Мухтар, Омар

Ома́р аль-Мухта́р Мухаммад бин Фархат аль-Манифи (араб. عُمَر الْمُخْتَار مُحَمَّد بِن فَرْحَات الْمَنِفِي, 20 августа 1858, Джанзур — 16 сентября 1931, Солух) — шейх ордена сенуситов, руководитель вооружённой борьбы населения Киренаики против итальянских захватчиков в 1923—31 гг., национальный герой ливийского народа. Известен как Лев пустыни[1].

Омар аль-Мухтар
عمر المختار
Рождение (принято считать) 20.8.1862 (точная дата неизвестна)
Джанзур, Ливия
Смерть 16 сентября 1931(1931-09-16)

Солух, Ливия

Место погребения
Отношение к религии суннизм
Автограф
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Омар аль-Мухтар родился в селении Джанзур, к востоку от ливийского города Тобрука. Его предки принадлежали к бедуинскому племени Минифа, перекочевавшему в VIII веке из Аравии в Киренаику. Рано осиротев, Умар был усыновлён шейхом Шерифом аль-Гариджания, политическим и религиозным лидером Киренаики. Получил религиозное образование в Джанзурской мектебе, затем — в сенуситской завии (университете) Джагбуба, близ границы с Египтом. Стал шейхом тариката ордена сенуситов.

В 1900 г. Омар аль-Мухтар принял участие в борьбе мусульман против французских колониальных войск, пытаясь помешать завоеванию Чада. В 1902 году Умар аль-Мухтар вернулся в Эль-Джебель эль-Ахдар (Зелёные горы), где стал шейхом одной из местных завий. С 1911 года, с самого начала Итало-турецкой войны, он участвовал в национально-освободительной борьбе ливийских арабов против итальянских колонизаторов, был одним из защитников Триполи. Резко выступал против межклановых войн. В 1913 году, при поддержке аль-Мухтара, сенуситский лидер Идрис ас-Сенуси сумел окружить контингенты турецкого главнокомандующего Нури-бея в городе Адждабия на востоке страны и вынудил того покинуть Ливию. При Идрисе ас-Сенуси, Умар был поставлен назиром (инспектором) в районы Эль-Абъяра и Такнис. После вынужденного отбытия Идриса из Ливии в 1923 году, Омар аль-Мухтар возглавил «Центральную организацию Киренаики», в которую входили вожди племён этого региона. По его инициативе тогда же были созданы вооруженные формирования, рассредоточенные по всему протяжению Зелёных гор и предназначенные для партизанской войны против итальянских колонистов.

Мухтар сосредоточил в своих руках командование всеми партизанскими отрядами племён Киренаики (одновременно возглавляя свой личный отряд), разрабатывал и координировал военные операции, руководил сбором налогов и закупкой снаряжения и продовольствия в полу-независимом Египте. Ряд авторов утверждает, что в 1928 г. аль-Мухтар стал официальным главой Сенуситского братства. Однако это не так, ибо de jure Идрис ас-Сенуси непрерывно руководил орденом на протяжении 1918—1969 гг. В 1927 году эмигрировали в Египет жёны Омара аль-Мухтара и ряд его близких родственников.

В 1920 — 1930 годах командующим итальянскими частями в Триполитании был генерал Родольфо Грациани, проводивший жестокие методы борьбы с бедуинскими повстанцами. Он создал несколько концентрационных и трудовых лагерей, в которых погибли десятки тысяч ливийских узников — расстрелянных или умерших от голода и болезней.

В трудных условиях неравной борьбы Омар аль-Мухтар принял решение перенести боевые действия в дебри лесов и в пустыню, где он был настоящим хозяином положения и мог умело устраивать облавы на итальянские контингенты. Несмотря на тяжёлое положение повстанцев, он вынудил итальянские власти начать в 1929 г. переговоры. Итальянское главнокомандование согласилось пойти на диалог лишь для того, чтобы выиграть время и переправить на Африканский континент подкрепления — сухопутные силы, артиллерию и танки.

После переправки значительной группировки вооружённых сил Италии на континент итальянцы выдвинули условия, совершенно не учитывавшие интересы и предпочтения оппонировавшей им Сенуситской державы. Предварительные условия Умара аль-Мухтара были следующими:

  • обязательное присутствие представителей Египта и Туниса при переговорах о мире;
  • невмешательство Италии в религиозные дела мусульман;
  • признание арабского языка официальным для всех учреждений в Ливии;
  • отмена законов о неравенстве местных жителей;
  • возвращение ливийцам конфискованной собственности.

Итальянская сторона отвергла эти условия, а предложенные ею «драконовские» нововведения, в свою очередь, были отвергнуты аль-Мухтаром на встрече в Сир-Архуме, рядом с городом Луга. Омар аль-Мухтар, неудовлетворённый результатами соглашения, подписанного вскоре Хасаном ар-Рида ас-Сенуси (полная капитуляция со сдачей оружия; итальянским губернаторам переходит под контроль вся территория Ливии; граждане, которые подозреваются в каком-либо деянии против итальянских захватчиков, переходят в область их юрисдикции), возобновил с 1930 года военные действия.

В 1930—1934 годах Грациани состоял de jure вице-губернатором Киренаики, de facto же держал эту провинцию в своих руках. Как позже писал Грациани в своих мемуарах, за 20 месяцев, что он был вице-губернатором, арабы провели порядка 250 операций против итальянцев, что свидетельствовало о непрекращавшемся сопротивлении. В период 1930—1931 гг. поголовье овец и коз в Киренаике сократилось с 270.000 до 67.000 голов. Население продолжало страдать от голода и сократилось с 255.000 чел. в 1928 г. до 142.000 в 1931-м. Грациани нанёс Умару аль-Мухтару ряд сокрушительных поражений. 11 сентября 1931 г. Омар аль-Мухтар был ранен и взят в плен. 12 сентября в городе Бенгази был организован военно-полевой суд. Пленник держался с большим достоинством.

Судья задаёт протокольный вопрос:

— «Ты воевал против Италии?»
— «Да».
— «Ты побуждал людей воевать против Италии?»
— «Да».
— «Ты осознаешь наказание за твои дела?»
— «Да».
— «Сколько лет ты воюешь против Италии?»
— «Уже 20 лет».
— «Ты сожалеешь об этом?»
— «Нет».
— «Ты понимаешь, что тебя казнят?»
— «Да».
Судья говорит Омару:
— «Я опечален, что у такого человека такой конец».
На эти слова аль-Мухтар ответил:
— «Наоборот, это лучший из путей расставания с моей жизнью!»
После этого судья хотел дать оправдательный приговор, с определением о депортации подсудимого за пределы Ливии. Взамен он предложил Омару написать обращение к муджахидам, призывающее остановить войну против Италии. Тогда Умар аль-Мухтар сказал свои знаменитые слова:

— «Перст, который свидетельствует в каждой молитве, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад его посланник, не может написать неправедное слово!»[2]

13 сентября Омар аль-Мухтар был признан виновным и 14 сентября 1931 г. приговорён к публичной казни. Его последним словом стала цитата из Корана:

Мы принадлежим Аллаху, и к Нему предстоит наше возвращение.

16 сентября 73-летний аль-Мухтар был повешен в военном лагере близ города Солух[3].

Однако сопротивление ливийцев против колонизаторов велось вплоть до 1943 года, когда англо-американские войска освободили территорию Киренаики от итальянских войск и помогли ливийцам получить независимость.

Кинематограф

Примечания

  1. Kevin Shillington Encyclopedia of African History 3-Volume Set. 2013. P. 423.
  2. Из официального репортажа о суде над аль-Мухтаром.
  3. В 56 км к югу Бенгази.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.