Окулов, Николай Павлович
Николай Павлович Окулов (Акулов)[~ 1] (1797 или 1798 — 1 апреля 1871, село Владычное, Ярославская губерния) — морской офицер, участвовал в плаваниях на кораблях Российского флота, лейтенант, командир 4 роты Гвардейского экипажа. 14 декабря 1825 года находился со своими матросами на стороне восставших полков на Сенатской площади. По решению суда разжалован в рядовые. В 1827 году отправлен на Кавказ. Участвовал в русско-персидской и русско-турецкой войнах. За храбрость был произведён в подпоручики.
Николай Павлович Окулов | |
---|---|
Дата рождения | 1797 или 1798 |
Дата смерти | 1 апреля 1871 |
Место смерти | село Владычное, Пошехонский уезд, Ярославская губерния |
Страна | |
Род деятельности | морской офицер, участник событий 14 декабря 1825 года |
Отец | Павел Прокофьевич Окулов |
Биография
Происхождение и семья
Родился в семье потомственных ярославских дворян[~ 2].
Дед, Окулов Прокофий Иванович находился на военной службе с 1729 года, в 1754 году — инженер-капитан, с 1765 года — бригадир, в отставке — действительный статский советник[1][2]. Бабушка, Елена Ивановна — дочь контр-адмирала И. Г. Черевина.
Отец, Окулов Павел Прокофьевич — помещик, отставной прапорщик лейб-гвардии Преображенском полка[~ 3]. Мать — урождённая Румянцева.
Братья — Александр, в 1825 году полковник лейб-гвардии Финляндского полка[~ 4] и Иван, отставной коллежский асессор. Сёстры — Елена и Елизавета.
Образование и морская служба
16 февраля 1810 года зачислен кадетом в Морской кадетский корпус. С 22 октября 1812 года — гардемарин.
Неоднократно участвовал в плаваниях по Балтийскому морю:
в 1813 году — на учебном бриге Морского кадетского корпуса «Симеон и Анна» (командир лейтенант Головин);
в 1814 году — на фрегате «Малый» (командир лейтенант Стурн);
в 1815 году — на бриге «Молния» (командир капитан-лейтенант Замбулатов).
Выпущен из корпуса мичманом — 21 июля 1815 года[3][~ 5] и назначен в 27-й флотский экипаж в Свеаборг. 27 февраля 1820 года Н. П. Окулов был произведён в лейтенанты. Переведён в Кронштадт.
В 1821 году на корабле «Святой Андрей» под командованием капитана 2-го ранга Певцова принял участие в морском переходе из Архангельска в Кронштадт.
В 1822 году переведён в 14-й флотский экипаж, которым командовал англичанин капитан-командор Монк.
Дважды ходил в плавания на фрегате «Лёгкий» (командир капитан-лейтенант Дурасов) — в 1823 году из Кронштадта до островов Эланд и Готланд (Швеция) и в 1824 году — до Исландии. По указанию императора переведён в 15-й флотский экипаж[4].
26 марта 1825 года зачислен в Гвардейский экипаж. Командовал придворной двухмачтовой гребной яхтой-галетом «Церера», которая использовалась царской семьёй для морских поездок между Санкт-Петербургом, Кронштадтом и Ораниенбаумом[5].
Участие в восстании 14 декабря 1825 года
Н. П. Окулов входил в круг общения молодых образованных офицеров Гвардейского экипажа, обсуждавших в том числе и волновавшие их общественные проблемы. С ощущением возникшей неопределённости в ситуации, связанной с событиями, происходившими после неожиданной смерти Александра I, он говорил своим товарищам: «Вот ваши сочинители свободных стихов твердят: „Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан?“, — а как пришло роковое время, то они и замолкли»[6][~ 6]. При обсуждении с членом Северного общества и фактическим руководителем тайного общества Гвардейского экипажа лейтенантом А. П. Арбузовым готовности разных военных частей поддержать решительные действия Окулов говорил о солдатах Егерского полка, «что ежели их будут заставлять переменить присягу, то они готовы на всё»[7][~ 7].
Время действовать для гвардейских моряков наступило утром 14 декабря, когда батальон, присягнувший до того Константину Павловичу, был выведен на построение командиром экипажа капитаном 1-го ранга П. Ф. Качаловым, но отказался принимать новую присягу Николаю I. Не помогли и уговоры специально приехавшего бригадного командира генерал-майора С. П. Шипова, пытавшегося воздействовать на матросов через ротных командиров. Н. П. Окулов встал на сторону тех офицеров, которые возражали генерал-майору тем, что «они не верят, будто бы его величество цесаревич отказался от престола», и требовали либо показать «своеручное цесаревича отречение», либо для подтверждения зачитанного им акта приезда дивизионного начальника, великого князя Михаила Павловича[8]. Активно протестовавшие командиры рот, в том числе и Окулов, задержанные по приказу Шипова в канцелярии экипажа, были освобождены, когда возбуждённый происходящим батальон со знаменем и криками «Ура!» направился на Сенатскую площадь. Среди последовавших за матросами офицеров был и Окулов, решивший не оставлять вверенную ему роту.
После разгона восставших с площади батальон вернулся в казармы и уже вечером того же дня в присутствии командира Гвардейского корпуса генерала В. А. Воинова в полном составе присягнул новому императору.
Последствиями событий дня стали арест по высочайшему повелению уже в ночь на 15 декабря инициаторов беспорядков — Арбузова, Бодиско 1 го, Кюхельбекера, Вишневского и последовавший на следующий день арест дивизионным начальником — великим князем Михаилом Павловичем поддержавших их прочих офицеров экипажа, включая командира 4-й роты лейтенанта Н. П. Окулова[9].
Следствие и наказание
Арестованный Н. П. Окулов содержался сначала на главной гауптвахте в Зимнем дворце, а 3 января был переведен в Петропавловскую крепость. В ответах на вопросы следователей уверял, что «обществу не принадлежал, а на Петровскую площадь был увлечён толпой подчинённых из его роты в надежде удержать их от возмущения». В соответствии с распоряжением императора — «содержать под арестом» — оставлен в каземате № 4 Невской куртины[10].
16 февраля 1826 года в записке по результатам внутреннего расследования, порученного капитан-лейтенанту Гвардейского экипажа М. Н. Лермантову 1-му, младший брат которого — лейтенант Гвардейского экипажа — Д. Н. Лермантов тоже был участником событий, отмечено, что по показаниям нижних чинов[8] «…Окулов посеял в них сомнение и увеличил оное ещё более, когда и сам столь много возражал командующему бригадой генерал-адъютанту Шипову и изъявлял ему и своё сомнение насчёт точности и справедливости акта… Он был в числе подававших свои сабли его превосходительству, когда надобно было арестовать одного Вишневского…»
По докладу следственной комиссии в список лиц, «кои по делу о тайных злоумышленных обществах передаются по высочайшему повелению Верховному уголовному суду», под № 45 был включён, как член Северного общества, лейтенант Н. П. Окулов[11]. Материалы его дела суд рассматривал на заседании 5 июня 1826 года. По приговору был отнесён к XI разряду с указанием вины — «лично действовал в мятеже, без возбуждения нижних чинов» и приговорён без лишения дворянства к «лишению чинов и написанию в солдаты с выслугою» с распределением в дальние гарнизоны.
Гражданская казнь 15-ти морских офицеров состоялась 13 июля на флагманском корабле адмирала Р. В. Кроуна «Князь Владимир», командиром которого был назначен их бывший начальник П. Ф. Качалов[~ 8]. В соответствии с морским обрядом лишения чина и чести у командира роты Гвардейского экипажа лейтенанта Н. П. Окулова отобрали мундир и саблю и для ожидания отправки к месту нового назначения уже рядовым матросом вернули в Петропавловскую крепость.
26 июля 1826 год был отправлен по этапу в Томский гарнизонный батальон.
На Кавказе
В соответствии с указом от 22 августа 1826 г., который разрешил определять разжалованных декабристов «в полки Кавказского корпуса до отличной выслуги», был из Томска направлен на Кавказ. С 8 марта 1827 года — в 42-м егерском полку. Проявил себя в боях за Восточную Армению в ходе русско-персидской войны[12]. Участвовал в русско-турецкой войне 1828—1829 годов. С 12 марта 1827 года — в звании унтер-офицера. 13 ноября 1829 года переведён в Кабардинский егерский полк.
Служивший в эти же годы на Кавказе П. А. Бестужев, который в 1824 году вместе с Окуловым ходил в плавание на фрегате «Лёгкий», писал о нём[13]:
Старый товарищ мой на море, в шалостях, в горе и радости. Любезный человек! Добр, как нельзя более, честнейших правил, на всё готовый для друга… С ним не раскаивался бы провести всю жизнь, уверенный, что никакое обстоятельство в свете не могло б переменить его участие и расположение. Ум его образован настолько, чтобы не краснеть в хорошем обществе. Характер живой, но мнительный — во всём подозревает он неискренность, думает, что его обманывают в дружбе, в приёме, и, может стать, редко ошибается.
В 1831 году был замечен в распространении «вольных мыслей»[14].
11 декабря 1837 года произведён в прапорщики и переведён в 9-й Черноморский линейный батальон на вакантную должность подпоручика.
После службы
8 февраля 1838 года уволен из армии по болезни в звании подпоручика[~ 9]. Жил в своём имении в селе Владычное в Пошехонском уезде Ярославской губернии, где в 1845 году ему принадлежали 35 крепостных.
Умер «по старости» 1 апреля 1871 года. Был похоронен у местной церкви.
Примечания
- А. А. Григоров. …Родина наша для меня священна. Письма 1958—1989 годов
- Ярославовы, Окуловы, Ленины, Ельцины… Кронштадт и Гатчинский дворец
- Веселаго Ф. Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет — С.-Пб.: Тип. МКК, 1852, 366 с., — сс. 72-74
- Восстание декабристов. Документы. Т. XV — М.: Наука, 1979. — сс. 51-58
- Малышев Л. А. Создание морской гвардии России — СПб.: Нестор-История, 2014. — 176 с. — ISBN 978-5-4469-0463-1
- Восстание декабристов. Документы. Т. XIV — М.: Наука, 1976. — С. 300
- Cледственное дело А. П. Арбузова — //Восстание декабристов. Документы. Т. II, с. 39
- Восстание декабристов. Документы. Т. XXI — М.: РОССПЭН, 2008. — С. 200, 275—276
- Образование и становление Гвардейского экипажа при императоре Александре I с 1801 по 1825 гг.
- Восстание декабристов. Документы. Т. XVI — М.: Наука, 1986. — С. 67-70
- Восстание декабристов. Документы. Т. XVII — М.: Наука, 1980. — 296 с.
- Нерсисян М. Г. Декабристы в Армении в 1826—1828 гг.]
- Бестужев П. А. Памятные записки. 1828—1829. — //Воспоминания Бестужевых — СПб.: Наука, 2005. — сс. 368—369. — ISBN 5-02-026370-2
- Деятели революционного движения в России: Биобиблиографический словарь: От предшественников декабристов до падения царизма. Т. 1. — М.: Изд-во Всесоюзного общества политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1927
- Комментарии
- Написание фамилии «Окулов» принято в биографическом справочнике «Декабристы» (М.: Наука, 1988).
- В формуляре лейтенанта Н. П. Окулова отмечено, что в Пошехонском уезде Ярославской губернии за ним записаны 18 крестьян.
- В биографическом справочнике «Декабристы» (М.: Наука, 1988) указано отчество отца декабриста Н. П. Окулова — Матвеевич.
- В биографическом словаре Половцова указаны даты жизни генерал-майора Окулова Александра Павловича — род. 14.02.1796 г., ум. 23.06.1835 г.
- Однокашниками Н. П. Окулова по Морскому кадетскому корпусу были будущие сослуживцы по Гвардейскому корпусу и декабристы А. П. Арбузов, М. К. Кюхельбекер, тоже выпускники 1815 года.
- Н. П. Окулов имел в виду строки из стихотворения «Гражданин» К. Ф. Рылеева.
- Надежды на поддержку восставших лейб-гвардии Егерским полком, как и лейб-гвардии Финляндским полком, в котором служил старший брат Н. П. Окулова — полковник А. П. Окулов, не оправдались.
- 74-пушечный линейный корабль «Князь Владимир», на борту которого расправлялись с бунтовщиками, в 1826 г. был приписан к Гвардейскому экипажу, чтобы длительные плавания на боевых кораблях способствовали воспитанию в моряках чувства гордости за профессию и искоренению в них негативных настроений.
- Командовавший войсками на Кавказе генерал И. Ф. Паскевич писал, что, несмотря на заслуги разжалованных декабристов, «я полагаю, что производство их в офицеры можно отложить до окончания настоящей войны» — Е. Г. Вейденбаум. Декабристы на Кавказе. — //Русская старина — СПб.: 1903, № 6. — С. 481—502.
Литература
- Декабристы. Биографический справочник / Под редакцией М. В. Нечкиной. — М.: Наука, 1988. — С. 132-133. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-009485-4.
- 14 декабря 1825 года. Воспоминания очевидцев — СПб.: Академический проект, 1999. — 752 с. — ISBN 5-7331-0052-4
Ссылки
- Нечкина М. В. Декабристы
- Кирсанов Н. Декабрист из Пошехонья