Мадемуазель Жорж

Маргарита Жозефина Вейме́р (фр. Marguerite-Joséphine Weimer), известная как мадемуазель Жорж (m-lle George, а также m-me George — псевдоним по имени отца) и Жоржина (23 февраля 1787 — 11 января 1867) — французская трагическая актриса, любовница Наполеона и, по слухам, Александра I, гастролировала в России в 1808—1812 годах.

мадемуазель Жорж
m-lle George
Имя при рождении Маргарита-Жозефина Веймер (Weimer)
Дата рождения 23 февраля 1787(1787-02-23)
Место рождения
Дата смерти 11 января 1867(1867-01-11)[1] (79 лет)
Место смерти Париж
Страна
Род деятельности трагическая актриса
Отец Georges Wiemer
Мать Marie Verteuil
Дети Мария Александровна Парижская[d][2]
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Имела примечательную внешность — высокая, темноволосая, черноглазая и с прекрасным телосложением. Её несколько протяжная и певучая дикция, унаследованная от её наставницы мадемузель де Рокур, соответствовала характеру французских классических трагедий. И в новых романтических драмах мадемуазель Жорж также имела большой успех («Лукреция Борджиа» и «Мария Тюдор» В. Гюго (первая исполнительница роли королевы Марии Тюдор), и другие).

Дочь капельмейстера из Амьена. На сцену вышла в 12 лет; сначала играла небольшие роли («Два охотника и молочница», «Поль и Виргиния», «Клятва Париса», «Два малыша-савояра»), в 14 лет стала полноценной актрисой, выступала в Амьене. В 1801 году парижская актриса Рокур проезжала провинциальный город, обратила на неё внимание и предложила переехать в столицу.

28 ноября 1802 года дебютировала на сцене «Комеди Франсэз» в роли Клитемнестры в пьесе Расина «Ифигения в Авлиде», и сразу была высоко оценена. За этим последовали роли Эмили в «Цинне», Гермионы в «Андромахе» и Федры в одноименной пьесе. Активно соперничала с другой знаменитой актрисой «Комеди Франсэз» — Мадемуазель Дюшенуа.

В Париже её любовником стал Люсьен Бонапарт (подарил ей нессесер и 100 луидоров золотом), но он быстро был выслан братом из Парижа. Затем она вступила в связь с польским князем Сапегой, а позже с самим Наполеоном. Впрочем, этот роман длился недолго, а в своих воспоминаниях он написал: «Я порвал с ней, когда узнал, о чём она болтает».

Как уверяла она сама, герцог Веллингтон ухаживал за ней[3].

Во время романа с Бонапартом Жоржина имела возлюбленным некого террориста по имени Жан-Батист Костер, который участвовал в организации взрыва «адской машины» на улице Сан-Нике, когда погибли 40 человек.

В России

9 сентября 1807 года, сославшись на разговор с российским императором, личный представитель Наполеона генерал Савари передал в Париж, что приезд в российскую столицу нескольких французских актёров доставил бы Александру I «величайшее удовольствие»[4].

Франсуа Жерар. Портрет мадемуазель Жорж

В 1808 году мадемуазель Жорж внезапно нарушает контракт с «Комеди Франсэз» (что грозит ей огромной неустойкой) и отбывает с графом А. Х. Бенкендорфом (к этому моменту ставшим её любовником) в Петербург (по другим указаниям, он остался в Париже).

Она приехала в столицу весной, вскоре после заключения Тильзитского мира. Её приезд стал сенсационным событием, вызвавшим «всеобщее удивление». В обществе против неё существовало предубеждение, в ней видели соблазнительную шпионку Наполеона.

Вместе с ней в 1808 году покинули Францию и отправились в Санкт-Петербург ещё несколько французских артистов, сред них — выдающийся танцор Л. Дюпор, сразу принятый в петербургскую балетную труппу.

Её первое выступление в Павловске 24 июня 1808 года, прошедшее с большим успехом, вызвало у фаворитки Александра Марии Нарышкиной серьёзное беспокойство, как отметил французский посол Арман Луи де Коленкур. С мадемуазель Жорж сразу был заключён контракт. Император принял её, подарил ей бриллиантовые застёжки и пригласил на бал в Петергоф. А. Х. Бенкендорф больше не скрывал своей связи с ней[5]:

Мы вместе жили и вместе принимали, как если бы мы были мужем и женой. Вначале в свете отвергали это, как нечто неприличное, но, в конце концов, это стало обычным делом.

Летом 1809 года она поселилась на Каменном острове, вблизи летней резиденции царя, но, как пишет Коленкур, «напрасно устроилась»[4]. Хотя, возможно, император ненадолго воспользовался её благосклонностью, но в серьёзные отношения это не вылилось. В своих мемуарах Бенкендорф писал, что к 1810 году мадемуазель Жорж оставила его из-за нового любовника, который «был настолько ревнив, что я не мог ни повидать её, ни поговорить с нею».

Что касается театральной работы, то она дебютировала на санкт-петербургской сцене в «Федре» Расина; затем дважды (в 1809 и 1812) посетила Москву.

Её сестра Жорж-младшая — танцовщица, научилась плясать по-русски и имела в Санкт-Петербурге и Москве большой успех в дивертисментах и балетах[6].

Когда мадемуазель Жорж, требуя новых денежных субсидий, стала угрожать отъездом в Париж, гофмейстер Александра I Н. А. Толстой категорически ей ответил, что она правильно сделает, если уедет, и ей сразу дадут паспорт. В этот период происходит охлаждение между Александром и Наполеоном[7].

Последующая карьера

В январе 1813 года Жорж уехала из Петербурга в Швецию, потом выступала в Германии и, наконец, оказалась на родине. Жорж продолжала выступать в Комеди Франсэз, даже после Реставрации Бурбонов. Несколько лет актриса провела за границей, в 1821 году поступила в театр «Одеон», потом стала любовницей его руководителя, Шарля-Жана Ареля, и оставаясь с ним до самой его смерти в 1846 году. Когда Арель согласился руководить театром de la Porte Saint-Martin, Жорж последовала за ним. Театр разорился, в 1840-х годах Жорж отправилась в заграничное турне, посетив в том числе и Петербург, где постаревшая актриса не пользовалась прежним успехом.

27 мая 1849 года она дала свой прощальный спектакль в Итальянском театре с участием лучших артистических сил Парижа, в том числе Полины Виардо и Рашели и покинула сцену. 17 декабря 1853 года в Комеди Франсэз в пьесе «Родогунда» она выступила ещё раз.

Погребена на кладбище Пер-Лашез, её завернули в плащ, подаренный ей императором Александром, в котором она играла в последней пьесе. Похороны были оплачены Наполеоном III.

О Жорж упоминается в «Записках» Филиппа Вигеля и Адама Глушковского, «Воспоминания о пребывании Жорж в Москве» («Литературная библиотека», 1867, № 3). Ей посвящён очерк Теофиля Готье[8].

Спекуляции

Некоторые историки утверждают, что «с помощью артистического таланта и красоты Жоржины Наполеон надеялся вывести Александра I из-под влияния его фаворитки княгини Нарышкиной». Александр Дюма также отмечает скандальные и загадочные обстоятельства, при которых она появилась в России[9]. Гертруда Кирхейзен, автор книги «Женщины вокруг Наполеона», объясняет эту поездку «русской интригой», стремлением петербургской аристократии «вырвать царя из рук прекрасной, умной и в высшей степени кокетливой княгини Нарышкиной»[4]; по другим указаниям, это было выгодней не русским дворянам, а Бонапарту.

Дети

приписывается дочь от Александра I:
  • Мария Александровна Парижская (18 марта 1814, Санкт-Петербург — 1874). Вышла замуж за Василия Жукова (1795—1882).

В искусстве

  • Упоминается в «Войне и мире» Льва Толстого:

Vicomte рассказал очень мило о том ходившем тогда анекдоте, что герцог Энгиенский тайно ездил в Париж для свидания с m-lle George, и что там он встретился с Бонапарте, пользовавшимся тоже милостями знаменитой актрисы, и что там, встретившись с герцогом, Наполеон случайно упал в тот обморок, которому он был подвержен, и находился во власти герцога, которою герцог не воспользовался, но что Бонапарте впоследствии за это-то великодушие и отмстил смертью герцогу. Рассказ был очень мил и интересен, особенно в том месте, где соперники вдруг узнают друг друга, и дамы, казалось, были в волнении.

M-lle Georges с оголенными, с ямочками, толстыми руками, в красной шали, надетой на одно плечо, вышла в оставленное для неё пустое пространство между кресел и остановилась в ненатуральной позе. Послышался восторженный шепот. M-lle Georges строго и мрачно оглянула публику и начала говорить по-французски какие-то стихи, где речь шла о её преступной любви к своему сыну. Она местами возвышала голос, местами шептала, торжественно поднимая голову, местами останавливалась и хрипела, выкатывая глаза.
Adorable, divin, delicieux!  — слышалось со всех сторон. (…) После первого монолога все общество встало и окружило m-lle Georges, выражая ей свой восторг.

  • Э.-Э.Шмитт. Пьеса «Бульвар Преступлений», одно из действующих лиц

См. также

Примечания

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.