Никто не забыт, ничто не забыто
Никто не забыт, ничто не забыто — лозунг[1][2], как правило, употребляющийся применительно к подвигу блокадных ленинградцев и солдат Великой Отечественной войны, который остался достоянием общенародной памяти.
История
Страдания ленинградцев, трагизм блокады был запретной темой. В письмах Ольги Берггольц есть упоминание о том, что еще в сороковых годах ее попросили не выступать в Москве с рассказом о тысячах голодающих ленинградцев. Ее слова «Никто не забыт, ничто не забыто», высеченные на Пискаревском кладбище, были присвоены казенной идеологией, чтобы прикрыть холодное равнодушие. Никогда на торжественных заседаниях не поминали погибших в блокаду. Никто из руководителей партии не произнес доброго слова в их память. Не позволялось оплакивать неисчислимые потери, даже называть их.
Впервые эта фраза была употреблена в стихотворении Ольги Берггольц, написанном в 1959 году, как принято считать по официальной версии, для мемориальной стены на Пискарёвском кладбище в Ленинграде, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады. Алесь Адамович, Даниил Гранин, а вслед за ними Борис Поюровский и Соломон Волков изложили альтернативную версию происхождения фразы, в скрытый контекст которой Берггольц, сама пострадавшая от режима, иносказательно вложила тайный смысл, подразумевающий не только ленинградцев, обречённых сталинским режимом на голодную смерть в годы войны, но и вообще жертв сталинского террора в целом:[3][4][5]
Поэзия Берггольц была официально провозглашена реквиемом лишь по погибшим от немецкой осады, но являлась в то же время скрытым поминальным плачем по жертвам сталинской машины террора.
В этом Волков видит глубокое сходство с Седьмой симфонией Шостаковича, также написанной опальным композитором в блокадном Ленинграде[5]. В качестве косвенного подтверждения этого также указывают на то, что Ольга Берггольц не подписалась под высеченными словами «Никто не забыт и ничто не забыто».[6]
Ленинградский диссидент Юрий Ветохин, чьи родители погибли в блокадную зиму 1941—42 гг. от голода, а сам он полуживым 13-летним подростком был вывезен из города по льду Ладожского озера своим дядей, описывая в конце 1970-х гг. перспективы краха коммунизма, отмечал, что «блокадный голод и смерть сотен тысяч ленинградцев были выгодны Кремлю, так как принесли ему моральный капитал», и предлагал сделать лозунг «Никто не забыт и ничто не забыто!» официальным лозунгом для расследования преступлений коммунистического режима и реабилитации его жертв после восстановления в России русской национальной власти и православия:[7]
Будущее устройство России должно основываться на принципе: «Никто не забыт и ничто не забыто!» Это значит, что люди, пострадавшие от коммунизма и не сотрудничавшие с ним впоследствии, или их наследники, если они тоже не сотрудничали с коммунистами, должны получить государственную помощь и поддержку. Особенно это касается бывших политических заключенных, которые должны получить компенсацию и пенсию. Нельзя допустить, чтобы люди, потерявшие здоровье в борьбе с коммунизмом, влачили бы жалкое существование из-за недостатка средств. Средства на все эти цели можно получить за счет конфискации имущества у коммунистов и за счет неоплачиваемой принудительной работы коммунистических преступников.
Современность
В дальнейшем риторическая формула Берггольц получила широкую популярность: многие воспринимают её как крылатую фразу[8]. Так, по словам Президента Республики Татарстан Р. Минниханова:
Ставшие крылатыми слова «Никто не забыт, ничто не забыто!» являются для нас незыблемым нравственным законом, мерилом всего нашего общественного бытия[9].
Цитата из Ольги Берггольц стала названием для многих мемориальных проектов, связанных с памятью о Великой Отечественной войне[10]. В то же время эта строчка стала и самым известным произведением самой Ольги Берггольц[11].
В 2005 году Банк России выпустил памятную биметаллическую монету номиналом 10 рублей, посвященную 60-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., поместив на оборотной стороне надпись "НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО"[12].
Примечания
- Обобщённый банк данных «Мемориал» Архивная копия от 7 октября 2010 на Wayback Machine: Проект Министерства обороны РФ
- Женщины. Память. Война Архивная копия от 6 января 2010 на Wayback Machine: Проект Центра гендерных исследований Европейского гуманитарного университета.
- Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга: Главы, которых в книге не было. // Звезда. — 1992. — № 5/6. — С. 19.
- Лосев Л. Ф. Ростислав Янович Плятт. Воспоминания друзей и коллег. — М.: Театр им. Моссовета, 1994. — С. 285.
- Волков С. М. Шостакович и Сталин: художник и царь. — М.: ЭКСМО, 2004. — С. 317.
- Бобров А. Все реки, набережные и мосты Москвы. — М.: Алгоритм, 2014. — С. 219.
- Ветохин Ю. А. Склонен к побегу Архивная копия от 19 января 2021 на Wayback Machine. — США: Изд. авт., 1983. — С. 515-522.
- «Никто не забыт, ничто не забыто» (недоступная ссылка) // Официальный сайт партии «Единая Россия»
- Выступление Президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова на торжественном мероприятии, посвящённом 65-летию Победы в Великой Отечественной войне Архивная копия от 19 октября 2016 на Wayback Machine // Официальный сайт Президента Республики Татарстан
- Жди меня Архивная копия от 19 августа 2010 на Wayback Machine: Национальная служба взаимного поиска людей
- Петроградов А. Ольга Берггольц: «Никто не забыт, ничто не забыто» Архивная копия от 9 марта 2010 на Wayback Machine // Федеральный информационно-аналитический журнал «Сенатор» (из сборника «Ленинградское радио: от блокады до „оттепели“» — М.: Искусство, 1991. Архивная копия от 3 апреля 2018 на Wayback Machine)
- 10 рублей 2005 года «60-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (рус.) ?. Все-монеты.ру. Дата обращения: 5 июня 2020. Архивировано 5 июня 2020 года.