Политическая политическая теория

«Политическая политическая теория: Эссе об институтах» (англ. Political Political Theory: Essays on Institutions) — книга американского политического философа и философа права Джереми Уолдрона. Была выпущена в 2016 году издательством Harvard University Press.

Политическая политическая теория: Эссе об институтах
англ. Political Political Theory: Essays on Institutions
Жанр политическая теория
Автор Джереми Уолдрон
Язык оригинала английский
Дата первой публикации 2016 год
Издательство Harvard University Press

Основной тезис работы связан с перемещением фокуса современных исследований в области политической теории с абстрактных философских концептов (таких как свобода, равенство) на собственно политические институты, а именно институты современных демократий (например, бикамерализм или политическая подотчётность), которым посвящает отдельные эссе (главы книги).

Содержание

Книга развивает идеи, озвученные Уолдроном в ходе его инаугурационной речи в качестве чичелийского профессора в Оксфордском университете в 2010 году и впоследствии изложенные в одноимённой статье Уолдрона в Journal of Political Philosophy в 2013[1].

В книге излагается критика Уолдроном недостающего современной политической теории внимания к устройству политических институтов.

Существуют основания для современных работ по теории политики, которые будут вдохновлять наших студентов подходить к ней с позиций XXI века. Но в настоящий момент это не то, чем мы занимаемся. Вместо этого мы изучаем различные темы: теорию Ролза, 57 разновидностей эгалитаризма удачи и международное правосудие, — отвергая проблемы структуры, процесса, суверенитета и конституции, рассматриваемые в «Левиафане», «Об общественном договоре», «Письмах федералиста» или «Двух трактатах о правлении».

Waldron, 2016, p. 20

Основной тезиса Уолдрона является критическим по отношению к обоим доминирующим направлениям в современной аналитической политической теории. Уолдрон критикует морализм, утверждающий, что политическая философия «суть моральная философия в приложении к социальным институтам» (по Берлину), и стремящийся к рассмотрению моральных максимумов (например, справедливости) и путей их достижения как имеющих первоочередную важность. При этом Уолдрон критикует и реализм, отвергающий сведение политических проблем к моральным, ставя приоритетом изучение тех «целей» политики, которые имеют собственно политическое существо — например, гоббсовская безопасность, «„первый“ политический вопрос» у реалиста Бернарда Уильямса[2]. Для Уолдрона институты, а не конечные «цели», из которых в конечном итоге исходят политики, обладают основным значением. Автор подчёркивает важность изучения того, как именно формируются политические решения (как правило, это воспринимается как должное), а не только то, какие моральные или политические дилеммы благодаря этим решениям разрешаются[3]. Заглавное понятие — политическая политическая теория — определяется в работе следующим образом: «теория, обсуждающая непосредственно политику и образ того, как политические институты составляют и оформляют наши разногласия в отношении социальных идеалов, а также определяют наши действия по достижению того, что бы мы ни выбрали в качестве своих целей»[4].

Отдельные эссе, вошедшие в книгу, сосредоточены вокруг тем, воспринимающихся как хорошо изученные и во многом устаревшие, но заслуживающих, по мнению Уолдрона, рассмотрения в русле политической теории: конституционализм, разделение властей, бикамерализм, верховенство права, принцип лояльности оппозиции, подотчётность, соотношение судебного надзора и представительного правления.

Кроме того, Уолдрон рассматривает тезис о необходимости институционального фокуса в политической теории, излагая отношение к нему со стороны двух классиков дисциплины: Исайи Берлина и Ханны Арендт — в понимании автора книги, диаметрально противоположное[5].

Критика

Одна из центральных мотиваций Уолдрона — приведение политических институтов (практики) с аргументированными решениями, разработанными в русле политической теории, — не учитывает то, почему «плохие обоснования» того или иного институционального дизайна могут иметь место в политике и приводить к конкретным результатам. При этом Уолдрон делает акцент не на историческом понимании институциональной динамики, но на разумной аргументации действенности и состоятельности тех или иных институтов[6].

Выбор институтов, заслуживающих детального изучения, в теоретическом проекте Уолдрона схож с традиционным набором предметов изучения в конституционном праве, но вряд ли является исчерпывающим — так Уолдрон не касается исполнительной ветви, проблем федерализма[7] или политических партий, до сих пор доминирующих в демократической политике. Сам Уолдрон выдвигает в качестве объектов институциональной политической теории широкий круг структур, процессов и институтов, что по наблюдению Майкла Пэла, соответствует последним тенденциям расширения исследовательского поля конституционного права и исследований в философии права за счёт включения в него сложной структуры современной бюрократии и административных органов, в том числе концепции «нового разделения властей» Брюса Аккермана[8].

Примечания

  1. Waldron, 2013.
  2. Waldron, 2016, pp. 4-5.
  3. Runciman, 2016, pp. 2-3.
  4. Waldron, 2016, p. 6.
  5. Waldron, 2016, p. ix.
  6. Runciman, 2016, p. 6.
  7. Stephenson, 2017.
  8. Pal, 2017, pp. 856-857.

Литература

Ссылки

  • О книге на сайте издательства Harvard University Press.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.