Поярков, Алексей Владимирович

Алексей Владимирович Поярков (1868 — после 1930) — священник, депутат Государственной думы Российской империи I созыва от Воронежской губернии.

Алексей Владимирович Поярков

Депутат Первой Думы, 1906 г.
Дата рождения 1868(1868)
Место рождения с. Криница,
Богучарский уезд Воронежской губернии
Дата смерти после 1930
Гражданство  Российская империя
 СССР
Род деятельности священник, депутат Государственной думы I созыва от Воронежской губернии
Образование
Вероисповедание православие
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Родился в семье псаломщика (по другим сведениям - причетника) в селе Кринице Богучарского уезда Воронежской губернии[1]. Рос в большой бедности. Известен такой его рассказ о детстве:

Никогда не забуду я следующего случая: пошёл я с сестрой просить милостыню. Нас заставили на тележке возить навоз в сарай. Возили мы до полудня, пока не прибрали. Ну, думаем, покормят нас. Вместо хлеба нам приказали рвать ягоды. Вечером получили за всю работу по корке чёрного хлеба[2].

Окончил начальную земскую школу, Павловское духовное училище по II разряду (1885) и Воронежскую духовную семинарию по II разряду (1891)[1]. Вступил в брак. Служил диаконом в Знаменской церкви села Знаменского Нижнедевицкого уезда. 13 марта 1896 года рукоположен во священника к Пятницкой церкви хутора Попасного Валуйского уезда Воронежской губернии[1]. Преподавал закон Божий в церковно-приходской школе, занимался пчеловодством, земледелием, скотоводством. В 1904 году приобрел первую в уезде мельницу с керосиновым двигателем стоимостью 2280 рублей[3]. От села Попасного и выбран выборщиком. Ни к какой партии не принадлежал, убеждённый демократ, симпатизировал конституционным демократам. По его словам «всегда будет там, где правда и справедливость»[4].

16 апреля 1906 избран в Государственную думу I созыва от общего состава выборщиков Воронежского губернского избирательного собрания. В Думе оставался беспартийным, но его политическая позиция была левее конституционных-демократов. Подписал законопроект «О гражданском равенстве». Участвовал в прениях по вопросу об ответном адресе, о Белостокском погроме. Об отмене смертной казни депутат Поярков сказал следующее:

Всякий законопроект по вопросу об отмене смертной казни, а тем более передача его в какие-то там комиссии для разработки не только излишни, неуместны, а прямо преступны, потому что — какой же может быть законопроект об отмене смертной казни! Довольно с Государственной Думы и всего русского народа того, что Дума заявила об этом правительству единогласно и сделала своё постановление, а правительство недавно казнило восемь человек и показало этим самым, что оно не только игнорирует наши заявления, но издевается, смеётся над нами, как над ничего не понимающими и готовыми идти за всем тем, что оно укажет. Оно привыкло отвечать пренебрежением на наши заявления. Когда я жил дома, в глуши, я сомневался и, правду сказать, не всему доверял, что пишут в газетах; но жизнь в Петербурге за три недели открыла мне глаза на поступки правительства. Мы должны потребовать немедленной отмены смертной казни, и если наше требование не будет удовлетворено, то смею предложить Государственной Думе уехать по домам (Аплодисменты), Государственная Дума заявила себя, что она на стороне народных интересов, — это знают все; в своих заявлениях она сказала, что она против гнёта, против настоящего режима и произвола, и потому, не в обиду будет вам сказано, я сочту бесчестным с вашей стороны сидеть и получать деньги, если смертная казнь не будет отменена (Продолжительные аплодисменты).

Текст выступления священника А. В. Пояркова по отмене смертной казни 18 (31) мая, заседание 11-е[5].

Вернувшись на хутор Попасный после роспуска Думы, о. Алексей сделал сообщение о работе и судьбе первого русского парламента[3], в результате он был арестован властями и посажен в тюрьму. Но, очевидно, срок ареста был невелик, и отлучения от сана не последовало[6].

Белгородские краеведы, очевидно, ошибочно считали, что о. Алексей был расстрелян в 1918 году[3].

До 1930 года проживал на хуторе Попасный Вейделевского района Центрально-Чернозёмной области[1].

15 июня 1930 года арестован. 11 ноября того же года осуждён на 3 года исправительно-трудовых лагерей[1].

Дальнейшая судьба и дата смерти неизвестны.

Реабилитирован в сентябре 1989 года[7].

Литература

Примечания

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.