Право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях

Право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях по законодательству большинства стран мира принадлежит авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений.

Общая характеристика

Право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях сформировалось в соответствии с положениями Бернской и Римской конвенций, а также ряда более поздних международных соглашений. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях имеет компенсационный характер. Оно выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения, например, в Бельгии, Германии, Греции, Италии, Польше, Румынии, Испании и др., или только «чистых носителей»: Австрия, Дания, Голландия, Швеция, Франция и др.

Сбор, распределение и выплату причитающегося правообладателям вознаграждения за воспроизведение экземпляров произведений и объектов смежных прав в личных целях, как правило, осуществляют организации по управлению правами на коллективной основе.

Первыми государствами, наделившими авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений правом на получение вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях были Германия (1965 г.), Австрия (1980 г.) и Венгрия (1982 г.).

Практика применения

В Германии сборами за чистые носители занимается организация ZPU. Собранные средства распределяются среди организаций, управляющих правами соответствующих категорий правообладателей на коллективной основе: GEMA, GVL и др. Контроль над деятельностью ZPU осуществляется государственным Агентством по патентам и товарным знакам. По закону плательщиками вознаграждения определены производители и импортеры соответствующей продукции, а также фирмы-посредники, которые обязаны по запросу ZPU представлять отчеты о таможенной стоимости товаров и цене реализации соответственно. Размеры ставок устанавливаются ZPU по итогам переговоров между ZPU и ассоциациями производителей и импортеров.

Во Франции сбором вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях занимаются две организации: Sorecop (аудиоустройства) и Copie France (видеоаппаратура). Контроль их деятельности осуществляется Министерством культуры. Практический сбор вознаграждения начался в 1986 году. Ставки разрабатываются и утверждаются специальной комиссией (Commission D’Albis), состав которой утверждается совместным приказом министров культуры, промышленности и торговли. В состав комиссии включаются представители организаций, осуществляющих сбор вознаграждения (12 чел.), импортеров и производителей облагаемого сбором оборудования (6 чел.), а также обществ потребителей (6 чел.). Председателем комиссии назначается представляющий государство член Государственного совета или Верховного суда[1] .

В Италии сбором вознаграждения и его распределением среди организаций, представляющих другие категории правообладателей занимается авторское общество SIAE. Тарифы удержаний устанавливаются директивой министра национального наследия и культуры.

В России законодательная норма, предусматривающая право на получение вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях появилась в 1993 году (ст. 26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), однако до 2010 г. эта норма на практике не применялась.

14 октября 2010 г. Правительство РФ на основании статьи 1245 Гражданского кодекса РФ издало Постановление № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях»[2][3], которым определены ставки вознаграждения, уточнен порядок распределения и выплаты вознаграждения правообладателям. Фактически была введена ставка в размере 1% от полной стоимости (так называемый "налог на болванки") для множества электронных устройств, в том числе всех ЭВМ, ЗУ, радиостанций, аппаратуры видео- и аудиозаписи и воспроизведения, телефоны[4][5]. Столь широкий список облагаемых налогом устройств, а также обложение ставкой полной стоимости устройства вызвали множество споров между производителями, импортерами и аккредитованной организацией[6].

Государственная аккредитация на осуществление этой деятельности предоставлена Российскому Союзу Правообладателей.

Данные о размерах сборов в 2008 году (в млн. евро)

В России за 2011 год было собрано 683 млн рублей, 42% из них было успешно выплачено различным крупным правообладателям[8].

Оценки и мнения

Основной проблемой сбора вознаграждения является его зависимость от вместимости или цены носителей и оборудования, а не от того, будут ли они использоваться для воспроизведения несвободных произведений и в каком объёме.[9][5] Другие проблемы — определение доли собранных средств, причитающейся каждому правообладателю (в том числе, зависимость от вида произведения), справедливость использования части средств в других целях, например «на поддержку национальной культуры» или в качестве доходов собирающей организации,[5][10][11][8][12] а также выбор этой организации.[8][12][13][14]

Сторонники права на вознаграждение за воспроизведение в личных целях (как являющиеся сторонниками исключительных прав на данный вид использования или вознаграждения за него, так и рассматривающие вознаграждение как меньшее зло при существующем законодательстве) противопоставляют ему отсутствие права на соответствующее свободное использование произведений.[14][15]

С другой стороны, Ричард Столлман, предлагает ввести для электронных книг что-то подобное этому праву, но с отменой ограничений на всякое некоммерческое распространение точных копий[прим. 1]. Для более равномерного распределения вознаграждения он предлагает использовать кубический корень от популярности; например, автор в 8 раз популярнее другого получал бы в 2 раза больше средств. Другой вариант — удобная система микроплатежей.[16]

Примечания

  1. В других статьях он также выступает за ограничение срока действия исключительных прав, например 10 годами с даты опубликования; свободность программного обеспечения, учебников, справочников, рецептов и т. п.; и критикует отсутствие анонимности при приобретении книг некоторыми способами.
Источники
  1. Официальный сайт Комиссии по вопросам частного копирования (на французском языке)
  2. Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» // Собрание законодательства РФ, 18.10.2010, № 42, ст. 5398; Российская газета, № 240, 22.10.2010
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 829 г. Москва "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях", Российская газета - Федеральный выпуск №5319 (240) (22 октября 2010). Дата обращения 1 сентября 2016.
  4. Перечень 1, Перечень 2 / Положение о сборе средств для выплаты вознаграждения ..., утв. ППРФ 14 октября 2010 г. N 829, РГ №5319
  5. Игорь Карев. На болванки нанесли процент (20 октября 2010). Дата обращения: 2 апреля 2013.
  6. Ъ-Новости - Производители электроники попросили реформировать «налог на болванки»
  7. Ежегодный отчет TEOSTO за 2009 год (на английском языке)
  8. Ворович, Константин. Как собирают и на что тратят «налог Никиты Михалкова», Forbes, ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» (18 декабря 2012). Дата обращения 19 декабря 2012.
  9. Гейст, Майкл. Recording Industry's Digital Strategy Out of Tune (англ.) (19 февраля 2007). Дата обращения: 1 апреля 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  10. Гейст, Майкл. In Good Company (англ.) (14 февраля 2007). Дата обращения: 1 апреля 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  11. Павел Протасов. Два в одном: В России зарождается олигополия по управлению авторскими правами. Дата обращения: 2 апреля 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  12. Ворович, Константин. Сергей Федотов: «На моих двух айфонах музыки на десятки тысяч долларов», Forbes, ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» (18 декабря 2012). Дата обращения 19 декабря 2012.
  13. Александр Глушенков. "Налог на болванки": империя наносит ответный удар. РАПСИ (РИА Новости) (18 апреля 2013). Дата обращения: 22 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  14. Налог на болванки: Лучше сейчас и добровольно, чем потом и дорого. Частный корреспондент (19 марта 2010). Дата обращения: 2 апреля 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  15. Александр Кленин. Налог на болванки. РБК daily. РосБизнесКонсалтинг (4 марта 2010). Дата обращения: 2 апреля 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  16. Richard Stallman. Technology should help us share, not constrain us. The Guardian / Guardian News and Media Limited (17 апреля 2012). Дата обращения: 1 апреля 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.

См. также

Правовые акты

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.