Моисеев, Борис Измайлович
Борис Измайлович Моисеев (13 марта 1877 — май 1950[1]) — социал-демократ, юрист, член Всероссийского учредительного собрания.
Борис Измайлович Моисеев | |
---|---|
| |
Дата рождения | 13 марта 1877 |
Место рождения | Макарьев Нижегородской губернии |
Дата смерти | 1950 |
Место смерти | Москва |
Гражданство |
Российская империя СССР |
Род деятельности | юрист, член Всероссийского учредительного собрания. |
Партия |
РСДРП (и) → РСДРП(б) |
Биография
По происхождению из дворян, отец — Измаил Аполлонович Моисеев, титулярный советник, заседатель дворянской опеки Семёновского уезда Нижегородской губернии (1897)[2], мать — Л. А. Мельникова, внучатая племянница писателя П. И. Мельникова-Печерского[3], написала нескольких очерков о тяжёлой доле крестьянок, опубликованных в Нижегородских газетах. Отец давал читать своим сыновьям Сергею и Борису произведения писателей-демократов, а однажды показал им герценовскую «Полярную звезду»[4].
После продажи имения в 1886 году семья переехала в Нижний Новгород[1]. В 1898 году Выпускник Нижегородского дворянского института, поступил на юридический факультет Московского университета, но в марте 1899 арестован был исключен и за участие в студенческих волнениях выслан на родину. С 1898 находился под полицейским надзором. В 1903 сослан в Архангельскую губернию, но в связи с болезнью жены разрешено перевести в Нижний Новгород. В 1905 году вступил в РСДРП. Служил в больничной кассе, с 1910 года стал помощником присяжного поверенного.
В частности, в декабре 1910-мае 1911 годов, как помощник присяжного поверенного, вёл дело членов нижегородского губернского комитета партии эсеров Маврина, Рябчинского, Муратова и других, обвиняемых в распространении нелегальной литературы[5].
В 1917 года мобилизован, служил прапорщиком 212-го пехотного запасного полка в Усмани. Член РСДРП (и).
1 апреля 1917 по инициативе Б. И. Моисеева прошло организационное собрание Усманского социалистического клуба. Клуб выделил для работы в «Усманской газете» Б. И. Моисеева и Б. П. Княжинского, но так как первый был занят политической работой, газета всецело легла на второго. С 30 марта Моисеев избран сначала председателем Усманского Совета солдатских депутатов, а затем солдатских и рабочих депутатов[6].
18 апреля (1 мая нов. ст.) в Усмани был торжественно отмечен революционный праздник. Толпа пела Рабочую марсельезу, похоронный марш борцам за революцию. Распорядителя митинга Б. И. Моисеева на руках, с криком «Ура!» отнесли в барак № 29 в полковом городке, где помещался полковой Совет солдатских депутатов[6].
19 мая 1917 Моисеев полемизировал на Уездном Учительском Съезде после утверждений о «засилии» Совета[6].
Летом 1917 фракция интернационалистов, в которую входили Л. Д. Троцкий, А. В. Луначарский, Д. Б. Рязанов, А. А. Иоффе, Б. И. Моисеев и другие, сыграла важную роль в усилении политических позиций большевиков[7].
23 августа 1917 Б. И. Моисеев руководил толпой радикально настроенных крестьян и дезертиров, которые арестовали Б. Л. Вяземского в его имении Лотарёво и разгромили там винный погреб и электрическую станцию. 24 августа Б. Л. Вяземский был доставлен на станцию Грязи, где его убили проезжавшие чрез станцию солдаты[8].
21 сентября (4 октября) 1917 года большевик А. К. Сафонов сообщал в Московское областное бюро РСДРП(б) из Тамбова "Прибыл член ЦИК Советов Моисеев. Ещё не выяснил его роли. Думал меньшевик, а он говорит – большевик"[9]. Сафонова волновало то, что Моисеев и другие тамбовские социал-демократы склонны к тому, чтобы выставить на выборах в Учредительное собрание общий список с эсерами-интернационалистами (то есть левыми эсерами). При решении вопроса об организации следственных комиссий в Козловском уезде Моисеев ратовал за то, чтобы следственная комиссия и коллегия обвинителей состояли из коммунистов-юристов[9].
Избран во Всероссийское учредительное собрание в Тамбовском избирательном округе по списку № 7 (большевики и интернационалисты). Участвовал в единственном заседании Учредительного собрания 5 (18) января 1918 года[10].
Избран делегатом I-ый и II-ой Всероссийские съезды Советов. На них избран членом ВЦИК 1-го и 2-го созывов. 22 декабря (4 января) 1917 года Моисеев открыл прения на заседание ЦИК Советов Р.С. и К. Депутатов по финляндскому вопросу. Он сказал, что до открытия Всероссийского Учредительного собрания "ЦИК не вправе накладывать свою резолюцию по поводу столь важного вопроса, как отделение целой страны от государства"[11]. (Правда сообщала, что его замечание встречено "шумом и смехом").
26 октября 1917 на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов Моисеев высказал, что
не следует делать правительство Керенского ширмой для прикрытия грязных поступков, какими в большинстве случаев является дезертирство. Каждый дезертировавший самым фактом оставления фронта предавал остающихся товарищей и должен быть наказан. В новом законе не может быть места тем, которые предавали своих товарищей[12]
2 декабря (там же) Б. И. Моисеев выступил с докладом при обсуждении вопроса об аресте кадетов, членов Учредительного собрания. Он рассказал о том, как пытался протестовать в Смольном. Там его сначала убеждали " («какое вам дело до кадетов»?), а затем обозвали контрреволюционером. В этот момент в зале появился Ленин, и Моисеев, указывая на него, воскликнул: «Это — власть его»[10][lower-alpha 1].
В марте 1918 году Б. И. Моисеев в качестве гласного выступил на Усманском земском собрании, обсуждался вопрос о саботаже учительским союзов распоряжений советского правительства. По мнению Моисеева следовало привлечь в комиссию по образованию тех, кто готов работать, а разговоры о саботаже и тому подобном — бессмыслица. Автор заметки Н. Андреев подчеркнул, что летом 1917 года, когда Моисеев был председателем Совета С. Р. К. д., он много сил потратил на словесную борьбу с тем самым союзом учителей, который защищал весной 1918-го. В заключение своего выступления Моисеев "напомнил собранию о зверском убийстве Шингарёва — окружил образ этого кадетского вождя ореолом мученика и борца за справедливость и народное дело, хвалил его как бывшего гласного Усманского Земства, и предложил собрать денег его оставшейся без средств семье"[13].
В 1921—1923 годах работал в Экономическом управлении Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) РСФСР[14]
Семья
- Жена — ?[10]
- Брат — Сергей Измайлович Моисеев (1879—1951), профессиональный революционер, большевик. В 1901 исключён из ИМУ за членство в студенческом исполнительном комитете и организацию сходки. 15 февраля 1902 разбрасывает листовки с галерки Нижегородского театра. В июне 1903 года сослан в Енисейскую губернию за организацию первомайской демонстрации. В начале 1905 года бежал из ссылки за границу, в Женеве работает с Лениным. В ноябре 1905 года нелегально вернулся в Россию, арестован, освобождён по амнистии. Занят революционной работой, в 1910 году снова арестован и приговорён к пожизненному поселению в Сибири. В марте 1912 года бежит из ссылки во Францию. В сентябре 1917 возвращается в Россию. Участник Октябрьского вооруженного восстания в Москве. Начальник политотдела 1-й Украинской революционной армии. В марте 1918 года военный комиссар 38-й Рогожско-Симоновского советского полка, сформированного в Москве, вместе с ним на Царицынском фронте. Летом 1919 года член Реввоенсовета 10-й армии. Заболел сыпным тифом, затем служил в 12-й армии, где под Черниговом получил ранение. Во время польской кампании военком фронтовых учреждений и затем комиссар транспорта фронта. Демобилизован в 1921 году. Управделами Коминтерна, с осени 1929 работает за границей. С 1938 года пенсионер, в годы войны директор жигулевских известковых заводов[3]. Его жена, Анна Кузьминична Моисеева-Андронова (1889—1973), член ВКП(б) с 1921 года, похоронена с мужем в колумбарии Новодевичьего кладбища (100-4-1)[15].
- Сестра — Ксения Измайловна Кейзер (урождённая Моисеева, 13 марта 1891—30 марта 1974)[3]
Адреса
- 1926 — Москва, ул. Грановского, дом 5, Квартира № 119[16].
Литература
- Протасов Л. Г. Всероссийское учредительное собрание. Энциклопедия. М., РОССПЭН, 2014. C. 253-254
- Протасов Л. Г. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОССПЭН, 2008.
- Усмань-край мой!
- Дневники Бориса Петровича Княжинского, 1917 год
Комментарии
- Ленин выступил с ответной речью, но не как председатель Совнаркома, а как делегат съезда. Он сказал, что "Советы выше всяких парламентов, всяких учредительных собраний". По его мнению "не следует превращать Учредительное собрание в идола, а звание его депутата не может защитить тех, кто покушается на интересы трудящихся". Ему возражал В. М. Чернов и В. А. Карелин, а левый эсер А. Л. Колегаев поддержал возможные репрессии против УС. Однако с небольшим перевесом голосов прошла резолюция Чернова, отвергавшая противопоставление Учредительного собрания Советам: «Учредительное собрание должно в своем законодательном творчестве претворить в жизнь чаяния масс, выраженные Советами. Ввиду этого съезд протестует против попыток отдельных групп столкнуть между собою Советы и Учредительное собрание». После этого съезд раскололся[10].
Примечания
- Протасов Л. Г. Всероссийское учредительное собрание. Энциклопедия. М., РОССПЭН, 2014. C. 253-254
- Адрес-календарь Нижегородской губернии на 1897, с 104. https://baza. vgd.ru/1/21965/all.htm%3F%26IB2XPnewvgd_%3Dg8g5rlug4slvijt5a0gpv22qe2
- com/people/Борис-Моисеев/6000000169751430842 Борис Измаилович Моисеев
- net/b/504632-sergey-izmailovich-moiseev-polk-rabochey-moskvyi/read Моисеев С. И. Полк рабочей Москвы
- Ф. 2049. Помощник присяжного поверенного Моисеев Борис Измайлович. Оп. 2175
- Дневники Бориса Петровича Княжинского, 1917 год
- Прудникова Е. Революция 1917 го в России как серия заговоров.
- Князья Вяземские на Липецкой земле
- Революция в России и Тамбовская губерния. 1917-1918 гг.
- Протасов Л. Г. Всероссийское Учредительное собрание: история рождения и гибели. М., РОССПЭН, 1997.
- "Если Финляндия останется с Россией, это приведет страну к гибели". Почему большевики поддержали стремление имперской окраины к независимости
- Второй Всероссийский съезд советов Гос. Изд-во 1928, C. 78
- Андреев Н.Из впечатлений последнего Земского Собрания. "Усманская газета" № 25 от 29.03.1918
- Личные дела сотрудников Экономического управления за 1921-1923 гг. // РГАЭ
- Кипнис С. Е. Новодевичий мемориал: Некрополь Новодевичьего кладбища / Сост. С. Е. Кипнис.. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Арт-Бизнес-Центр, 1998. — 640 с. — ISBN 5-7287-0159-0.
- Жильцы домов 1926 г. Романов пер., дом 5