Переходные системы от оканья к аканью

Перехо́дные систе́мы от о́канья к а́канью — системы предударного вокализма, отмечаемые в ряде русских диалектов, в которых сочетаются различение и неразличение гласных неверхнего подъёма в первом предударном слоге после твёрдых и мягких согласных[1]. В данных системах вокализма осуществляется переход от оканья в широком смысле (различения в безударных слогах хотя бы части гласных фонем неверхнего подъёма)[~ 1][2] к аканью в широком смысле (неразличению гласных фонем неверхнего подъёма в безударных слогах)[~ 2][3].

К переходным системам вокализма относят полно́вское оканье, гдовское оканье, оканье с ассимилятивным аканьем и аканье с ассимилятивным оканьем[4][5]. Различение в данных системах безударных гласных /о/, /а/ после твёрдых согласных и безударных гласных /о/, /е/, /а/ после мягких согласных[~ 3] или совпадение их в звуке [а] зависит от гласных, находящихся в слове под ударением, в связи с чем соотношение охвата лексики с различаемыми и неразличаемыми безударными гласными является неодинаковым для каждой из переходных систем[1][6].

Полновское оканье

Полно́вское оканье характеризуется неразличением /о/ и /а/ после твёрдых согласных, совпадением их в гласном [а], перед ударными гласными верхнего подъёма, и различением /о/ и /а/ перед остальными ударными гласными: в[а]ды́, к[а]сы́ — тр[а]вы́; в[а]ди́чка — тр[а]ви́нка; к[а]су́ — тр[а]ву́; но в[о]до́й, к[о]со́й — тр[а]во́й; в[о]де́ — тр[а]ве́; в[о]да́, к[о]са́ — тр[а]ва́ и т. п.[4][7]

После мягких согласных, как и после твёрдых, в первом предударном слоге в соответствии с /о/, /е/, /а/:

  • перед твёрдыми согласными не различаются гласные фонемы неверхнего подъёма перед ударными гласными верхнего подъёма (перед /и/, /у/), и различаются гласные [о], [е], [а] перед остальными ударными гласными (перед /о/, /а/); в соответствии с /о/ — у с′[а]стры́; с′[а]стру́, н′[а]су́; но с′[о]стро́й; с′[о]стра́; в соответствии с /е/ — л′[а]сны́е; в л′[а]су́; но л[е]со́чек, за р[е]ко́й; за л[е]са́ми, р[е]ка́; в соответствии с /а/ — р′[а]ды́; в р′[а]ду́; но также и р′[а]до́к, п′[а]то́к; р′[а]да́ми, п′[а]та́к и т. п.
  • перед мягкими согласными не различаются гласные фонемы неверхнего подъёма перед ударными гласными верхнего подъёма (перед /и/, /у/), и различаются гласные [е], [е], [а] перед остальными ударными гласными (перед /о/, /е/, /а/); в соответствии с /о/ — л′[а]ти́т; л′[а]ч′у́; но н[е]с′о́шь; в с[е]лế; л[е]т′а́т; в соответствии с /е/ — л′[а]си́на, из р′[а]ки́; б′[а]л′у́; но б[е]л′о́ный (б[и]л′о́ный); б[е]лếть (б[и]лếть); в соответствии с /а/ — гл′[а]ди́, п′[а]ти́; но также и п′[а]т′о́рка; гл′[а]де́ть; гл′[а]д′а́т и т. п.[6]

После мягких согласных различение безударных гласных перед ударным /а/ менее последовательно, чем перед /о/. Почти во всех говорах с полновской системой вокализма отмечается сосуществование гласного [а] с различающимися гласными перед ударными /о/, /е/, (/а/)[8].

Полновское оканье распространено в среднерусских говорах северной части Псковской области[6][9][10]. Данный тип предударного вокализма, наряду с гдовским входит в языковой комплекс Гдовской группы западных среднерусских окающих говоров[11], его название связано с местностью, где это тип оканья был впервые обнаружен и изучен — по названию деревни Полна Полновской волости Гдовского района Псковской области.

Т. Г. Строганова связывает полновский тип вокализма, как и гдовский, с развитием диссимилятивного аканья[12] (несмотря на то, что говоры с диссимилятивным аканьем не соседствуют с гдовскими и полновскими). При этом первичной системой вокализма была полновская, на её основе развилось гдовское оканье. По мнению В. Н. Чекмонаса полновский тип вокализма возник в результате взаимодействия оканья и вокализма гдовского типа, сформировавшегося под влиянием финно-угорских языков с гармонией гласных[13][14].

Гдовское оканье

В переходной системе гдовского оканья /о/ и /а/ после твёрдых согласных не различаются перед ударными гласными верхнего и нижнего подъёмов, и различаются перед гласными верхне-среднего и среднего подъёмов: в[а]ды́, к[а]сы́ — тр[а]вы́; в[а]ди́чка — тр[а]ви́нка; к[а]су́ — тр[а]ву́; в[а]да́, к[а]са́ — тр[а]ва́; но в[о]до́й, к[о]со́й — тр[а]во́й; в[о]де́ — тр[а]ве́ и т. п.[4][7]

После мягких согласных, как и после твёрдых, в первом предударном слоге в соответствии с /о/, /е/, /а/:

  • перед твёрдыми согласными не различаются гласные фонемы неверхнего подъёма перед ударными гласными верхнего и нижнего подъёмов (перед /и/, /у/, /а/), совпадая в звуке [а], и различаются гласные [о], [е], [а] перед ударными гласными верхне-среднего и среднего подъёмов (перед /о/); в соответствии с /о/ — у с′[а]стры́; с′[а]лу́, н′[а]су́; с′[а]стра́, из с′[а]ла́; но с′[о]стро́й, с′[о]лố; в соответствии с /е/ — л′[а]сны́е; в л′[а]су́; за л′[а]са́ми, р′[а]ка́; но л[е]со́чек, за р[е]ко́й; в соответствии с /а/ — р′[а]ды́; в р′[а]ду́; р′[а]да́ми, п′[а]та́к; но также и р′[а]до́к, п′[а]то́к и т. п.
  • перед мягкими согласными не различаются гласные фонемы неверхнего подъёма перед ударными гласными верхнего и нижнего подъёмов (перед /и/, /у/, /а/), совпадая в звуке [а], и различаются гласные [е], [е], [а] перед ударными гласными верхне-среднего и среднего подъёмов (перед /о/, /е/); в соответствии с /о/ — л′[а]ти́т; с′[а]ли́ть; л′[а]ч′у́; л′[а]т′а́т; но н[е]с′о́шь; в с[е]лế, л[е]теть; в соответствии с /е/ — л′[а]си́на, из р′[а]ки́; б′[а]л′у́; но б[е]л′о́ный (б[и]л′о́ный); б[е]лếть (б[и]лếть); в соответствии с /а/ — гл′[а]ди́, п′[а]ти́; гл′[а]д′а́т; но также и п′[а]т′о́рка; гл′[а]де́ть и т. п.[6]

Гдовское оканье распространено в среднерусских говорах Псковской области[6][9][10]. Данный тип предударного вокализма наряду с полновским входит в языковой комплекс Гдовской группы западных среднерусских окающих говоров[11].

Т. Г. Строганова связывает гдовский тип вокализма, как и полновский, с диссимилятивным аканьем[12], при этом гдовское оканье развилось позднее на основе полновского оканья. По мнению В. Н. Чекмонаса, гдовский тип вокализма возник в результате влияния на русские говоры финно-угорских языков с гармонией гласных[13][14].

В части тех гдовских говоров, в которых распространено различение безударных гласных после твёрдых согласных перед ударными гласными верхне-среднего и среднего подъёмов, наряду с различением безударных гласных перед мягкими согласными в тех же позициях также отмечается их неразличение после мягких согласных независимо от гласных, находящихся в слове под ударением, называемое гдовским яканьем, или яканьем гдовского типа[15][16], в котором в первом предударном слоге в соответствии с /о/, /е/, /а/:

  • перед твёрдыми согласными гласные фонемы неверхнего подъёма перед ударными гласными верхнего и нижнего подъёмов (перед /и/, /у/, /а/) совпадают в звуке [а], и перед ударным гласным /о/ совпадают в звуке [и]; в соответствии с /о/ — у с′[а]стры́; с′[а]лу́, н′[а]су́; с′[а]стра́, из с′[а]ла́; с[и]стро́й, с[и]лố; в соответствии с /е/ — л′[а]сны́е; в л′[а]су́; за л′[а]са́ми, р′[а]ка́; л[и]со́чек, за р[и]ко́й; в соответствии с /а/ — р′[а]ды́; в р′[а]ду́; р′[а]да́ми, п′[а]та́к; р[и]до́к, п[и]то́к и т. п.
  • перед мягкими согласными гласные фонемы неверхнего подъёма перед ударными гласными верхнего и нижнего подъёмов (перед /и/, /у/, /а/) совпадают в звуке [а], и перед ударными гласными /о/, /е/ совпадают в звуке [и]; в соответствии с /о/ — л′[а]ти́т; с′[а]ли́ть; л′[а]ч′у́; л′[а]т′а́т; н[и]с′о́шь; в с[и]лế, л[и]теть; в соответствии с /е/ — л′[а]си́на, из р′[а]ки́; б′[а]л′у́; б[и]л′о́ный; б[и]лếть; в соответствии с /а/ — гл′[а]ди́, п′[а]ти́; гл′[а]д′а́т; п[и]т′о́рка; гл[и]де́ть и т. п.[17]

Почти во всех говорах с гдовским яканьем перед ударными /о/, /е/ наряду с совпадением безударных гласных [о], [е], [а] в гласном [и] также отмечается совпадение их в [а]. Гдовский тип яканья является частью аканья в широком смысле и не относится к переходным системам вокализма.

Название гдовского оканья и яканья связаны с наименованием лингвистического района, где встречается данное языковое явление — Гдовским районом Псковской области.

Оканье с ассимилятивным аканьем

В данном типе оканья /о/ и /а/ после твёрдых согласных различаются перед всеми ударными гласными, кроме [а́] (в предударном слоге перед которым произносится [а] на месте /а/ и на месте /о/): в[о]ды́, к[о]сы́ — тр[а]вы́; в[о]ди́чка — тр[а]ви́нка; к[о]су́ — тр[а]ву́; в[о]до́й, к[о]со́й — тр[а]во́й; в[о]де́ — тр[а]ве́; но в[а]да́, к[а]са́ — тр[а]ва́ и т. п.[1][4][7]

После мягких согласных в первом предударном слоге в соответствии с /о/, /е/, /а/:

  • перед твёрдыми согласными различаются гласные фонемы неверхнего подъёма [о], [е], [а] перед всеми ударными гласными, кроме [а́]; в соответствии с /о/ — у с′[о]стры́; с′[о]стру́, н′[о]су́; с′[о]стро́й; но с′[а]стра́; в соответствии с /е/ — л[е]сны́е; в л[е]су́; л[е]со́чек, за р[е]ко́й; но за л′[а]са́ми, р′[а]ка́; в соответствии с /а/ — р′[а]ды́; в р′[а]ду́; р′[а]до́к, п′[а]то́к; но также и р′[а]да́ми, п′[а]та́к и т. п.
  • перед мягкими согласными различаются гласные фонемы неверхнего подъёма [е], [е], [а] перед всеми ударными гласными, кроме [а́]; в соответствии с /о/ — с[е]ли́ть; л[е]ч′у́; н[е]с′о́шь; в с[е]ле́; но с′[а]л′а́не, л′[а]т′а́т; в соответствии с /е/ — л[е]си́на, из р[е]ки́; б[е]л′у́; б[е]л′о́ный; б[е]ле́ть; но заяц-б′[а]л′а́к; в соответствии с /а/ — гл′[а]ди́, п′[а]ти́; п′[а]т′о́рка; гл′[а]де́ть; но также и гл′[а]д′а́т и т. п.[8]

Территорией распространения оканья с ассимилятивным аканьем являются области среднерусских говоров на границе ареалов оканья и аканья. К ним относятся районы к северу от Твери, к югу от Мурома на реке Оке и некоторые другие районы[15][16]. Схожее явление, называемое ассимилятивным аканьем, отмечается в переходных говорах от юго-западного диалекта белорусского языка к полесским говорам, в которых в первом предударном слоге [о] и [а] различаются перед ударными [i], [у], [о], [ы], [е], и не различаются перед ударным [а][18].

Аканье с ассимилятивным оканьем

В данной переходной системе предударного вокализма /о/ и /а/ после твёрдых согласных не различаются, совпадая в гласном [а], перед всеми ударными гласными, кроме [о́] (в предударном слоге перед которым произносится [о] на месте /о/ и [а] на месте /а/): в[а]ды́, к[а]сы́ — тр[а]вы́; в[а]ди́чка — тр[а]ви́нка; к[а]су́ — тр[а]ву́; в[а]де́ — тр[а]ве́; в[а]да́, к[а]са́ — тр[а]ва́; но в[о]до́й, к[о]со́й — тр[а]во́й и т. п.[1][4][7]

После мягких согласных в первом предударном слоге в соответствии с /о/, /е/, /а/:

  • перед твёрдыми согласными не различаются гласные фонемы неверхнего подъёма перед всеми ударными гласными, кроме [о́], перед которым различаются [о], [е], [а]; в соответствии с /о/ — у с′[а]стры́; с′[а]стру́, н′[а]су́; с′[а]стра́; но с′[о]стро́й; в соответствии с /е/ — л′[а]сны́е; в л′[а]су́; за л′[а]са́ми, р′[а]ка́; но л[е]со́чек, за р[е]ко́й; в соответствии с /а/ — р′[а]ды́; в р′[а]ду́; р′[а]да́ми, п′[а]та́к; но также и р′[а]до́к; п′[а]то́к и т. п.
  • перед мягкими согласными не различаются гласные фонемы неверхнего подъёма перед всеми ударными гласными, кроме [о́], перед которым различаются [е], [е], [а]; в соответствии с /о/ — л′[а]ти́т; л′[а]ч′у́; л′[а]т′а́т; в с′[а]ле́, л′[а]те́л; но н[е]с′о́шь; в соответствии с /е/ — л′[а]си́на, из р′[а]ки́; б′[а]л′у́; заяц-б′[а]л′а́к; поб′[а]ле́л; но б[е]л′о́ный; в соответствии с /а/ — гл′[а]ди́, п′[а]ти́; гл′[а]д′а́т; гл′[а]де́ть; но также и п′[а]т′о́рка и т. п.

Аканье с ассимилятивным оканьем также как и оканье с ассимилятивным аканьем распространено в среднерусских говорах в пограничных областях оканья и аканья, включая говоры Плюсского района Псковской области. В окающе-акающих говорах (белор. окаюча-акаючыя гаворкі), распространённых на границе юго-западного диалекта белорусского языка и полесских говоров, встречается явление, называемое ассимилятивным оканьем, в котором в первом предударном слоге [о] и [а] различаются перед ударным [о], и не различаются перед ударными [i], [у], [а], [ы], [е][18].

См. также

Примечания

Комментарии
  1. Оканьем в узком смысле называется различение фонем /о/ и /а/ в безударном положении после твёрдых согласных — произношение безударного гласного звука [о] в соответствии с /о/ (и /ô/) и [а] в соответствии с /а/.
  2. Термин аканье, употребляемый в узком смысле, обозначает неразличение фонем /о/ и /а/ в безударном положении после твёрдых согласных при совпадении их в части позиций в гласном звуке [а].
  3. Во всех переходных системах предударного вокализма после мягких согласных наряду с [о] или вместо него может произноситься звук [е], и наряду с [е] или вместо него — [и].
Источники
  1. Русская диалектология, 1989, с. 46.
  2. Русская диалектология, 1989, с. 43.
  3. Русская диалектология, 1989, с. 44—45.
  4. Князев С. В. Русская диалектная фонетика. Учебное пособие. М., 2008. — С. 21. (Дата обращения: 15 февраля 2012)
  5. Учебные материалы на сайте филологического факультета МГУ. — Безударный вокализм. Гласные без ударения. Алгоритм анализа безударного вокализма после парных твёрдых согласных акающего говора. (недоступная ссылка) (Дата обращения: 15 февраля 2012)
  6. Русская диалектология, 1989, с. 52.
  7. ДАРЯ, 1986, с. 86.
  8. ДАРЯ, 1986, с. 91.
  9. Учебные материалы на сайте филологического факультета МГУ. — Карта. Различение или совпадение гласных на месте о и а в первом предударном слоге после твёрдых согласных. Архивировано 18 июня 2012 года.
  10. Учебные материалы на сайте филологического факультета МГУ. — Легенда карты. Различение или совпадение гласных на месте о и а в первом предударном слоге после твёрдых согласных. Архивировано 1 февраля 2012 года.
  11. Захарова, Орлова, 2004, с. 146.
  12. Захарова К. Ф., Орлова В. Г., Сологуб А. И., Строганова Т. Ю. Образование севернорусского наречия и среднерусских говоров. М.: Наука, 1970. — С. 451.
  13. Чекмонас В. Н. Аканье и оканье в северной части Псковской области (полновские говоры) // Kalbotyra. № 47 (2). Slavistica Vilnesis. — Vilnius, 1998. — С. 125—130.
  14. Князев С. В. К вопросу о механизме возникновения аканья в русском языке // Вопросы языкознания. № 1. М.: Наука, 2000. — С. 16. (Дата обращения: 15 февраля 2012)
  15. Учебные материалы на сайте филологического факультета МГУ. — Карта. Типы различения или совпадения гласных неверхнего подъёма в первом предударном слоге после мягких согласных. Архивировано 18 июня 2012 года.
  16. Учебные материалы на сайте филологического факультета МГУ. — Легенда карты. Типы различения или совпадения гласных неверхнего подъёма в первом предударном слоге после мягких согласных. Архивировано 18 июня 2012 года.
  17. ДАРЯ, 1986, с. 92—94.
  18. Белорусский государственный университет. Филологический факультет. Кафедра истории белорусского языка. Белорусская диалектология (белор.) (недоступная ссылка). — Информационные ресурсы. Табліцы, с. 165. Архивировано 16 мая 2012 года. (Дата обращения: 15 февраля 2012)

Ссылки

Литература

  1. Захарова К. Ф., Орлова В. Г. Диалектное членение русского языка. — 2-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2004. — ISBN 5-354-00917-0.
  2. Диалектологический атлас русского языка. Центр Европейской части СССР. Выпуск I: Фонетика / Под ред. Р. И. Аванесова и С. В. Бромлей. М.: Наука, 1986.
  3. Бромлей С. В., Булатова Л. Н., Захарова К. Ф. и др. Русская диалектология / Под ред. Л. Л. Касаткина. — 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1989. — ISBN 5-09-000870-1.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.