Партия левых социалистов-революционеров

Партия левых социалистов-революционеров-интернационалистов (или левые эсеры) — политическая партия в России в 19171923.

«Партия левых социалистов-революционеров (-интернационалистов)»
Лидер Мария Спиридонова, Марк Натансон, Исаак Штейнберг
Основатель Борис Камков
Дата основания 1917
Дата роспуска 1923
Идеология революционный
социализм
, народничество, интернационализм
Количество членов до 200 000 (июль 1918)
Партийная печать газета «Знамя труда»
Персоналии члены партии в категории (91 чел.)

Зародилась как левое крыло в политической Партии Социалистов Революционеров (эсеры) в годы Первой мировой войны (вышла из состава партии в ноябре-декабре 1917).

История

После Февральской революции 1917 левое крыло партии эсеров, объединившееся вокруг газеты «Земля и воля», выступило с антивоенными лозунгами. На III съезде партии эсеров (май — июнь 1917) левые эсеры образовали так называемую «левую оппозицию», заявив о своих политических разногласиях с ЦК партии. Левые эсеры потребовали:

  • осудить войну как империалистическую и немедленно выйти из неё;
  • прекратить сотрудничество партии эсеров с Временным правительством;
  • немедленно решить земельный вопрос в соответствии с программой партии, передав земли крестьянам.

В октябре 1917 года левые эсеры вошли в созданный по предложению Л. Д. Троцкого Военно-революционный комитет Петроградского Совета и приняли участие в октябрьском вооружённом восстании; поддержали партию большевиков на II Всероссийском съезде Советов 25—27 октября (7—9 ноября) 1917, отказавшись покинуть съезд вместе с правыми эсерами, голосовали за его решения и вошли в состав ВЦИК — Всероссийского центрального исполнительного комитета.

Правые эсеры отказались участвовать в работе II Всероссийского съезда Советов и не поддержали новую власть. 27 октября (9 ноября) 1917 г. ЦК ПСР, большинство в котором принадлежало правым и центру, принял постановление об исключении из партии «всех принявших участие в большевистской авантюре и не ушедших со съезда Советов»[1]. Разногласия внутри партии эсеров постепенно усиливались и привели вначале к образованию фракции левых эсеров, а после октябрьской революции — к окончательному расколу и созданию новой партии[2]. В конце ноября это решение подтвердил IV съезд ПСР. Левые эсеры в декабре 1917 организационно оформились в самостоятельную партию.

В целом поддержав большевиков, левые эсеры, однако, вначале отказались войти в Советское правительство — Совет народных комиссаров (СНК), потребовав создания «однородного социалистического правительства» — из представителей всех социалистических партий. Тем не менее уже в конце 1917 представители партии левых эсеров вошли в СНК, возглавив наркоматы земледелия (Колегаев), имуществ (Карелин), юстиции (Штейнберг), почт и телеграфов (Прошьян), местного самоуправления (Трутовский), а Алгасов получил пост наркома без портфеля.

Многие представители партии левых эсеров участвовали в создании Красной армии, в работе Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). При этом по ряду принципиальных вопросов левые эсеры с самого начала расходились с большевиками.

Разрыв произошёл уже в феврале 1918 — на заседании ВЦИК 23 февраля левые эсеры проголосовали против подписания Брестского мира с Германией, а затем, на IV Чрезвычайном съезде Советов (14—16 марта 1918) — и против его ратификации. Поскольку их мнение не было принято во внимание, то левые эсеры вышли из состава СНК и объявили о расторжении соглашения с большевиками. При этом они продолжали работать во ВЦИК и других советских учреждениях.

Тем временем принятые Советской властью декреты о комитетах бедноты ударили по интересам основной социальной базы левых эсеров — трудового крестьянства. В связи с этим в июне 1918 ЦК партии левых эсеров и III съезд партии постановил использовать все доступные средства для того, чтобы «выпрямить линию советской политики».

На V Всероссийском съезде Советов (4—10 июля 1918) левые эсеры, находясь в меньшинстве (около 353 из 1164 депутатов=30 %), открыто выступили против своих бывших союзников — большевиков. Не получив поддержки, они приступили к «активным» действиям. 6 июля 1918 левые эсеры Яков Блюмкин и Николай Андреев убили в Москве германского посла Мирбаха. Далее руководителями левых эсеров были арестованы несколько большевиков, в том числе председатель ВЧК Дзержинский, захвачен телеграф и главпочтамт (см. Восстание левых эсеров). Это было расценено большевиками как попытка свергнуть советскую власть и послужило поводом для ареста на Съезде левоэсеровской фракции в полном составе (а также представителей всех остальных партий, кроме большевиков).

По иной версии, и как это следует из письма лидера левых эсэров Марии Спиридоновой, убийство Мирбаха было личной инициативой нескольких руководителей эсэров, и никакого восстания не было, а все дальнейшие действия левых эсеров были «самообороной». Однако, большевикам было выгодно использовать убийство посла как повод для разгрома последней оппозиционной партии[3]. Многими историками именно июль 1918 года считается рубежной точкой окончательного формирования в стране однопартийной большевистской диктатуры, так как после июля 1918 года представительство других партий в советах стало ничтожным[4][5][6][7].

После подавления восстания V Всероссийский съезд Советов принял решение исключить из состава Советов левых эсеров, поддержавших политическую линию ЦК своей партии.

Раскол

Значительная часть рядовых членов партии левых эсеров и некоторые лидеры партии не поддержали действия своего руководства. Партия раскололась, и в сентябре 1918 из неё выделились Партия народников-коммунистов и Партия революционного коммунизма, некоторые члены которых впоследствии вошли в РКП(б). Часть левых эсеров занялась подпольной борьбой против власти большевиков, участвовала в восстаниях за всеобщее самоуправление и очищенную советскую власть, неподконтрольную политическим партиям.

Ряд левых эсеров, как например Александр Антонов, сыграли значительную политическую и военную роль во время Гражданской войны, примыкая к зелёным повстанцам и борясь как с большевиками, так и с белогвардейцами.

В 1919—1923 гг. левые эсеры разделились на ряд фракций. Левые эсеры подполья (активисты) принимали участие в вооруженных выступлениях против руководства Советского Союза (лидеры: Донат Черепанов, Мария Спиридонова, Борис Камков). Легалистское течение во главе с Исааком Штейнбергом выступало лишь за публичную критику большевиков и борьбу с ними мирными средствами. В 1922—1923 гг. легалистское течение объединилось с группами эсеров-максималистов и эсеровской группой «Народ» в Объединение Левого Народничества (ОЛН).

В 1930-е годы многие левые эсеры и левые народники были подвергнуты репрессиям. Во время «большого террора» из лидеров ПЛСР были расстреляны: Б. Д. Камков, В. А. Карелин, А. Л. Колегаев, В. А. Алгасов, А. А. Биценко, Ю. В. Саблин. Арестованы в конце 1930-х и расстреляны в сентябре 1941 года под Орлом: М. А. Спиридонова, И. А. Майоров.

Идеи

В области политической и хозяйственной программы левые эсеры после 4-го съезда партии (сентябрь-октябрь 1918 г.) перешли на позиции, близкие к анархизму и революционному синдикализму (синдикально-кооперативной федерации). По их мнению, промышленные предприятия следовало передать в самоуправление трудовым коллективам, объединенным в общую федерацию производителей. Потребление нужно было организовать через союз кооперативов — местных самоуправляющихся обществ потребителей, так же объединённых в общую федерацию. Экономическая жизнь должна организовываться путём совместных договоренностей этих двух ассоциаций, для чего требовалось создать особые экономические советы, избранные от производственных и потребительских организаций. Политическую и военную власть следовало сосредоточить в руках политических советов, избранных трудящимися по территориальному принципу.

Украинские левые эсеры (Яков Браун, Михаил Шелонин) полагали, что наряду с хозяйственными и политическими советами (выборы туда осуществляются по производственному или территориальному признаку без различия этничности, то есть совместно и смешанно трудящимися всех национальностей) необходимы советы по делам народностей, избранные представителями различных этнических общин трудящихся — евреями, украинцами, русскими, греками и т. д., что по их мнению, особенно актуально для многонациональной Украины.

Каждый человек получал право свободно «записаться» в любую общину по своему выбору — этничность считалась левыми эсерами делом свободного самоопределения человека, результатом его личного выбора, а не вопросом крови. Этнические советы трудящихся, образуя, как бы, третью палату власти советов, должны были заниматься вопросами развития культуры, школ, учреждений, систем образования на местных языках и т. д.

Примечания

  1. «Дело народа», N 191, 10 ноября (28 октября) 1917 г. Цит. по: В. И. Ленин. Сочинения. Третье стереотипное издание. Т. XXII. М., 1929. С. 577
  2. Левоэсеровский мятеж. Измена Муравьева. Крушение антисоветского подполья в СССР. Том 1.
  3. Рабинович А. Самосожжение левых эсеров // Россия XXI, 1998. № 1-2. С. 142.
  4. Малашко А. М. К вопросу об оформлении однопартийной системы в СССР. Минск, 1969. С. 182.
  5. Соболев П. Н. К вопросу о возникновении однопартийной системы в СССР // Вопросы истории КПСС. 1968. № 8. С. 30.
  6. Стишов М. И. Распад мелкобуржуазных партий в Советской России // Вопросы истории. 1968. № 2. С. 74.
  7. Леонов Ф. Д. История образования однопартийной системы в советском обществе. Л., 1971. С. 22.

Литература

  • Гусев К. В. Крах партии левых эсеров. — М.: Соцэкгиз, 1963. — 259 с.
  • Левые эсеры и ВЧК: Сб. док. / Сост. В. К. Виноградов и др.; Науч. ред. А. Л. Литвин. — Казань: НТК, 1996. — 509 с.
  • Литвин А. Л., Овруцкий Л. М. Левые эсеры: программа и тактика (некоторые вопросы) — Казань: Издательство Казанского университета, 1992. — 143 с.
  • Леонтьев Я. В. «Скифы» русской революции. Партия левых эсеров и её литературные попутчики. — М.: АИРО-XX, 2007. — 328 с.
  • Фельштинский Ю. Г. Большевики и левые эсеры. Октябрь 1917 — июль 1918. — Париж: ИМКА-Пресс, 1985. — 287 с.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.