Пальчиков, Владимир Петрович
Владимир Петрович Пальчиков (25 апреля [7 мая] 1804, Щиглицы, Псковская губерния — 27 апреля [9 мая] 1842, Щиглицы, Псковская губерния) — выпускник Царскосельского лицея, Был в тесном общении с участниками одного из декабристских обществ — Практического союза. Входил в круг знакомых А. С. Пушкина. Псковский прокурор, вице-директор департамента Министерства Юстиции; статский советник.
Владимир Петрович Пальчиков | |
---|---|
| |
Дата рождения | 25 апреля (7 мая) 1804 |
Место рождения | |
Дата смерти | 27 апреля (9 мая) 1842 (38 лет) |
Место смерти | |
Страна | |
Род деятельности | статский советник, вице-директор департамента Министерства юстиции |
Отец | Пётр Андреевич Пальчиков |
Мать | Елизавета Томасовна, урождённая фон Диц |
Биография
Происхождение и воспитание
Владимир Петрович Пальчиков родился 25 апреля 1804 года в Щиглицах (ныне — в Псковском районе Псковской области). Принадлежал к известному дворянскому роду Пальчиковых[1].
Отец — псковский помещик Пётр Андреевич Пальчиков (7.09.1762 — 16.12.1843)[2], внук выдвинувшегося при Петре I корабельного мастера Ф. П. Пальчикова.
Мать — Елизавета Томасовна, дочь бывшего псковского коменданта полковника (с 1784 года — бригадира), барона Т. Т. фон Дица (Дитца — нем. Thomas von Dietz)[3][4]. Воспитанница Смольного института благородных девиц (выпуск 1897 года).
С 1801 года состоятельная семья постоянно жила в усадьбе деда в деревне Щиглицы в Псковском уезде Псковской губернии. В составленном в 1816 году списке псковских дворян, владеющих самыми доходными имениями, за П. А. Пальчиковым числились две тысячи крепостных крестьян[5].
В семье было пять детей: сын Владимир и дочери Ольга, Анна, Елизавета, Софья, Екатерина.
В 1814 году Владимир Пальчиков был принят в привилегированный Царскосельский лицей — во второй курс после набора первого в 1811 году. В феврале 1818 года на лицеистов были составлены характеристики с оценкой способностей и успехов каждого[6].
«Способности очень хорошие, но беспечен и неисправен в уроках, и особливо с некоторого времени заметно, что гораздо менее дорожит учением и менее занимается, нежели прежде; а потому и успехи его подвигаются не вперёд, а назад. Он из числа тех, которые были гораздо лучше в младшем курсе».
В декабре 1819 года Пальчиков в числе воспитанников лицея, недовольных преподавателем немецкой словесности Гауеншильдом, за проявленное неповиновение наставнику получил выговор и предупреждение, что при выпуске из лицея будут учтены «не одни успехи в науках, но и поведение их как внеклассное, так и классное»[7].
В 1820 году был выпущен из лицея на гражданскую службу с чином X класса[~ 1].
Служебная карьера
9 июня 1820 года поступил на службу в один из хозяйственных департаментов Министерства внутренних дел. 13 марта 1822 года был назначен помощником секретаря при директоре департамента.
С 5 декабря 1822 года стал чиновником для особых поручений при московском военном генерал-губернатора Д. В. Голицыне. Его вступление в должность практически совпало с исполненной гражданского пафоса речью, произнесённой Д. В. Голицыным в 1822 году в Москве на губернских дворянских выборах, который отметил в ней важность участия дворянства в свершении справедливого правосудия[8].
«Я полагаю, что если бы судии и чиновники, коих изберём мы из среды себя на службу нового трёхлетия, не имели совершенных знаний потребных в делах судебных; то недостаток сего рода да будет заменён качеством лучшим: уважением, необходимо внушаемым любовию к справедливости, благородным побуждением исполнить свою должность с честию! Ибо в таком случае пусть бы они и блуждали иногда в формах делопроизводства, неточное знание коих им извинительно, но что же в том? Светильник искомой истины, конечно, всегда поможет выйти из лабиринта, в котором с умыслом путается ябеда.
…Итак, я осмеливаюсь, милостивые государи, питать себя сладкою и верною надеждою, что выбор ваш падёт на тех, кои потщатся оправдать оную доверенность вашу и будут мне ревностными сподвижниками к достижению пламенно желаемой мною цели видеть порядок и правосудие повсюду царствующими в лучшей, прекраснейшей губернии Царства Русского».
С 7 января 1825 года – заседатель 2-го департамента Московского надворного суда, судьёй которого с 13 декабря 1823 года был назначен бывший лицеист И. И. Пущин. Сблизился и с другими выпускниками Царскосельского лицея – чиновниками московской администрации: первокурсником А. П. Бакуниным и своим однокурсником Б. К. Данзасом. С 19 октября 1825 года опять состоял при Д. В. Голицыне[9].
По близости гражданских взглядов и профессионального интереса к проблемам правосудия в круг общения бывших лицеистов входили и другие чиновники из окружения генерал-губернатора - И. Н. Горсткин, В. П. Зубков. С. Н. Кашкин, П. И. Колошин, С. М. Семёнов[10][11].
Один из членов этого кружка В. П. Зубков, отрицавший наличие у группы каких-либо политических целей[12], писал: «Мы все служили под начальством князя Голицына, занимая все ровные места, имели одну цель быть честным и со всевозможной деятельностью исполнить нашу должность, и в этом смысле успели. Главными нашими разговорами были наши судебные дела»[13]. Их собрания не остались незамеченными в обществе. Московский почт-директор А. Я. Булгаков писал, что приятели И. И. Пущина «составили так называемое братство Семиугольной Звезды, - глупости, кои теперь всех их могут компрометировать»[14][~ 2].
Практический союз
В начале 1825 года в Москве И. И. Пущин и Е. П. Оболенский решили основать московскую управу Северного общества. Итогом стало объявленное Пущиным создание «Практического союза» , имевшего целью – «личное освобождение дворовых людей»[15].
Во Всероссийском музее А. С. Пушкина сохранился сделанный в 1825 году художником Д. М. Соболевским по заказу В. П. Зубкова рисунок с портретами восьми человек, объединившихся вокруг И. И. Пущина, среди которых изображён и В. П. Пальчиков[16][17]. Перечень персонажей рисунка по большей части совпадает со списком участников Практического союза[18].
«Группа состояла из Пущина, Колошина, Бакунина, Пальчикова, Данзаса, Горсткина, Черкасского и меня. Когда портрет был готов, его вставили под стекло, и так как он очень удался, то его показывали всем желающим и, между прочим, генерал-губернатору. Портреты эти были сделаны без всякой задней мысли и их открыто показывали всюду. Пущин отвёз рисунок в Петербург.
После события 14 декабря в Москве начали говорить, что эта группа изображает членов заговора, что над ними была изображена звезда с лучами по числу членов и кругом неё шла надпись: «Собравшиеся друзья».
Когда нас стали арестовывать, слухи в Москве усилились. Даже в Петербурге, когда меня уже выпустили, говорили об этом, особенно о надписи.Факт тот, что судебное следствие не знало этого рисунка или, по крайней мере, не говорило о нём». В. П. Зубков. Рассказ о моём заключении в Санкт-Петербургской крепости
После событий 14 декабря
В показаниях арестованных после мятежа 14 декабря 1825 года имя Пальчикова не прозвучало. Под подозрение следствия по делу о принадлежности к тайным обществам он не попал и продолжал карьеру в сфере юстиции.
Летом 1826 года участвовал в деятельности образованного Д. В. Голицыным временного комитета прошений для приёма во время коронации Николая I личных обращений и просьб от населения[19].
В начале 1830-х годов был назначен губернским прокурором Пскова. К 1840 году заслужил чин статского советника и должность вице-директора департамента Министерства юстиции[20].
Историограф Царскосельского лицея Кобеко Д. Ф., отмечая служебные успехи выпускников первых курсов, цитировал мнение бывшего директора Е. А. Энгельгардта, который в 1841 году называл В. П. Пальчикова в числе лицеистов, занимавших самые высокие должности в органах государственной власти[21].
Умер в возрасте 38 лет 27 апреля 1842 года в Щиглицах. Похоронен неподалёку на кладбище у Никольской церкви в селе Устье[~ 3].
В окружении А. С. Пушкина
Общение Пальчикова с Пушкиным могло начаться уже в годы учения в лицее, где практиковалось объединение младшего и старшего курсов на музыкальных занятиях[22]. Знакомство возобновилось в 1824–1826 годах.
По сведениям некоторых источников сосланный в Михайловское поэт, навещавший общих с В. П. Пальчиковым знакомых Гаврила Петровича Назимова и Николая Александровича Яхонтова, живших в Псковском уезде, бывал и в его доме в Щиглицах[23].
Работая над сценами сельской дворянской жизни в четвёртой главе «Евгения Онегина», поэт описывал летние развлечения и привычки обитателей знакомой ему псковской глубинки. 27 мая 1826 года Пушкин писал П. А. Вяземскому[24]: «…моё глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство. В 4-ой песне Онегина я изобразил свою жизнь». В черновом варианте были такие строки, опущенные в окончательной редакции[25]:
XXXVIII
Носил он русскую рубашку,
Платок шёлковый кушаком
Армяк татарский нараспашку
И шляпу с кровлею, как дом
Подвижный. Сим убором чудным,
Безнравственным и безрассудным,
Была весьма огорчена
Псковская дама Дурина.
А с ней Мизинчиков…
Комментаторы «Евгения Онегина» считали, что, называя огорчённого псковского соседа героя романа «Мизинчиковым», поэт имел в виду В. П. Пальчикова[9][26].
По данным пушкиниста Л. А. Черейского после возвращения Пушкина из Михайловского в Москву Пальчиков встречался с поэтом в компании общих знакомых, в число которых входили В. П. Зубков и Б. К. Данзас. К осени 1826 года относят ироничное изображение В. П. Пальчикова, сделанное Пушкиным на обороте портрета поэта Д. В. Веневитинова, арестованного в ноябре того года по подозрению в причастности к событиям 14 декабря[27][17][28].
Сослуживец Пальчикова по работе в комитете прошений, тайный советник и мемуарист Д. Н. Толстой вспоминал, что в его окружении возвращение Пушкина осенью 1826 года из ссылки воспринималось как «самая крупная новость эпохи» и, благодаря знакомству Пальчикова с поэтом, там чуть ли не «из первых рук» читали приносимые им новые пушкинские стихи [29].
Поддерживал тесные отношения с игравшими заметную роль в жизни Пушкина, его старшими друзьями В. А.Жуковским[30] и А. И. Тургеневым[31].
В 1840 году В. П. Пальчиков по просьбе Опеки над детьми и имуществом покойного поэта убедил псковского помещика А. И. Самойлова взять на себя наблюдение за хозяйственной деятельностью в Михайловском, чтобы помочь «семейству нашего незабвенного Пушкина»[32][33].
Дом, семья и родственные связи
Поколения Пальчиковых жили в родовом имении в Щиглицах. В их доме хранились значимые исторические реликвии, в том числе собственноручные письма Петра I, адресованные «преображенского полка - бомбардир-лейтенанту» Ф. П. Пальчикову и датированные первой четвертью XVIII века[34].
Декабрист М. И. Пущин, часто бывавший в Щиглицах после возвращения с Кавказа и женившийся в 1831 году на сестре В. П. Пальчикова – Софье Петровне[~ 4], писал, что в начале 1830-х годов там, кроме семьи Петра Андреевича с женой и дочерьми, жили и «патриархи» - его братья Александр и Николай Андреевичи: «Почтенные старики видели поднимающееся на глазах их новое поколение, которое будет продолжать дело любви и привязанности к человечеству»[35].
Поэт А. Н. Яхонтов (1820-1890), члены семьи которого на протяжении многих лет дружески общались с Пальчиковыми, в 1854 году[36][~ 5] написал посвящённое В. П. П. (Владимиру Петровичу Пальчикову[37]) стихотворение «Старый дом», в стенах которого
Старинные фамильные портреты –
Живые лица! – юность сохраня,
Напудрены, по-старому одеты,
Приветливо так смотрят на меня…
Здесь юноша, ступая первый шаг,
Пример себе в предании находит…
В январе 1835 г. В. П. Пальчиков женился на шестнадцатилетней Софье Алексеевне, урождённой Пещуровой, старшей дочери тогдашнего псковского губернатора А. Н. Пещурова}}[~ 6]. Софья Алексеевна любила пение, у неё был красивый меццо-сопрано, который привлекал на устраиваемые в Щиглицах музыкальные концерты гостей из соседних поместий. М. Я. Пущина[~ 7] писала И. И. Пущину в июле 1839 года: «Её можно слушать с удовольствием и увлекаться лёгкостью и приятностью её пения». Псковский композитор Николай Петрович Яхонтов, муж родной тёти В. П. Пальчикова — Елизаветы Томасовны — посвятил ей оперу «Сильф, или Мечта молодой женщины»[38].
В 1996 году территория бывшего пейзажного усадебного парка в деревне Щиглицы была включена в перечень выявленных объектов культурного наследия Псковской области[39].
Мнения современников
Познакомившийся с Пальчиковым в самом начале своей карьеры государственный деятель и писатель граф Д. Н. Толстой позднее вспоминал о нём: «Это была самая симпатичная, привлекательная личность, с какими не часто приводилось мне встречаться в жизни»[40].
17 июня 1842 года Б. К. Данзас писал А. Н. Пещурову из Петербурга[41]:
«…кончина бесценного Владимира Петровича поразила меня самого до глубины сердца; по сие время, как в первую минуту, не могу привыкнуть к ужасной мысли, что мы его навсегда лишились. Нет обстоятельства в службе и вообще по всем прочим светским и семейным отношениям, которое, напоминая о нём, не возобновляло бы во всей силе сердечную грусть. Я в нём лишился лучшего друга и считаю себя с того времени как будто бы осиротевшим…»
Комментарии
- С таким же чином в 1817 году был выпущен из лицея учившийся в первом курсе А. С. Пушкин.
- В некоторых источниках встречается название «Общество Семисторонней или Семиугольной звезды».
- На этом же кладбище через полтора года похоронили его отца Петра Андреевича Пальчикова.
- Заболевшая туберкулёзом Софья Петровна умерла в 1834 году.
- Рукопись стихотворения «Старый дом» хранится в Древлехранилище Псковского музея-заповедника в фонде 881 А. Н. Яхонтова.
- Тесть Пальчикова — А. Н. Пещуров в годы ссылки Пушкина в Михайловское был опочецким уездным дворянским предводителем и организовывал надзор за поведением поэта. В 1837 году ему как псковскому гражданскому губернатору было поручено обеспечить, чтобы при похоронах поэта не было «никакой церемоний».
- Вторая жена М. И. Пущина — Мария Яковлевна, урождённая Подкользина.
Примечания
- Герб рода Пальчиковых . https://geraldika.ru/. Дата обращения: 10 мая 2020.
- Русский Провинциальный Некрополь, 1914, с. 659.
- История органов власти, 2006, с. 97.
- Список генеральских чинов российской императорской армии и флота . Дата обращения: 30 апреля 2020.
- Маркова М. Т. Основные направления деятельности Псковского Дворянского депутатского собрания. 1778—1917 гг. — // Псков, 2004. — № 20. — С. 74-80
- Кобеко, 1911, с. 121.
- Кобеко, 1911, с. 124.
- Боленко К. Г. Речь Д. В. Голицына на дворянских выборах 1822 года . Дата обращения: 2 мая 2020.
- Модзалевский, 1906, с. 174.
- Боленко, 2015, с. 96—97.
- Модзалевский, 1906, с. 93—96, 126.
- Ильин, 2004, с. 296—300.
- Модзалевский, 1906, с. 141.
- Булгаков, 1901, с. 232—233.
- Восстание декабристов, II, 1926, с. 213—215.
- Музей Пушкина, 2019.
- Эфрос, 1936, с. 369—371.
- Ильин, 2004, с. 370, 640.
- Толстой, 1885, с. 26—27.
- Кобеко, 1911, с. 506.
- Кобеко, 1911, с. 443—446.
- Черейский, 1975, с. 301.
- Михайлова У. Когда Щиглицы были большой деревней, туда любил наведываться Пушкин // Псковская провинция, 27 июня 2012 года. – № 25 (9570) . Дата обращения: 2 мая 2020.
- Письма (1815-1837) — //Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Т. 10 — М.: Изд. АН СССР, 1958. —903 с. — С. 207–208
- Из ранних редакций — //Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Т. 5 — М.: Изд. АН СССР, 1957. — 639 с. — С. 535
- Набоков, 1999, с. 374—375, 689.
- Владимир Петрович Пальчиков. Рисунок Пушкина . Дата обращения: 30 апреля 2020.
- Каталоги ГЛМ, 1948, с. 32.
- Толстой, 1885, с. 29.
- Жуковский, 2004, с. 111–112, 232.
- Тургенев, 1908, с. 114.
- Каталоги ГЛМ, 1948, с. 86.
- Архив опеки, 1939, с. 304—305.
- Распоряжения Петра I по кораблестроению // Русская старина, 1872. – Т. V. – 982 с. – С. 893–902
- Пущин М. И., 1908, с. 555.
- Саюнов, 2013, с. 105.
- Новикова, 2004, с. 77.
- Волкова С. А. Библиотека Петра Алексеевича и Николая Петровича Яхонтовых в собрании Псковского музея-заповедника . Дата обращения: 2 мая 2020.
- Усадьба в д. Щиглицы . Дата обращения: 2 мая 2020.
- Толстой, 1885, с. 27.
- Модзалевский, 1906, с. 174—175.
Источники
- Архив опеки Пушкина // Летописи Государственного литературного музея. — М. : Гослитмузея, 1939. — Вып. 5. — 447 с.
- Боленко К. Г. Генерал-губернатор Д. В. Голицын и московское служебное окружение И. И. Пущина в 1824—1825 гг. // Уральский исторический вестник. — 2015. — № 1. — С. 92—100. — ISSN 1728-9718.
- Булгаков А. Я. Из писем Александра Яковлевича Булгакова к его брату. 1825 год // Русский архив. — 1901. — № 6. — С. 161—238.
- Восстание декабристов. — М.; Л. : Госиздат, 1926. — Т. 2. — 424 с.
- История органов власти и управления в Псковском крае (с древнейших времён до наших дней.. — Псков : Псковский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2006. — 640 с.
- Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем. — М. : Языки русской культуры, 2004. — Т. 14. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1834—1847 гг.. — С. 768.
- Ильин П. В. Новое о декабристах : Прощённые, оправданные и необнаруженные следствием участники тайных обществ и военных выступлений 1825–1826 гг.. — СПб. : Нестор-История, 2004. — 664 с. — ISBN 5-98187-034-6.
- История органов власти и управления в Псковском крае (с древнейших времён до наших дней). — Псков : Псковский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2006. — 640 с.
- А. С. Пушкин. Рукописи, документы, иллюстрации. — Каталоги фондов Государственного литературного музея. — М. : Гослитмузея, 1948. — Вып. 7. — 325 с.
- Кобеко Д. Ф. Императорский Царскосельский лицей: Наставники и питомцы: 1811—1843. — СПб. : тип. В. Ф. Киршбаума, 1911. — 553 с.
- Модзалевский Б. Л. Василий Петрович Зубков и его Записки // Пушкин и его современники: Материалы и исследования. — СПб., 1906. — № 1. — С. 90—186.
- Набоков В. В. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». — СПб. : Искусство-СПБ, Набоковский фонд, 1999. — 928 с. — ISBN 5-210-01490-8.
- Новикова Н. Н. Имение Щиглицы Псковского уезда и его владельцы // Научно-практический, историко-краеведческий журнал «Псков». — 2004. — № 21. — С. 74—80.
- Памяти И. И. Пущина // museumpushkin-lib.ru. — 2019.
- Великий князь Николай Михайлович. Русский Провинциальный Некрополь // типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°. — 1914. — Т. 1. — 1008 с.
- Пущин М. И. Записки Михаила Ивановича Пущина // Русский архив. — 1908. — № 12. — С. 507—238.
- Саюнов И. О. Топика реального пространства в стихотворениях А. Н. Яхонтова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. — 2013. — № 3. — С. 100—110.
- Толстой Д. Н. Записки графа Дмитрия Николаевича Толстого // Русский архив. — 1885. — № 5. — С. 5—70.
- Тургенев А. И. Письмо Пещурову А. Н., 13 февраля 1837 г. Санкт-Петербург // Пушкин и его современники: Материалы и исследования. — 1908. — № 6. — С. 113—114.
- Черейский Л. А. Пушкин и его окружение. — Л. : Наука, 1975. — 520 с.
- Эфрос А. М. Автографы Пушкина. Рисунки г // Летописи Государственного литературного музея. Книга первая. — М. : Журнально-газетное объединение, 1936. — С. 365—376.
Литература
- Декабристы: Биографический справочник / Под ред. академика М. В. Нечкиной. — М.: Наука. — 448 с.
Ссылки
- Соболевский Д. М. Группа «Семиугольная звезда» 1825 г. КП 13166