Подразделения сельской безопасности
Подразделения сельской безопасности (греч. Μονάδες Ασφαλείας Υπαίθρου) — греческие антикоммунистические военизированные формирования периода гражданской войны 1946—1949. Воевали на стороне королевского правительства против коммунистической ДАГ. Выполняли вспомогательные функции при регулярной армии и жандармерии, контролировали политическую лояльность сельского населения. Комплектовались на добровольческой основе из крестьянства и сельских люмпенов, но подчинялись армейскому командованию. Сыграли заметную роль в победе правых сил.
Подразделения сельской безопасности греч. Μονάδες Ασφαλείας Υπαίθρου (MAY) | |
---|---|
Годы существования | 1946—1949 |
Страна | Королевство Греция |
Тип | иррегулярные войска |
Функция | содействие армии, жандармерии и нацгвардии в подавлении коммунистической ДАГ |
Численность | более 40 тысяч (вместе с ΜΑΔ) |
Часть | Генеральный штаб греческой армии |
Участие в | Гражданская война в Греции |
Командиры | |
Известные командиры | Костас Вурлакис, Эфтимиос Цамадиас |
Контекст войны
Вооружённое противостояние греческих военно-политических структур началось с 1943. Столкновения происходили не только между прогерманскими коллаборационистами и силами Сопротивления. В жёсткой борьбе сошлись ЭАМ/ЭЛАС, где доминировала Коммунистическая партия Греции (КПГ), и правые националисты, среди которых были как монархисты, так и республиканская ЭДЕС. Рубеж обозначили кровопролитные бои в Афинах на рубеже 1944/1945.
Осенью 1946 в Греции началась полномасштабная гражданская война между националистическим королевским режимом и КПГ. Во главе государства в этот период стояли монархи Георг II и Павел I, правительство возглавляли Константинос Цалдарис, Димитриос Максимос, Темистоклис Софулис. Генеральным секретарём КПГ являлся Никос Захариадис, главой коммунистического правительства — Маркос Вафиадис. Греческую монархию поддержали Великобритания и США, коммунистов — СССР, ФНРЮ, НРБ, НРА[1].
После расформирования ЭЛАС коммунисты быстро организовали новые вооружённые силы — Демократическую армию Греции (ДАГ). Королевское правительство опиралось на национальную армию, жандармерию, батальоны национальной гвардии. Кроме того, правительство мобилизовало в свою поддержку правые политические организации и ополченские формирования.
Создание и руководство
Подразделения сельской безопасности (Μονάδες Ασφαλείας Υπαίθρου, MAY, Μάυδες; также Маидес, МАИ) были созданы постановлением Генерального штаба греческой национальной армии в октябре 1946[2]. Начальником генштаба был тогда генерал-лейтенант Панайотис Спилиотопулос (впоследствии до конца гражданской войны эту должность занимали генерал-лейтенанты Константинос Вентирис и Димитриос Яцис). Решение было согласовано с командованием жандармерии, которую возглавлял генерал-лейтенант Георгиос Самуил.
Эти формирования комплектовались из добровольцев, однако высшее командование осуществлялось генштабом. По гражданской линии их курировало министерство общественного порядка, во главе которого в 1947 стоял генерал-лейтенант Наполеон Зервас, основатель ЭДЕС, убеждённый республиканец и антикоммунист. Политическим инициатором и руководителем выступил премьер-министр Константинос Цалдарис.
Наряду с МАИ учреждались Подразделения выборочного преследования (Μονάδες Αποσπασμάτων Διώξεως, ΜΑΔ; МАД). Функции и кадры МАИ и МАД несколько различались. В МАД состояли в основном профессиональные военные и жандармы. Перед ними ставилась активные наступательные задачи. Действия МАД с оперативной стороны считались более эффективными. Военно-иерархическое построение МАД с соответствующей дисциплиной было не характерны для МАИ. Однако обе структуры действовали в организационной связке под единым политическим руководством и военным командованием[1].
Участие в войне
Состав
Основными регионами действий МАИ являлись Фтиотида и Эпир. Костяк формирований составляли гражданские сельские жители. Это были консервативно, националистически и антикоммунистически настроенные крестьяне, в большинстве сторонники монархии, но нередко республиканцы, бывшие активисты ЭДЕС. Политически они ориентировались на монархическую Народную партию Цалдариса или правоцентристскую Национальную партию Зерваса. Наблюдались случаи вступления в отряды священников ЭПЦ[3]. Общая численность МАИ и МАД превышала 40 тысяч человек[1].
Заметна была роль криминалитета, особенно скотоконокрадов. Такого рода деятели нередко командовали отрядами. В этом отношении типичен Костас Вурлакис, командир крупнейшего подразделения МАИ во Фтиотиде. До войны Вурлакис был пастухом, затем скотокрадом и криминальным авторитетом. Во время нацистской оккупации один из его братьев состоял в ЭЛАС при коммунисте Арисе Велухиотисе, однако был расстрелян за связь с коллаборационистами. После этого Вурлакис стал непримиримым врагом КПГ. Вместе с другим братом он вступил в ЭДЕС (брат погиб в бою с ЭЛАС), затем присоединился к Народной партии и возглавил группировку МАИ, объявив коммунистам войну под знаменем национального патриотизма. Действия отряда Вурлакиса в значительной степени мотивировались фактически кровной местью и отличались особой жестокостью[4].
В окрестностях Ламии подразделениями МАИ командовал Эфтимиос Цамадиас — этнический каракачан, скотовладелец и селекционер-животновод. Во время оккупации он вступил в конфликт с ЭАМ из-за претензий коммунистов на контроль над пастбищами близ горы Эта. В 1945 попал в тюрьму, но сумел бежать. Из своих родственников и местных уголовников-скотокрадов сформировал отряд МАИ и повёл антикоммунистическую зачистку деревень. Свои действия Цамадиас обосновывал борьбой против насилия и террора КПГ[3].
Действия
Военная активность МАИ заключалась в патрулировании сельской местности и защите деревень от нападений ДАГ. Власти ставили задачу обеспечить безопасность населения и сельскохозяйственных работ, соблюдение комендантского часа, переселение жителей из районов военных действий[5]. МАИ действовали в тесной координации с регулярной королевской армией, жандармерией и батальонами национальной гвардии[6].
Функции МАИ в целом были вспомогательными. Большой боевой значимости они не имели. Однако в спорадических столкновениях и зачистках бойцы МАИ наносили ущерб коммунистическим партизанам. В боестолкновениях с ними погибли видные командиры ДАГ Митеос Кирлас и Георгиос Коделас[7]. Члены МАИ контролировали порядок в деревнях, выявляли и нейтрализовывали активистов КПГ и боевиков ДАГ. Такие действия часто совершались с большой жестокостью. Создавались сети информаторов для правительственных войск, велась военная и политическая разведка. Эти функции зеркально отражали Народную милицию КПГ.
МАИ участвовали в нескольких крупных сражениях гражданской войны — при Нигрите (июль 1947), при Конице (декабрь 1947 — январь 1948), при Лехене (июнь 1948), при Димицане (август 1948). Битвы при Конице и Димицане, окончившиеся победой правительственной стороны, имели важное стратегическое значение[2]. Ещё более существенным было политическое значение МАИ как опорной сети режима в сельской местности. Церемониальную встречу с бойцами МАИ провела в 1947 королева Фредерика.
Критика и оценки
Специфика кадров и действий МАИ создавала для властей политические проблемы. Даже представители правых сил — депутаты парламента, священники, некоторые чиновники — возмущались убийствами, насилиями, грабежами и вымогательствами. С осуждением крайне правого терроризма выступил Темистоклис Софулис. Командиров и бойцов МАИ характеризовали как «безответственных людей», «бандитов», «анархистов», «партийных фанатиков» (персонально Вурлакиса — как «неуравновешенного преступного типа»). Приводились многочисленные примеры «самовольных набегов и поборов с деревень». При этом особо отмечалось, что жертвами МАИ становятся не только коммунисты и партизаны ДАГ, но и «заблудшие сельские жители», а то и «законопослушные граждане», «националисты». Указывалось, что такие действия «толкают к мятежникам даже тех людей, которые отвергают коммунистическую идеологию»[3].
Представители властей обычно игнорировали такие заявления. Расходные сметы периферийных администраций содержали особые статьи «поддержки патриотичных граждан». Однако постепенное сворачивание деятельности МАИ началось уже с 1947[2]. Подразделения сельской безопасности постепенно вытеснялись лучше обученными, вооружёнными и дисциплинированными батальонами нацгвардии. После гражданской войны деятельность МАИ (как и МАД) была прекращена. Многие активисты примкнули к крайне правым политическим организациям.
Память о противостоянии МАИ с ДАГ способствовала многолетней конфронтации в греческом обществе. В современной Греции преобладает резко отрицательное отношение к МАИ. Левые считают их «фашистскими преступниками». Иногда МАИ смешиваются с коллаборационистскими батальонами безопасности, что исторически неверно. Правые признают чрезмерную жестокость и криминальные черты МАИ (иногда ассоциируя с клефтами). Позитивно относятся к МАИ, вплоть до героизации и возведения в образец, только греческие ультраправые, типа запрещённой за политическое насилие Золотой зари[8].
См. также
Примечания
- Ο Εμφύλιος Πόλεμος στον τόπο μας
- Μονάδες Ασφαλείας Υπαίθρου (ΜΑΥ)
- Η «συμμοριοποίηση» του κράτους
- Εμφύλιος πόλεμος 1946—1949
- Η ανείπωτη τραγωδία των «ανταρτόπληκτων» του Εμφυλίου Πολέμου
- Η άγνωστη ιστορία των ΜΕΑ/ΤΕΑ
- Η Γέφυρα του Κλαδισού ποταμού ως εμφυλιακό εκθετήριο νεκρών σωμάτων και κομμένων κεφαλών…
- Ультра в чёрные дни