Луций Рацилий

Лу́ций Раци́лий (лат. Lucius Racilius; казнён в августе 48 года до н. э.[1], Дальняя Испания, Римская республика) — римский политический деятель из плебейского рода Рацилиев, народный трибун 56 года до н. э. Друг Марка Туллия Цицерона.

Луций Рацилий
лат. Lucius Racilius
народный трибун Римской республики
56 год до н. э.

Рождение 90-е до н. э.
Смерть нач. августа 48 до н. э.,
Дальняя Испания, Римская республика
Род Рацилии
Отец Луций Рацилий (предположительно)

Биография

Принадлежал к малоизвестному плебейскому роду, возможно, сицилийского происхождения. Его имя впервые встречается у Марка Туллия Цицерона в связи с наместничеством Гая Верреса: оратор в числе прочих кредиторов «сицилийского грабителя» называет и Рацилия, добавляя при этом, когда последний предъявил Верресу иск с требованием возврата денежных средств, тот на основании собственного эдикта приказал заключить Луция в тюрьму[2]. Впрочем, исходя из датировки трибуната Рацилия, можно предположить, что кредитором Верреса был не Луций, а его отец, носивший то же имя. В 57 году до н. э. Рацилий, вместе с остальными приверженцами республиканского строя в сенате, прикладывал серьёзные усилия, чтобы добиться возвращения Цицерона из изгнания[3]. В 56 году он в качестве народного трибуна[4] поддержал Цицерона в его противостоянии политику-демагогу Публию Клодию Пульхру и, предположительно, интерцедировал прошение проконсула Сирии Авла Габиния о благодарственных молениях в его честь по случаю успешных действий в Иудее — против Аристобула и его сына Александра[5][6]. В этом же году (вероятно, ещё в марте) Рацилий выступил посредником в сделке Милона и Порция относительно приобретения первым гладиаторов-бестиариев, принадлежащих Катону и которых тот из-за сложного материального положения не мог содержать[7].

Участвовал с экс-коллегой по трибунату, Гнеем Планцием, в выборах плебейских эдилов на 54 год, но, в отличие от него, проиграл[8][9]. Начавшуюся гражданскую войну Рацилий, по-видимому, встретил в Испании, поддержав помпеянцев. После безуспешных попыток последних остановить продвижение армии Цезаря вглубь провинции и последующей капитуляции Афрания и Петрея Луций остался в Испании. Там он стал участником заговора, организованного с целью убийства пропретора Квинта Кассия Лонгина, ставленника диктатора, которого в провинции открыто ненавидели за введение новых налогов для щедрых денежных раздач своему войску[10]. После неудавшегося покушения (заговорщики нанесли Лонгину несколько ран кинжалами) мятежники были схвачены и тотчас казнены; среди них оказались Луций Латеран[11] и Рацилий[12][13].

Примечания

  1. Псевдо-Цезарь. Записки об Александрийской войне, 56.
  2. Марк Туллий Цицерон. Против Верреса, II, 31
  3. Brennan T. The Praetorship in The Roman Republic. — New York & Oxford: Oxford University Press, 2000. — Vol. II: 122 to 49 BC. — P. 458
  4. Broughton T. R. S. The Magistrates of the Roman Republic. — Vol. II. — N. Y.: American Philological Association, 1952. — P. 209.
  5. Цицерон. К брату, II 1 (2—3); II 6 (8)
  6. Цицерон. К близким, I, 7 (2)
  7. Цицерон. К брату, CV [II, 4a], 3
  8. Цицерон. В защиту Планция, 77
  9. Боббио Схолиаст. Речь Цицерона в защиту Гнея Планция, С. 268 (изд-во Орелли)
  10. Псевдо-Цезарь. Записки об Александрийской войне, 48—50
  11. Псевдо-Цезарь. Записки об Александрийской войне, 53—55
  12. Broughton T. R. S. The Magistrates of the Roman Republic. — Vol. II. — N. Y.: American Philological Association, 1952. — P. 276.
  13. Записки об Александрийской войне, 52, 55

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.