Мара бар Серапион

Мара бар Серапион — сирийский писатель I—II веков, от которого дошёл единственный текст «Письмо к сыну».

Большинство исследователей датируют письмо промежутком между 73 годом н. э. и концом I века н. э.[1], что, вероятно, делает этот текст самым ранним произведением сирийской литературы[2][3]. Также текст письма Мары интересен тем, что, возможно, содержит самое раннее из нехристианских упоминаний об Иисусе Христе[1][4].

Биография

О самом Маре нет никаких сведений, кроме тех, что он приводит в письме к сыну, которого так же как и отца Мары, звали Серапион. Родным городом Мары был город Самосата (совр. Самсат, Турция), он был состоятельным, образованным и уважаемым гражданином. Из письма ясно, что он был взят в плен и изгнан из Самосаты, многие исследователи высказывали точку зрения, что это произошло после завоевания Коммагенского царства, чьей столицей была Самосата, императором Веспасианом в 72 году н. э[2]. Текст письма также свидетельствует, что его автор принадлежал к школе стоиков[5][6]. Не вызывает сомнений, что Мара бар Серапион не был ни христианином, ни иудеем, он прямо говорит о «наших богах»[4]. Развёрнутые доказательства того, что Мара был язычником, приводили такие крупные исследователи как Себастьян Брок[7] и Герд Тайсен[8].

Письмо

Текст письма представляет собой моральное поучение к сыну, отмеченное сильным влиянием стоической философии. Мара восхваляет мудрость как единственный достойный предмет стремлений человека и единственное содержание его жизни, и в связи с этим ссылается на ряд мудрецов, среди которых упоминает некоего «иудейского мудрого царя», под которым, скорее всего, имеется в виду Иисус Христос[3]:

Так что доброго стяжали афиняне, убив Сократа, возмездие за коего получили они в гладе и моровой язве? Или сыны Самоса, сжегши Пифагора? Ибо земля их в одночасье сокрыта была песком. Или иудеи, казнив Мудрого Царя своего? Ибо царство их с того времени отнялось у них… иудеи же, покинутые и прогнанные из царства своего, разсеяны по всякой стране. Сократ безсмертен через Платона; Пифагор же — через кумир Геры; а Царь Мудрый — через законы, им данные.[9]

Мара, будучи язычником, видит Иисуса не с точки зрения христианского богословия, а одним из великих мудрецов, наряду с Сократом и Пифагором, который прославился данными им законами. Однако из текста письма видно, что он знаком с христианской проповедью, в частности, с интерпретацией гибели Иерусалима в Иудейской войне, как кары за смерть Христа[3].

Примечания

  1. Van Voorst, Robert E (2000). Jesus Outside the New Testament: An Introduction to the Ancient Evidence. Eerdmans Publishing. ISBN 0-8028-4368-9
  2. «Мара бар Серапион» //Католическая энциклопедия. Т.3. Ст. 110
  3. С. С. Аверинцев. Многоценная жемчужина. Комментарии
  4. «Иисус Христос. Сообщения об И. Х. в сочинениях нехристианских писателей» //Православная энциклопедия
  5. Аверинцев С. С.. Стоическая житейская мудрость глазами образованного сирийца предхристианской эпохи.
  6. Hierocles the Stoic: Elements of Ethics, Fragments, and Excerpts by Ilaria Ramelli (Sep 10, 2009) ISBN 1589834186
  7. Sebastian Brock in The Cambridge Ancient History Volume 13 edited by Averil Cameron and Peter Garnsey (Jan 13, 1998) ISBN 0521302005
  8. Historical Jesus: A Comprehensive Guide by Gerd Theissen and Annette Merz. — 1998, May 1. — ISBN 0800631226.
  9. Цитируется по С. С. Аверинцев. Многоценная жемчужина

Ссылки

Английское издание Вильяма Кюртона, оригинальный текст и перевод:

  • Cureton W. Spicilegium Syriacum: containing remains of Bardesan, Meliton, Ambrose and Mara Bar Serapion. — London: F. and J. Rivington, 1855. — 196 с.

Русские издания и прочая литература:

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.