландия, Швеция, Франция и др.
Сбор, распределение и выплату причитающегося правообладателям вознаграждения за воспроизведение экземпляров произведений и объектов смежных прав в личных целях, как правило, осуществляют организации по управлению правами на коллективной основе.
Первыми государствами, наделившими авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений правом на получение вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях были Германия (1965 г.), Австрия (1980 г.) и Венгрия (1982 г.).
Практика применения
В Германии сборами за чистые носители занимается организация ZPU. Собранные средства распределяются среди организаций, управляющих правами соответствующих категорий правообладателей на коллективной основе: GEMA, GVL и др. Контроль над деятельностью ZPU осуществляется государственным Агентством по патентам и товарным знакам. По закону плательщиками вознаграждения определены производители и импортеры соответствующей продукции, а также фирмы-посредники, которые обязаны по запросу ZPU представлять отчеты о таможенной стоимости товаров и цене реализации соответственно. Размеры ставок устанавливаются ZPU по итогам переговоров между ZPU и ассоциациями производителей и импортеров.
Во Франции сбором вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях занимаются две организации: Sorecop (аудиоустройства) и Copie France (видеоаппаратура). Контроль их деятельности осуществляется Министерством культуры. Практический сбор вознаграждения начался в 1986 году. Ставки разрабатываются и утверждаются специальной комиссией (Commission D’Albis), состав которой утверждается совместным приказом министров культуры, промышленности и торговли. В состав комиссии включаются представители организаций, осуществляющих сбор вознаграждения (12 чел.), импортеров и производителей облагаемого сбором оборудования (6 чел.), а также обществ потребителей (6 чел.). Председателем комиссии назначается представляющий государство член Государственного совета или Верховного суда[1] .
В Италии сбором вознаграждения и его распределением среди организаций, представляющих другие категории правообладателей занимается авторское общество SIAE. Тарифы удержаний устанавливаются директивой министра национального наследия и культуры.
В России законодательная норма, предусматривающая право на получение вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях появилась в 1993 году (ст. 26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), однако до 2010 г. эта норма на практике не применялась.
14 октября 2010 г. Правительство РФ на основании статьи 1245 Гражданского кодекса РФ издало Постановление № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях»[2][3], которым определены ставки вознаграждения, уточнен порядок распределения и выплаты вознаграждения правообладателям. Фактически была введена ставка в размере 1% от полной стоимости (так называемый "налог на болванки") для множества электронных устройств, в том числе всех ЭВМ, ЗУ, радиостанций, аппаратуры видео- и аудиозаписи и воспроизведения, телефоны[4][5]. Столь широкий список облагаемых налогом устройств, а также обложение ставкой полной стоимости устройства вызвали множество споров между производителями, импортерами и аккредитованной организацией[6].
Государственная аккредитация на осуществление этой деятельности предоставлена Российскому Союзу Правообладателей.
Данные о размерах сборов в 2008 году (в млн. евро)
- Франция (SORECOP и Copie France) — 181,78 (2009) (25 % от суммы сбора направляется на социально-культурные нужды).
- Германия (ZPU) — 148.8 (2007)
- Италия (SIAE) — 61.7
- Испания (SGAE) — 60.0 (20 % от суммы сбора направляется на социально-культурные нужды).
- Швейцария (SUISA) — 22.0
- Япония (SARAH и SARVH) — 21.1
- Нидерланды (Stichting de Thuiskopie) — 17.0
- Канада (Canadian Private Copying Collective) — 16.4
- Бельгия (Auvibel) — 15.1
- Швеция (CopySwede) — 14.4
- Австрия (Austro Mechana) — 13.2
- Финляндия (TEOSTO) — 12.0 (9.0 в 2009 году)[7]
В России за 2011 год было собрано 683 млн рублей, 42% из них было успешно выплачено различным крупным правообладателям[8].
Оценки и мнения
Основной проблемой сбора вознаграждения является его зависимость от вместимости или цены носителей и оборудования, а не от того, будут ли они использоваться для воспроизведения несвободных произведений и в каком объёме.[9][5] Другие проблемы — определение доли собранных средств, причитающейся каждому правообладателю (в том числе, зависимость от вида произведения), справедливость использования части средств в других целях, например «на поддержку национальной культуры» или в качестве доходов собирающей организации,[5][10][11][8][12] а также выбор этой организации.[8][12][13][14]
Сторонники права на вознаграждение за воспроизведение в личных целях (как являющиеся сторонниками исключительных прав на данный вид использования или вознаграждения за него, так и рассматривающие вознаграждение как меньшее зло при существующем законодательстве) противопоставляют ему отсутствие права на соответствующее свободное использование произведений.[14][15]
С другой стороны, Ричард Столлман, предлагает ввести для электронных книг что-то подобное этому праву, но с отменой ограничений на всякое некоммерческое распространение точных копий[прим. 1]. Для более равномерного распределения вознаграждения он предлагает использовать кубический корень от популярности; например, автор в 8 раз популярнее другого получал бы в 2 раза больше средств. Другой вариант — удобная система микроплатежей.
Примечания
- В других статьях он также выступает за ограничение срока действия исключительных прав, например 10 годами с даты опубликования; свободность программного обеспечения, учебников, справочников, рецептов и т. п.; и критикует отсутствие анонимности при приобретении книг некоторыми способами.
- Источники
- Официальный сайт Комиссии по вопросам частного копирования (на французском языке)
- Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» // Собрание законодательства РФ, 18.10.2010, № 42, ст. 5398; Российская газета, № 240, 22.10.2010
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 829 г. Москва "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях", Российская газета - Федеральный выпуск №5319 (240) (22 октября 2010). Дата обращения 1 сентября 2016.
- Перечень 1, Перечень 2 / Положение о сборе средств для выплаты вознаграждения ..., утв. ППРФ 14 октября 2010 г. N 829, РГ №5319
- Игорь Карев. На болванки нанесли процент (20 октября 2010). Дата обращения: 2 апреля 2013.
- Ъ-Новости - Производители электроники попросили реформировать «налог на болванки»
- Ежегодный отчет TEOSTO за 2009 год (на английском языке)
- Ворович, Константин. Как собирают и на что тратят «налог Никиты Михалкова», Forbes, ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» (18 декабря 2012). Дата обращения 19 декабря 2012.
- Гейст, Майкл. Recording Industry's Digital Strategy Out of Tune (англ.) (19 февраля 2007). Дата обращения: 1 апреля 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
- Гейст, Майкл. In Good Company (англ.) (14 февраля 2007). Дата обращения: 1 апреля 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
- Павел Протасов. Два в одном: В России зарождается олигополия по управлению авторскими правами . Дата обращения: 2 апреля 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
- Ворович, Константин. Сергей Федотов: «На моих двух айфонах музыки на десятки тысяч долларов», Forbes, ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» (18 декабря 2012). Дата обращения 19 декабря 2012.
- Александр Глушенков. "Налог на болванки": империя наносит ответный удар . РАПСИ (РИА Новости) (18 апреля 2013). Дата обращения: 22 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
- Налог на болванки: Лучше сейчас и добровольно, чем потом и дорого . Частный корреспондент (19 марта 2010). Дата обращения: 2 апреля 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
- Александр Кленин. Налог на болванки . РБК daily. РосБизнесКонсалтинг (4 марта 2010). Дата обращения: 2 апреля 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.