Мусаватское подполье
Мусаватское подполье (1920-1926) — организованное и структурированное подпольное движение боровшееся против оккупации Азербайджана большевиками. Представляло собой третий этап в истории этой партии после её становления и прихода к власти. Подполье действовало совместно с азербайджанской эмиграцией.
Начало подпольного движения
Подпольная деятельность мусаватистов за восстановление государственной независимости Азербайджана началась сразу после оккупации страны войсками большевистской России 28 апреля 1920 года. Неспособность властей Азербайджана воспрепятствовать оккупации привела к расколу в бывшей правящей партии страны «Мусават», которая с момента оккупации возродила свою деятельность в новом качестве и в реформированном виде.
На чрезвычайном съезде партии, который состоялся 29 апреля сформировалась левая фракция партии, в основном состоящая из молодёжи и студентов Бакинского университета. С этого момента партия «Мусават» превратилась в левую тюркскую националистическую партию. В новую инициативную группу левого «Мусавата» вошли 25 человек, в числе которых были Мирзабала Мамедов (Мамедзаде), Абдул Вахаб Мамедзаде (Йуртсевер), Мамед-Садых Кулиев, Расим Касимов, Сеид Заргяр и другие[1]. На этом же съезде было решено отказаться от всех форм сотрудничества с большевиками и начать борьбу против оккупации[2].
Первое мусаватское подполье (1920—1923)
Работа над организованным сопротивлением оккупации в условиях подполья велась на протяжении 1920-1922 годов. Мусаватисты были уверены, что в связи со сложным международным положением оккупация продлится недолго и поэтому стали создавать не только новые партийные, но и военизированные структуры. Деятельность велась в двух направлениях: пропаганда идеи восстановления государственной независимости Азербайджана и подготовка вооружённого восстания против оккупантов.
Печатным органом подпольной организации «Мусавата» была газета «İstiqlal» (Независимость), которую стали выпускать с 1922 года. Всего было издано 18 номеров газеты по 30-50 экземпляров. Также печатались программа партии и листовки, в которых содержались призывы к восстановлению государственной независимости Азербайджана.
Организационная структура подполья
К 1921 году «Мусават» имел следующую организационную структуру, которая действовала до разгрома со стороны ГПУ первого подполья в 1923 году[1]:
- Центральный Комитет (ЦК), в состав которого входило высшее руководство партии. Председателем ЦК был Мирзабала Мамедзаде (1898-1959);
- Бакинский комитет (БК), возглавляемый Абдул Вахабом Мамедзаде.
- Военная организация;
- Ячейки партии в Баку и уездах Азербайджана. В Баку действовали четыре районные организации, каждую из которых возглавляли три человека.
В уездах были созданы организации в Сальяне и Ленкорани, но особенно влиятельной была ячейка в Гяндже. Были планы создания ячеек партии в Дагестане и Туркестане, однако претворить их в жизнь не удалось.
Военная организация
Особое значение в структуре подпольного «Мусавата» играла военная организация, общее руководство которой до 1923 года осуществлял Дадаш Гасанов[3]. Путём вооружённого восстания планировалось положить конец оккупационному режиму.
С начала 1923 года военную организацию при ЦК стала возглавлять пятёрка в составе Мамед Садыха Кулиева, Ахмеда Гаджинского, Ибрагима Ахундзаде, Али Гусейна Дадашева и Исфандияра Векилова.
В это же время, существовала также военная организация при БК, которую возглавляла пятёрка в составе Нуруллы Кулибекова (агитационная работа), Ибрагима Ахундзаде (организационные вопросы), Нуруллы Рзабекова (снабжение), Мовсума Ибрагимова (связь), Ибрагима Атакишиева (работа с военными группами). Активными членами военной организации были также Мовсум Бекдамиров и Насрулла Ризабейли.
В военной организации были следующие отделы[1]:
- Организационный, занимавшийся вербовкой новых членов;
- Оперативный, ведавший сбором разведывательных данных относительно частей Красной Армии;
- Снабжения, отвечавшим за обеспечение оружием и боеприпасами участников повстанческих группировок.
- Агитационный, занимавшийся пропагандой идей независимости Азербайджана, необходимости вооружённого выступления против оккупантов и захвата стратегических объектов, а также привлечением на свою сторону солдат и офицеров Красной Армии.
Благодаря активной пропаганде в частях Красной Армии, мусаватистам удалось привлечь на свою сторону значительное количество офицеров. 1923 году ячейки военной организации «Мусавата» имелись в Азербайджанской сводной военной школе, Авиашколе, Конвойной команде Аз. ССР, 3-м полку Азербайджанской дивизии в Гяндже. Военная организация имела даже доступ к секретной информации благодаря деятельности своих агентов в офицерском составе Красной Армии.
Мусаватисты участвовали в многочисленных восстаниях против большевиков, которые особенно активизировались в знак протеста против вхождения Азербайджана в состав СССР.
Организация побега М. Э. Расулзаде
В 1922 году Центральный Комитет (ЦК) подпольного «Мусавата» принял решение отправить в эмиграцию бывшего председателя Национального совета Азербайджана Мамед Эмина Расулзаде. После падения Азербайджанской республики он был арестован, но потом освобождён и отправлен в Москву, где работал в Совете Национальностей. Он являлся идейным лидером «Мусавата» и его символом. Мусаватистам был необходим авторитет М. Э. Расулзаде для продолжения своей деятельности, и поэтому им важно было не допустить его уничтожения советским режимом. Поэтому они организовали его побег в Финляндию, после чего он прибыл в Турцию[3]. Эта секретная операция подпольного «Мусавата» была осуществлена в 1922 году Дадашем Гасановым, Рагимом Векиловым и известным татарским просветителем Мусой Бигиевым. В осуществлении побега сыграла также определённую роль и турецкая разведка.
Сотрудничество с Паритетным комитетом Грузии
Большое значение в деятельности подпольного «Мусавата» придавалось связям с грузинским антисоветским движением. У них были общие цели по восстановлению государственной независимости обеих стран. Кроме того, мусаватисты посредством контактов с грузинскими меньшевиками надеялись на помощь Антанты.
После оккупации Грузии войсками большевистской России, все основные партии страны приняли решение преодолеть внутренние противоречия и объединить свои силы на борьбу с оккупацией[4]. Это привело к созданию «Комитета независимости Грузии» (Паритетного комитета).
В 1921 году, Мирзабала Мамедзаде трижды побывал в Тифлисе и встречался с одним из лидеров грузинского подполья Сильвестром Джибладзе. Была достигнута договорённость о совместном восстании против большевиков[1]. После этого связи с грузинской оппозицией поддерживали Алиовсат Наджафов, Дадаш Гасанов и Али Юсифзаде.
Разгром первого подполья
Тем временем ГПУ внимательно отслеживало процесс становления грузинско-азербайджанского антисоветского союза. В июне 1923 года репрессиям подвергся весь состав ЦК «Мусавата», были арестованы Абдул Ваххаб Мамедзаде, Рагим Векилов, Кербелаи Вели Микаилов и другие. Председатель ЦК Мирзабала Мамедзаде бежал в Иран. Была ликвидирована подпольная типография.
Разгром азербайджанского подполья был серьёзным ударом по планировавшемуся общекавказскому восстанию. Фактически ГПУ положило конец существованию активного центра мусаватистов и разрушило все их структуры[5]. Удар был также нанесён и по грузинскому подполью, а в августе-сентябре 1924 года грузинское восстание потерпело неудачу и было подавлено Красной Армией.
Второе мусаватское подполье (1923—1926)
Через некоторое время после разгрома первого мусаватского подполья избежавшие репрессий активисты продолжили деятельность и начали работу по возрождению деятельности партии. Первое собрание активистов второго подполья было проведено на квартире Дадаша Гасанова в ноябре 1923 года[5]. На этом собрании был сформирован временный комитет на правах ЦК в составе Д. Гасанова, А. Гаджинского, Абульфаза Бабаева, Абдула Абдулзаде, Али Юсифзаде. Председателем второго ЦК партии стал Дадаш Гасанов (1897-1927), а секретарём Ахмед Гаджинский[1][5][6].
До конца 1924 года вся работа сводилась к изысканию средств для материальной помощи семьям репрессированных мусаватистов.
Новый состав ЦК, БК и низовых структур
С начала 1925 года подпольная организация активизировала свою деятельность. В ноябре был сформирован новый состав ЦК второго подполья в составе Д. Гасанова (председатель) А. Гаджинского (секретарь), А. Бабаева, М. Г. Велиева (Бахарлы) и Р. Векилова[5].
Был также избран новый состав БК, в который вошли Мир Абдул Гани Мир Касимов, Газанфар Султанов (студент АПИ), Сулейман Исрафилов (студент АМИ), Габиб Мамедов (учитель техникума им. Нариманова).
Была возрождена и военная организация, стали собираться разведывательные данные о расположении частей Красной Армии, вооружении личного состава, положении на железных дорогах и т.д[1]. Продолжалась поддержка связей с турецкой разведкой.
Активизировалась работа мусаватистов и в уездах. В частности сильное подполье было создано в Карабахе. Летом 1925 года в Шуше был проведён пленум карабахского отделения «Мусавата», на котором принимал участие Дадаш Гасанов[7].
Пропаганда идей независимости Азербайджана шла не только среди беспартийных граждан, но и коммунистов, в среде которых было много тайных мусаватистов.
Просветительская деятельность
Согласно Дадашу Гасанову, поставленных целей необходимо добиваться путём «создания корпуса образованных кадров, которых необходимо внедрить в государственные и образовательные структуры советских учреждений; по мере увеличения их количества весь аппарат власти должен оказаться в руках сторонников независимости»[1].
К ноябрю 1925 года Ахмедом Гаджинским был составлен план работы под названием «Инструкция внепартийного воспитания молодёжи», которую стали применять в учебных заведениях и просветительских кружках[1]. Согласно этому плану внедрённые в учебные заведения педагоги на занятиях проводили занятия по пропаганде тюркской истории, литературы и искусства, а также призывали к сопротивлению оккупации. Также мусаватистами были созданы многочисленных просветительские кружки, в которых воспитывалась тюркская (азербайджанская) молодёжь и интеллигенция.
Просветительская программа подпольной мусаватской партии привела к созданию многочисленных молодёжных патриотических организаций и кружков в 1925-1931 годах, которые действовали также в учебных заведениях Азербайджана[8]. В результате работы мусаватского подполья был зафиксирован рост националистических настроений среди молодёжи.
В некоторых учебных заведениях были созданы «Молодёжные организации тюркского народа», которые вели работу против комсомольских ячеек. Также велась работа по распространению запрещённой советскими властями националистической литературы: печатались листовки, распространялись книги М. Э. Расулзаде.
Отношение к тюркологическому конгрессу
Значительное место на тайных собраниях того периода отводилось отношению к тюркологическому конгрессу, который намечалось провести в Баку в 1926 году. Было принято решение в целом поддержать это мероприятие, но отказаться от идеи изменения алфавита с арабского на латинский[8]. В листовке выпущенной членами ЦК по этой проблеме говорилось о том, что необходимость в перемене алфавита существует. Однако это дело продвигают большевики в своих политических целях для того, чтобы расколоть тюркский мир и не дать возможности для его интеграции. Новый единый алфавит должен быть принят не только для Азербайджана, но и для всех тюркских народов. Но именно этого не хотят допустить большевики. Поэтому в настоящее время необходимо выступать против изменения алфавита и решать этот вопрос в будущем, в интересах всех тюркских народов[1].
Разгром второго подполья
В начале 1926 года ГПУ посредством своих агентов выследило деятельность мусаватского подполья. 11 марта 1926 года были произведены аресты лидеров второго подполья: Дадаша Гасанова, Ахмеда Гаджинского и Али Юсифзаде[5]. После этого прошли массовые репрессии мусаватистов по всему Азербайджану.
После ареста Д. Гасанова подпольем руководил Абульфаз Бабаев, который был арестован в июле 1926 года. После его ареста из членов ЦК на свободе остались только М. Г. Бахарлы и Р. Векилов, которые, несмотря на жесточайшие репрессии, не прекратили деятельности и оформили новое руководство БК в составе Мир Абдул Гани Мир Касимова, Газанфара Султанова, Сулеймана Исрафилова и Габиба Мамедова[1]. Таким образом, активисты подполья старались не допустить прекращения деятельности мусаватистов в Азербайджане. Однако, немного спустя, все они тоже были арестованы.
Ликвидация подполья проводилась до октября 1926 года. Всего было арестовано 34 человека. Их обвиняли в восстановлении деятельности разгромленного в 1923 году первого мусаватского подполья и его военной организации, шпионаже и сборе разведывательной информации в пользу иностранных разведок, попытках разложения АКП(б) и государственных органов изнутри, подготовке захвата власти в Азербайджане.
Согласно приговору судебного заседания коллегии ОГПУ от 28 февраля 1927 года Дадаш Гасанов, Мовсум Ибрагимов, Джавад Ахундов и Мир Багир Сеид Рзаев были приговорены к расстрелу. Остальные члены подполья были осуждены на сроки от шести до десяти лет и отправлены этапом в Бутырскую тюрьму Москвы. Приговор был приведён в исполнение 6 апреля 1927 года.
Источник
- Айдын Али-заде. «Мусават». Азербайджанское подполье в борьбе за независимость страны. Журнал «Уроки истории, XX век». Мемориал, 2018.
Примечания
- Заключительное постановление по делу уполномоченных ЦК, БК, Военного центра и военной организации «Мусават» / Дело Дадаша Гасанова и других. Архивный номер 500518, т. 7, машинопись, оригинал, 1926 // Архив Службы Государственной Безопасности Азербайджанской республики.
- Məmmədzadə M. Milli Azərbaycan hərəkatı. Bakı, «Nicat», 1992, c. 148—149 s.
- Yurtsever E. Gizli «Müsavat» teşkilatının harakteristik vazıfaları // «Azerbaycan» jurnalı, № 2-3 (27-28), İstanbul, 1954, s. 18.
- Мамулиа Г. К вопросу антибольшевистского восстания в Грузии 1924 г. и его последствий для грузинского вопроса в Европе Архивная копия от 22 сентября 2013 на Wayback Machine // Журнал «Прометей».
- Айдын Али-заде. «Мусават». Aзербайджанское подполье в борьбе за независимость страны // Журнал «Уроки истории». Международный Мемориал.
- Зейналов Э. Мечты, мечты — где ваша сладость?
- Quliyev V. Mənim babam kim olub? Bakı: Şuşa nəşriyyatı, 2001, s. 148.
- Yaqublu N. Müsavat partiyasının tarixi. Bakı: Adiloğlu, 2012, s. 136.
Литература
- Alizadeh, Aydin (2021). AZERBAYCAN'IN BAĞIMSIZLIĞINA KAVUŞMASI İÇİN GİZLİ MÜSAVAT'IN VERDİĞİ MÜCADELE ÜZERİNE BİR ARAŞTIRMA (1920–1926). İstanbul Aydın Üniversitesi Sosyal Bilimler Dergisi. 13 (3). ss. 63 - 678.
- Балаев, А. Мамед Эмин Расулзаде. На чужих берегах (1922—1943). М.: ООО ИПЦ «Маска», 2013, 288 с.
- Заключительное постановление по делу уполномоченных ЦК, БК, Военного центра и военной организации «Мусават» / Дело Дадаша Гасанова и других. Архивный номер 500518, т. 7, машинопись, оригинал, 1926 // Архив Службы Государственной Безопасности Азербайджанской республики.
- Зейналов Э. Мечты, мечты — где ваша сладость?
- Мамулиа Г. К вопросу антибольшевистского восстания в Грузии 1924 г. и его последствий для грузинского вопроса в Европе.
- Мамулиа Г., Абуталыбов Р. Страна огней. В борьбе за свободу и независимость. Политическая история азербайджанской эмиграции. 1920—1945 гг. — Баку: «CBS», 2014, 584 с.
- Топчибаши А. М., Расулзаде М. Э. Переписка. 1923—1926 гг. — Москва: «Социально-политическая мысль», 2012, 148 с.
- Baykara H. Azərbaycan istiqlal mübarizəsi tarixi.
- Əlizadə A. A. Dadaş Həsənovun Azərbaycanın dövlət müstəqilliyinin bərpası uğrunda mübarizəsi // Azərbaycan xalq cumhuriyyətinin 100 illik yubileyinə həsr olunmuş beynəlxalq elmi konfransının materialları. 21-23 may 2018. — Bakı. s. 554—560.
- Əlizadə A. A. Gizli «Müsavat» Azərbaycanın dövlət müstəqilliyinin bərpa edilməsi uğrunda mübarizədə (1920—1926) // Strateji təhlil 1-2 (23-24). — Bakı, 2018, s. 379—398.
- Əmrahov M. ХХ əsrdə Azərbaycanda milli azadlıq hərəkatı. Ali məktəblər üçün dərslik. — Bakı: ADPU nəşriyyatı, 2009, 372 s.
- Quliyev V. Mənim babam kim olub? — Bakı: Şuşa nəşriyyatı, 2001, 400 s.
- Məmmədzadə M. Milli Azərbaycan hərəkatı. — Bakı, «Nicat», 1992, 248 s.
- Rəsulzadə M.Ə. Azərbaycan davası / «Azərbaycan» aylıq kültür dərgisi Sayı 2-3 (26-27), 1954 // Əsərləri, c. 4. — Bakı: «Qanun», 2013.
- Yaqublu N. Müsavat partiyasının tarixi. — Bakı: «Adiloğlu», 2012, 334 s.
- Yurtsever E. Gizli «Müsavat» teşkilatının harakteristik vazıfaları // «Azerbaycan» jurnalı, № 2-3 (27-28). — İstanbul, 1954, s. 16-25.