Паприн

Паприн — тип белково-витаминного концентрата из кормовых дрожжей, биомасса которых выращена на среде парафинов — отходов переработки нефти.

Паприн содержит большое количество (не менее 56 % сухой массы) дрожжевого белка[1] и обеспечивает быстрый набор массы животных, кормящихся этим продуктом[2]. Паприн активно производился в СССР и странах «социалистического лагеря», в значительно меньших объемах производство продолжается и в постсоветский период.

Одним из разработчиков научных основ микробиологического получения белков из углеводородов нефти стал Скрябин Георгий Константинович, за эту работу получивший в 1971 году наряду с другими учёными Государственную премию СССР.

В СССР первый крупный завод по производству паприна, мощностью 35 000 тонн в год, был пущен в 1973 году в городе Кстово[3]. Как сырьё использовались отходы нефтепереработки. Для выращивания на парафинах в основном применялись дрожжи рода Candida (Candida maltosa, Candida guilliermondii, Candida lipolytica). В 1980-е годы в СССР производилось 1 млн. тонн паприна и других подобных дрожжевых белков, что составляло 2/3 от общемировых объемов, среди лидеров биотехнологического производства дрожжевого кормового белка и липофильных-жировых комплексов были ГДР и Венгрия.

У получавших в пищу паприн сельскохозяйственных животных наблюдались нарушения гормонального обмена и водно-солевого баланса, приводящие к отёкам. В их мясе было отмечено накопление аномальных аминокислот. По мнению доцента кафедры биохимии и биотехнологии Башкирского государственного университета Раисы Башировой, употребление такого мяса могло провоцировать обострения хронических заболеваний. Другие проблемы касались энергозатратности и экологической опасности процесса производства паприна, в частности, заболеваемости работников производящих предприятий и жителей прилегающих территорий бронхиальной астмой и кандидозом. В результате, в начале 1990-х годов производство паприна было свёрнуто в пользу производства кормовых дрожжей из растительного сырья в намного меньших объёмах[2].

В 2009—2012 годах, по экономическим причинам, доля всех белковых кормов микробного происхождения на российском рынке кормовых добавок снизилась с 36 до 13 %[4].

Экологическая и экономическая проблематика

Несмотря на тщательные государственные проверки белково-витаминного концентрата, на практике и в ходе последующих перепроверок, были выявлены некоторые проблемы, которые заключались в остаточных парафинах, зафиксированных в готовом продукте. Решением проблемы было исключение остаточных парафинов в биомассе с помощью процесса «дозревания», при котором биомасса пропускалась через специальные аппараты либо прогонялась через отсеки дозревания, предусмотренных промышленными ферментерами Б-50/АДР-900, где клетки продуцента будут вынуждены отдавать парафины в пользу более ценных веществ про запас.

Медицинская экспертиза и экологические проблемы

Основные экологические проблемы производства БВК:

  • Остаточные парафины в клетках готового продукта (до обновления технологии с применением дозревания)[5].
  • Неумелое обращение с продуктом — передозировка БВК в соотношении с основной массой комбикормов.
  • Газовоздушные выбросы из-за негерметичности и ненадёжности технологического оборудования.

Экономические проблемы

Основные экономические причины, которые не позволили советским биохимическим заводам продолжать производство паприна в период 1990-х годов:

  • Возрастание стоимости нефти и нефтепродуктов на мировом рынке.
  • Энергоёмкость процессов. Для производства кормового белка по технологиям XX века количество затрачиваемой электроэнергии в рамках рыночной экономики и кризисного периода 1990-х в СНГ оказалось невыгодным.
  • Наукоёмкость для поддержания производства. Вместе с распадом СССР были расформированы такие институты, как «ВНИИсинтезбелок», «ВНИИбиотехника», «ВНИИгидролиз» и другие; все проектные институты, кроме: головного института «Гипробиосинтез», «Южгипробиосинтез» и его белорусского филиала «Белгипробиосинтез» (Минский медико-биотехнологический институт). Министерство медицинской и микробиологической промышленности было ликвидировано. Без этих институтов не представляется возможным дальнейшее совершенствование технологического процесса, в ходе которого планировалось достигнуть безвыбросной и безвредной технологии производства кормового белка.

По итогу научно-практической конференции «Производство и использование кормового белка: современное состояние и перспективы», проходившей в 1989 году в Томске, было высказано мнение большинства её участников: необходимо запретить крупнотоннажное производство и промышленное использование микробного белка, прекратить проектирование и строительство новых заводов для его производства. Конференция сделала вывод об отсутствии необходимых технологий для безотходного производства и безопасного использования микробного белка; и об экономической необоснованности обеспечения животноводства кормовыми добавками на основе микробного белка при наличии резервов для производства кормов из растительного сырья, рыбной и мясокостной муки[6].

Достоверно неизвестно, были ли выделены средства на увеличение производства натуральных кормовых добавок, однако чтобы восполнить дефицит белка в 1989 году, потребовалось бы увеличить производство сои в 50 раз[7]. Соевые бобовые на территориях СССР могли давать хороший урожай только в отдельных регионах Приморья и Крыма, в связи с чем увеличение производства сои не представлялось возможным[8], а использование мясокостной муки оказалось опасным из-за коровьего бешенства[9].

Противоположное мнение высказывает Валерий Алексеевич Быков, в прошлом министр медико-биологической промышленности СССР. Он считает, что производство белково-витиаминных концентратов из непищевого сырья позволяло решить одну из проблем советской продовольственной программы, принятой в 1982 году: невозможность интенсификации животноводства из-за несбалансированности кормов по белку. Быков также указывает, что проблема хронического недостатка белка характерна для постсоветской России даже в большей степени, чем для последних лет существования СССР (потребление мяса в 1990 году составляло 70 кг на душу населения, а в 2009 году — 55 кг). По данным Института питания РАМН на 2009 год ежегодный дефицит белка в рационе россиян превышал 1 млн. тонн (в среднем 7 кг чистого белка на человека в год). По словам кандидата медицинских наук Игоря Малеванного, в прошлом главного государственного санитарного врача по Ленинградской области, проблема выбросов белковой пыли, имевшая место на раннем этапе развития отрасли производства паприна, ко второй половине 1980-х годов была решена с использованием новых технологических решений, успешно внедрённых сначала на заводе в Кременчуге, затем в Киришах, а на Новополоцком и Ангарском заводах находившихся в стадии испытаний[9].

Таким образом именно в СССР производство кормовых дрожжей возымело наибольший экономический эффект, располагая достаточными технологиями и ресурсами (практически неограниченные запасы нефти и нефтепродуктов, перерабатываемых на десятках нефтеперерабатывающих заводов), чтобы организовать в большинстве случаев окупавшую себя промышленную отрасль, при наращивании мощностей способную восполнить недостаток по кормовому белку полностью. Для выполнения этой задачи потребовалось бы 16 заводов БВК, из которых к 1991 году построено было 8[8].

Литература

  • ГОСТ 28179-89 Дрожжи кормовые - паприн. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)

Примечания

  1. Перельдик Д. Н. Кормовые дрожжи в рационах пушных зверей // Кролиководство и звероводство : журнал. — 1991. № 3.
  2. Алексей Сапкин. Еда из будущего // РБК : журнал. — 2006. № 8.
  3. Кстово - строительство нефтеперерабатывающего завода. www.prokstovo.info. Дата обращения: 5 октября 2021.
  4. Хикматуллина Л. Рынок кормовых добавок. Ценовик (30 апреля 2014). Дата обращения: 13 октября 2020.
  5. Вакула Владимир Леонтьевивич. Людям — на благо // Биотехнология: что это такое?. М.: Молодая гвардия, 1989. — 301 с. — ISBN 5-235-00642-9.
  6. Итоговый документ научно-практической конференции «Производство и использование кормового белка: современное состояние и перспективы» // "Красное знамя" : газета. — 1989. — 26 февраля. С. 1.
  7. Киришский узел, или Еще одни взгляд на проблему БВК. - Экология г. Кириши. web.archive.org (27 марта 2018). Дата обращения: 2 октября 2021.
  8. БВК. Противостояние. - Экология г. Кириши. web.archive.org (27 марта 2018). Дата обращения: 2 октября 2021.
  9. Глазкова, Л. Как уничтожили проект, равный атомному // Российская Федерация сегодня : журнал. — 2009. № 6.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.