Мягков, Иван Михайлович
Мягков Иван Михайлович | |
---|---|
| |
Дата рождения | 25 июля 1899 |
Место рождения | Томск, Российская империя |
Дата смерти | 29 августа 1991 (92 года) |
Место смерти | Томск, РСФСР, СССР |
Гражданство | СССР |
Род деятельности | краевед, археолог, культуролог, этнограф, гляциолог, геолог, редактор |
Отец | Михаил Васильевич |
Мать | Анна Степановна |
Супруг(а) | Нина Петровна |
Дети | Евгений Иванович, Наталия Ивановна |
Награды и премии |
«За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть», «Ветеран труда ЗСГУ» |
Автограф |
И. М. Мягков: «Изучим же то, результатом чего являются все ныне живущие как в Сибири и даже в других местах света различные народности, изучим их прошлое. То, что можно сделать сегодня, нельзя откладывать на завтра. Нельзя для такой культурной страны, какой является Россия, под предлогом недостатка средств отказываться от разрешения многих проблем, связанных с прошлым, как России, так и мировой науки. В данном случае не только она заинтересована в этом, но также и вся мировая наука».
Биография
Иван Михайлович Мя́гков — родился в г. Томске 25 июля 1899 г. Его отец, Михаил Васильевич, гравер в типографии Кононова, умер довольно рано, в 1905 г. Мать, Анна Степановна, учительница с 36-летним стажем, более 20 лет заведовала Пушниковским детским приютом (в 1920 г. переименованным в детский дом № 10). За свой многолетний самоотверженный труд в 1928 г. Анна Степановна получила звание «Герой труда». Скончалась в 1940 г. Жена, Мягкова Нина Петровна (Бесходарнова), дочь известного томского купца, заведовала кафедрой английского языка Томского политехнического института. Сын, Евгений Иванович Мягков был сотрудником НИИ ядерной физики. Дочь, Наталия Ивановна Зеличенко (Мягкова), работала в Томском государственном университете, на факультете иностранных языков.
История родного края привлекала Ивана Мягкова с юношеских лет. Он собирал легенды и предания о томской старине. Например, в 1918 г., у с. Кафтанчиково он записал легенду о Томе и Ушае (см. в примечании 1).
А в 1920 г. вместе с друзьями выпускал археологического-исторический журнал «Тояново городище». Юношеское увлечение археологией и историей с годами окрепло и переросло в горячую любовь к родному краю, определившую целеустремленную, подвижническую деятельность на долгие годы.
Август 1918—декабрь 1919 г. мобилизован в армию Колчака в звании рядового.
Декабрь 1919—сентябрь 1920 г. Перешел в Красную Армию. Рядовой. Откомандирован на учебу в Томский университет.
1920 г. Избран членом секцией охраны памятников искусства и старины при Томском Губнаробразе. Будучи студентом, участвовал, по заданию подотдела охраны памятников искусства и старины (вместе с профессором В. Ф. Смолиным), в раскопках Томского могильника. Найдено более 100 предметов — керамика, медная пряжка, фрагмент бронзового меча.
1 сентября 1920 г. Принят в Томский государственный университет на факультет общественных наук.
15 января 1921 г. Назначен заведующим археологической секцией Губнаробраза, учится на факультете общественных наук Томского государственного университета, вел сбор материалов в Томском, Красноярском, Минусинском музеях по сибирской археологии.
16 июня 1921 г. Командирован для производства раскопок обнаруженного скелета мамонта на ст. Юрга. Привезено 12 отдельных частей костяка мамонта.
Работал над составлением первой археологической карты Сибири и участвовал в археологических экспедициях. Одна из них шла по следам удивительных находок у с. Подгорное Томской области.
И. М. Мягков провел научное обследование, о своих изысканиях рассказал сначала в статье «Находка на горе Кулайка» (Томск, 1927 г.) и в работе «Древности Нарымского края» (Томск, 1929 г.), определив возраст, найденных изображений, оружия и других предметов.
В ней были заложены основные пути дальнейшего изучения истории народов, оставивших «кулайские древности», которые по праву встали в один ряд с лучшими произведениями мирового искусства и культуры. Оправдалась глубокая вера Ивана Михайловича в исключительную значимость культуры «типа Кулайки» в истории Урало-Сибирокого региона: как показывают дальнейшие исследования, она действительно стала ключевой в судьбе многих народов Сибири. Занимаясь любимой темой, И. М. Мягков никогда не ограничивался только ею. Тревожась о судьбе культурного наследия прошлого, осознавая необходимость более интенсивного развития отечественной археологии, он достиг высокого профессионального уровня.
В историю отечественной археологии И. М. Мягков вошел как первый систематизатор и исследователь знаменитых теперь кулайских древностей.
В 1922 г. заведовал Томским краевым музеем. В этой должности он пробыл недолгое время, так как после закрытия факультета общественных наук переехал в Петроград для продолжения учебы вместе со своим преподавателем и ректором университета Борисом Леонидовичем Богаевским, там продолжил образование и участвовал в экспедициях, не прерывая связь с Томском.
Работая в конце 1920-х гг. в Томском отделении Комитета Севера, И. М. Мягков имел хорошие возможности для этнографических сборов. В 1930 г. ему было поручено провести обследование хозяйственной жизни района Васюгана. В музей антропологии и этнографии в Ленинграде (МАЭ) поступило около 100 фотографий, относящихся к остякам р. Васюган. В 1931 г. была опубликована статья И. М. Мягкова «Искусство Танну-Тувы» (Томск, 1931).
Одновременно И. М. Мягков вел большую просветительскую работу: в Томском краевом музее он организовал 4 выставки, готовил научные доклады, читал популярные лекции.
12 апреля 1923 г. им получено удостоверение руководителя экскурсий по этнографическому музею в экскурсионном отделении Политпросвета Петроградского губернского отдела народного образования.
Из командировки в Сургутский уезд и Нарымский край для изучения быта местного коренного населения он привез 35 предметов традиционной культуры юганских хантов и нарымских селькупов (они поступили в Томский краевой музей). Наибольший интерес в этих сборах представляют музыкальные инструменты юганских хантов, сведения о которых были позднее опубликованы. Один предмет (образец обуви) был сдал в Музей антропологии и этнографии («Кунсткамеру») в Петрограде.
В 1924 г. командирован этнографическим отделом Русского музея на pp. Юга и Салым (притоки р. Оби) для этнографических исследований и сбора коллекций.
Вернувшись в 1925 г. после учебы в Петрограде в Томск, археолог-профессионал Иван Михайлович Мягков обратился к более углубленному исследованию Томского края.
31 января 1925 г. избран в совет краевого музея, членом которого состоял на протяжении 7 лет.
В 1930-е годы И. М. Мягков являлся помощником ректора Томского государственного университета по научной работе и читал лекции на геолого-географическом факультете.
Сотрудничество с Томским краевым музеем продолжалась вплоть до 1931 года.
В начале 1930-х гг. в Томске существовало несколько крупных геологических организаций, в том числе Томское отделение Западно-Сибирского геологического управления. При этом отделении функционировало редакционно-издательское бюро, которое издавало материалы по геологии и полезным ископаемым Западной Сибири и Красноярского края: «Вестник Западно-сибирского геологического управления». И. М. Мягков стал сотрудником бюро в 1931 г. Рекомендовал его сюда Михаил Антонович Усов, с которым они были хорошо знакомы по работе в Комитете Севера. М. А. Усов дал высокую оценку работе Мягкова «Морены ледников Белухи» (Томск, 1936). У этой статьи И. М. Мягкова оказалась завидная судьба. Она стала по-настоящему «классической» для геологов и географов, изучающих районы Горного Алтая.
До августа 1941 г. И. М. Мягков работал редактором в бюро Западно-сибирского геологического управления, был ответственным секретарем бюро, членом комиссии по изданию «Геологии СССР».
Через месяц после начала Великой Отечественной войны И. М. Мягкова назначили на должность начальника Томского отделения Западно-Сибирского геологического управления. Тогда в составе отделения работало несколько геологических партий. В самые трудные военные годы они вели изыскания на р. Васюган, в Асиновском районе, в бассейне pp. Чулым, Кеть, Тым, в окрестностях Томска. В те времена территория Западно-Сибирской равнины не была обеспечена геологическими картами. Удивительно, но факт — именно во время войны было получено задание на государственную геологическую съемку масштаба 1:1000000. Эту работу выполняли ведущие сотрудники Томского государственного университета под руководством И. М. Мягкова.
Своим «возрождением», после закрытия в 1949 году в связи с «делом геологов», издание «Вестник Западно-сибирского геологического управления» также обязано И. М. Мягкову, который вновь занялся напряженной редакторской издательской работой. Приказом по управлению он был назначен ответственным по руководству изданием «Атласа руководящих форм ископаемой фауны и флоры Сибири» и «Геологии Сибири». В мае 1957 г. И. М. Мягков стал начальником тематической партии, в задачу которой входили только редакционно-издательские работы. Они продолжались вплоть до 31 декабря 1988 г. Все это время Иван Михайлович со своими сотрудниками занимался подготовкой и изданием необходимых геологам материалов.
В приветственном «адресе» по случаю 90-летия И. М. Мягкова, который подписали руководители тематической экспедиции Западно-сибирского геологического управления отмечено, что за весь период работы им было подготовлено 248 отдельных изданий, в том числе «Вестник Западго-сибирского геологического управления», Новосибирского и Томского геологических управлений, 65 выпусков «Материалов по геологии Красноярского края», 15 выпусков «Новых данных по геологии и полезным ископаемым Западной Сибири». Далее говорилось: "Особое значение имеет Ваша инициатива в подготовке к изданию и издание уникального труда «Геологическая изученность СССР».
Список опубликованных работ И. М. Мягкова за период работы в Томском краевом музее
- Батеньков как архитектор // Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, 1929. Т. I. С. 256—257.
- Древности Нарымского края // Труды ТКМ. Томск, 1929. Т. II. С. 51-86.
- Задачи изучения искусства сибирских туземных племён // Труды Первого Сибирского краевого научно-исследовательского съезда. Новосибирск, 1928. Т. V. С. 139—143.
- Искусство Танну-Тувы // Материалы по изучению Сибири. Новосибирск, 1931. Т. III. С. 283—315.
- Находка на горе Кулайке // Труды ТКМ. Томск, 1927. Т. I. С. 65-69.
- Охрана и изучение памятников искусства Сибирского края // Труды Первого Сибирского краевого научно-исследовательского съезда. Новосибирск, 1928. Т. V. С. 247—250.
- Письмо в редакцию (по поводу статьи В. Малыгина «Легенды и географические названия») // Сибирские огни. Новосибирск, 1926. № 5-6. С. 280.
- Предание о княжне Томе и Ушае. (Из истории Томска) // Сибирские огни. Новосибирск, 1926. № 3. С. 158—164.
- Пути изучения Западно-Сибирской археологии и её проблемы в настоящем // Сибирские огни. Новосибирск, 1925. № 6. С. 162—167.
- Художник-архитектор Андрей Леонидович Шиловский (некролог) // Труды ТКМ. Томск, 1927. Т. I. С. 208—210.
Примечания[1][2]
- А. Мазуров. Первооткрыватель Мягков . Томский обзор.
- Кулайские находки . Томский областной краеведческий музей.