Петров вал (канал)
Петров вал — незаконченная попытка соединения Волги и Дона судоходным каналом по инициативе императора Петра I в 1697—1701-х годах через волгодонский волок. Ров и земляные валы сохранились в Камышинском районе Волгоградской области под названием «Петров вал», по ним названа железнодорожная станция Петров Вал.
Петров вал | |
---|---|
Расположение | |
Страна | |
Субъект РФ | Волгоградская область |
Район | Камышинский район |
Водоток | |
Голова | Иловля |
50°07′25″ с. ш. 45°10′40″ в. д. | |
Устье | Волга |
50°05′14″ с. ш. 45°25′06″ в. д. | |
— голова, — устье | |
Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 341540306420006 (ЕГРОКН). Объект № 3410056000 (БД Викигида) | |
Медиафайлы на Викискладе |
Первую попытку заменить волок каналом, соединяющим бассейны рек, предприняли султан Селим II, его великий визирь Мехмед Соколлу и крымский хан Девлет I Герай во время Русско-турецкой войны 1568—1570 годов. Как и война, эта попытка окончилась неудачей, численности рабочих — около 12 тысяч — было недостаточно для быстрой выемки громадного объёма грунта, а для длительных работ не было времени из-за постоянных нападений русских войск и отдалённости от основной продовольственной базы — Крыма.
Вторую попытку предпринял Пётр I в 1697—1701 годах. Теперь уже Россия проводила экспансию на юг, предпринимая попытки поглощения этой территории. Два Азовских похода 1695 и 1696 годов достигли своей цели лишь частично — удалось выйти в Азовское море через порты Азов и Таганрог, но для преодоления Керченского пролива и выхода в Чёрное море сил не хватило. Для тылового обеспечения нового похода был предпринят ряд мероприятий: землевладельцы для сбора денег на постройку кораблей азовской флотилии были принудительно объединены в кумпанства, молодые дворяне были отправлены за границу для обучения мореходному делу, были построены верфи Воронежского адмиралтейства и предпринята попытка прорыть канал Волго-Дон.
Для уменьшения объёма земляных работ возникла идея использовать русла рек Иловля, Грязновка и Камышинка — тогда, кроме дноуглубительных работ, на реках необходимо было прокопать только около 15 километров с шириной канала в 27 метров. Голландский адмирал Корнелиус Крюйс исследовал местность и составил проект «Новая и правдивая карта о перекопе, чтобы из Дону или Танаиса кораблям Иловлею рекою до Камышенки и Камышенкою рекою в Волгу или Астраханскую реку в Каспийское море входить», который был послан в Парижскую академию наук и был там одобрен[1]. По этому плану предполагалось построить 10 шлюзов и 4 плотины для повышения уровня воды Иловли и Камышинки. Работы начались в 1697 году под общим руководством начальника Казанского приказа князя Бориса Алексеевича Голицына, «главным инженером» в современных терминах был назначен немец Иоаганн Бреккель, который уже служил военным инженером в русских войсках во время Азовских походов. В 1698 году были прорыты 4 километра канала и на Камышинке был построен первый шлюз, но при попытке его заполнении водой он разрушился. Бреккель тайно покинул стройку и уехал из России. Приглашённый новый инженер англичанин Джон Перри (который был замечен Петром во время пребывания Великого посольства в Лондоне) признал направление канала неправильным и начал рыть новое русло шириной 47 метров. С весны по позднюю осень 1701 года на канале работало до 15 000 человек, и к 1702 году было прорыто 8 километров и построено несколько шлюзов. Однако с началом Северной войны все силы страны были брошены на выход России к Балтийскому побережью и стройка прекратилась[2]. Первоначально планировалось в скором времени вернуться к строительству, но этого не произошло. К началу XXI века в Камышинском районе Волгоградской области сохранились два сухих русла каналов, северный Бреккеля и южный Перри. Напоминание о незавершённом проекте осталось в современной топографии — возникший рядом город получил название Петров Вал.
Сообщение между двумя названными большими реками, на пространстве около 140 русских миль, возможно посредством двух меньших рек, из коих одна называется Илавля и впадает в Дон, а другая Камышинка впадает в Волгу; на этих малых реках предполагалось устроить шлюзы, чтоб сделать эти речки судоходными, а также предполагалось, на протяжении около 4-х русских миль, по твердой земле прокопать канал в том месте, где эти две реки протекают на более близком расстоянии одна от другой. Такая работа, если б она пришла к окончанию, была бы весьма выгодною для владений Царя, особенно в случае войны с Турками, Крымскими Татарами, Персией, или с одной из стран, прибрежных к Каспийскому морю.
Работа эта, как уже сказано выше, была начата неким немцем, полковником Брекелем (Breckell); он был полковником в царской армии и считался очень хорошим инженером по части укреплений; но мало смысля дело, которое взял на себя, так неосновательно начертил план канала, что первый устроенный шлюз сорвало, то есть, он подался в основании и под запертыми воротами вода свободно протекла. Вследствие этого, с наступлением зимы, приехав в Москву, Брекель выхлопотал паспорт для одного из слуг своих, под предлогом отправки его за границу для необходимых покупок по части работ, да и сам с этим паспортом бежал из страны. Царь был об этом уведомлен вовремя пребывания своего в Англии, и потому соблаговолили, немедленно отправить меня, чтоб исследовать, насколько эта работа возможна, что и было исполнено мною в течение того же года. По возвращении Царя из-за границы в Москву, я представил ему чертеж и донесение, в котором излагал причины, вследствие коих работа Брекеля была неправильно задумана, и тем дал Царю о ней настоящее понятие. Его Величество благоволил приказать мне взять на себя исполнение этой работы и начать копать канал на новом месте, избранном мною как более удобном; так как тут при меньшем труде, легче было устроить шлюзы. Этою работою я занимался три года сряду, в течение летних месяцев, и потребовал 30,000 человек работников, но никогда не мог получить и половины этого числа, а в последний год не было прислано в мое распоряжение даже и 10,000 человек, не говоря о том, что всегда чувствовался недостаток в хороших мастерах и необходимом количестве материала. Касательно этого последнего обстоятельства, я каждую зиму, во время поездок моих в Москву, собственноручно подавал Царю список требуемого материала, особенно для постройки шлюзов; но в это время Царь потерпел поражение под Нарвой, и война со Шведами грозила надолго затянуться. Все это требовало и людей и денег. В конце 1701 года я получил приказание прекратить на время работу и оставить на месте одного из моих помощников, поручив ему наблюдать за тем, чтобы время и случайности не разрушили уже сделанного (некоторые шлюзы были почти окончены и канал в половину прокопан)
— Джон Перри. "Состояние России при нынешнем царе. В отношении многих великих и замечательных дел его по части приготовлении к устройству флота, установления нового порядка в армии, преобразования народа и разных улучшений края" Чтения императорского Общества Истории и Древностей Российских. №1 1871 год. Перевод Дондуковой-Корсаковой
История строительства канала легла в основу повести Андрея Платонова Епифанские шлюзы.
Идею соединения рек каналом, которую не удалось реализовать султану Селиму II и императору Петру I, воплотили только в 1952 году, когда открыл свои шлюзы Волго-Донской канал.
Примечания
- Библиографический указатель «Деяние времён Петровых» . www.mukcgbs.ru. Дата обращения: 17 апреля 2021.
- Джон Перри. повествование о России, в особенности касательно замечательных дел нынешнего царя. . www.vostlit.info. Дата обращения: 17 апреля 2021.
Литература
- Житков С. М. Волжско-Донской путь // Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России за столетний период, 1798-1898 . — СПб.: Тип. М-ва путей сообщения (Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко), 1900. — С. 6. — IV, 264 с.