Московский собор (1677)

Моско́вский собо́р 1677 го́да — малый поместный собор Русской православной церкви, собранный патриархом Иоакимом, проходивший в Москве в феврале 1677 года и принявший решение на основании заключений церковной комиссии, посетившей перед этим город Кашин, не почитать Анну Кашинскую как святую до решения Великого собора 1678 года.

Предыстория собора

После окончательного соборного анафематствования старообрядцев («раскольников») продолжались споры между старообрядцами и новообрядцами о древности двоеперстного перстосложения (Московский собор 1656 года объявил всех крестящихся двоеперстно еретиками и подражателями арменов, предал их анафеме, Большой Московский собор подтвердил это решение и снова предал анафеме всех крестящихся двоеперстно) .

Старообрядцы в подтверждение православия и большей древности двоеперстия, чем троеперстия, указывали на открытые для всеобщего обозрения мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской, персты правой руки которой были сложены двоеперстно, и каждый, придя в собор города Кашина, мог это увидеть в любое время. Это был очень сильный и убедительный аргумент в пользу древности двоеперстия. В Житии Анны Кашинской было изложено свидетельство старца Варлаама, осмотревшего мощи перед канонизацией, о том, что персты правой руки сложены двоеперстно.

12 (22) - 21 февраля (3 марта) 1677 года, в Кашин по распоряжению патриарха Иоакима с целью утверждения нового перстосложения — троеперстия, борьбы со старообрядчеством и для утверждения «правильности» вышесказанных соборных решений была отправлена новая комиссия (Иосиф (митрополит Рязанский); Симеон (архиепископ Тверской); Варсонофий, игумен Доброго монастыря; протопоп собора Николая Гостунского Иоанн Лазарев), осмотревшая мощи княгини и обнаружившая «несогласия» с протоколами осмотра 1649 года, которые, в частности, утверждали, что правая рука княгини сложена двуперстно, что использовалось старообрядцами как аргумент в пользу своих убеждений. Осмотр 1677 года, согласно протоколу, показал, что «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи»[1]. Кроме того, обнаружились многочисленные расхождения между недавно составленными житиями и летописями (всего 13 расхождений): так, в новых текстах утверждалось, что Анна была по происхождению не княжной, а боярышней, якобы родилась в Кашине, дата её смерти была изменена на 30 лет и т. п. Нужен был любой повод, даже придуманный, для того, чтобы убрать мощи и ликвидировать ясное свидетельство древности и православности двоеперстия.

Участники собора

Обсуждение на соборе и решения собора

На соборе были зачитаны 13 несогласий, выявленных комиссией, между житием и летописями. На оснований этих несогласий было определено:

  • гроб Анны должен стоять на прежнем месте в церкви, закрытый и запечатанный архирейскими печатями.
  • празднование Анне и молебны ей не совершать, а служить панихиды
  • шитый покров, шитый образ Анны, а также иконы Анны с гроба и из церкви убрать до решения великого собора и в будущем иконы с изображением Анны не писать.

Решения данного собора подтвердил Великий Московский собор 1678 года под председательством патриарха Иоакима, в котором участвовало 5 митрополитов, 6 архиепископов и множество духовных лиц.

Отмена решения собора

В 1899—1901 годы началась негласная подготовка к восстановлению церковного почитания Анны Кашинской, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес.

В 1908 году на повторную канонизацию было дано согласие Николая II. 11 апреля 1909 года Синод объявил днём памяти Анны 12 июня (25 июня н. ст. в XX и XXI в.) — годовщину перенесения мощей в 1650 году.

Примечания

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.