Лонгинов, Виталий Витальевич
Вита́лий Вита́льевич Ло́нгинов (19 (31) января 1886, с. Глубокое, Тверская губерния — 7 ноября 1937, Москва) — российский химик, доктор химических наук 1922, профессор. Отец океанолога Владимира Лонгинова.
Виталий Витальевич Лонгинов | |
---|---|
Дата рождения | 19 (31) января 1886 |
Место рождения | с. Глубокое, Вышневолоцкий уезд, Тверская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 7 ноября 1937 (51 год) |
Место смерти | Москва, СССР |
Страна | |
Научная сфера | органическая химия |
Место работы | Институт тонких химических реактивов |
Альма-матер | |
Учёная степень | доктор химических наук |
Учёное звание | профессор |
Известен как | основатель и первый директор Института тонких химических реактивов, (сейчас ФГУП ИРЕА) |
Биография
Родился в Тверской губернии, в Вышневолоцком уезде, в селе Глубокое, в родовом имении Лонгиновых «Горка». Его отец — бывший офицер-кавалерист, действительный статский советник, мировой судья, коннозаводчик Виталий Васильевич Лонгинов; мать — Марианна Захаровна Лонгинова (урожденная Марианна Маклотлин, дочь английского коммерсанта Ричарда Маклотлина, в английской транскрипции Richard Watson McLothlin). Виталий после окончания Смоленской гимназии поступил в Московский университет, но в 1906 году, в знак протеста против увольнения демократической профессуры во время Первой русской революции, ушёл из университета и продолжал обучение в Швейцарии, в [[Лозаннский университет|Лозаннском университете] (Швейцария), до 1908 года.
Там во время учебы познакомился со студенткой Аделиной Дальберг из Польши, ставшей его невестой, и при венчании принявшей имя Ада Игнатьевна Лонгинова. Осенью 1908 чета Лонгиновых возвращается в Россию, в Москву, где через год у них родился сын, Владимир (будущий известный советский океанолог Владимир Витальевич Лонгинов).
По возвращении в Россию продолжил обучение, сначала как студент (1909—1911), а затем — в аспирантуре под руководством академика Николая Зелинского.В 1912 защитил диссертацию по теме «К вопросу о строении фенола» и оставлен для работы при кафедре аналитической и органической химии Московского университета, где работал вплоть до 1932. Здесь же в 1922 г. защитил докторскую диссертацию. В конце 1918 г. добился организации и стал первым директором Института чистых химических реактивов (ныне — ФГУП ИРЕА).
Разносторонне одаренный от природы, он был известен в среде студентов как талантливый эссеист, скрипач, прекрасный рисовальщик и фотограф, не раз получавший награды от Московского союза фотографов.
В 1920—1930 годах неоднократно выезжал в командировки в страны Европы (Германия, Франция, Швейцария) и в США для заключения контрактов на поставки оборудования. В 1936 за крупный вклад в дело стандартизации проведения химических исследований и получение особо чистых эталонных веществ принят в члены Международного бюро мер и весов.
В 1937 г. в возрасте 51 года скоропостижно скончался от рака легких. Завещал кремировать себя. Его прах захоронен на Новом Донском кладбище.
Научная и организационная деятельность
Потребности снабжения русской армии во время Первой мировой войны выявили катастрофическое положение в Российской империи с химическим оборудованием и химическими реактивами. Традиционные пути поставок из Германии, признанного лидера в области химической промышленности начала XX века, ввиду войны с ней были невозможны. А военная промышленность требовала все большего количества взрывчатых веществ, боеприпасов. После химической атаки под Ипром в 1915 г. резко возросла угроза применения на Восточном фронте химического оружия. Учитель Виталия Витальевича Зелинский Н. Д. спешно разрабатывает первый в мире противогаз. Но без снабжения промышленности реактивами любое химическое производство становилось невозможным. По инициативе Военно-химического комитета при Русском физико-химическом обществе разрешение на создание «Института чистых реактивов», задачей которого ставилась «забота о насаждении в России собственного реактивного производства», 1 января 1917 года (по новому стилю) было подписано императором Николаем II. Однако события Февральской революции помешали осуществить это прогрессивное для того времени решение. К идее вернулись после прихода к власти большевиков. 25 декабря 1918 г. подписан декрет об учреждении института. С того момента и до конца своих дней институт возглавлял В. В. Лонгинов.[1].
Как член Московской комиссии по улучшению быта учёных делал всё возможное, чтобы облегчить жизнь ученых в трудные голодные годы гражданской войны и разрухи. Многие замечательные ученые-исследователи ощутили в эти годы его деликатную помощь.
В середине 1920-х гг. наука перемещалась ближе к производству. Создаются Харьковский и Донецкий филиалы ИРЕА. Создана Межведомственная реактивная комиссия. Вместе с ИРЕА она разрабатывала программы для отдельных заводов.[2] Потребности в химически чистых реагентах продолжали расти. Появилось много новых вузов, научных институтов, выросла обширная сеть заводских и других лабораторий. Учитывая интересы химической и других отраслей промышленности, а также интересы обороны страны, ИРЕА организовал производство химически чистых реагентов на ряде фармацевтических заводов[3]. Деятельность ИРЕА экономила стране значительные средства. Как только разрабатывался способ приготовления того или другого импортного реактива, его ввоз из-за границы сразу же прекращался[4] .
Вот одно из сохранившихся его высказываний тех лет:
«Перестройка работы институтов не сможет быть доведена до конца, если не будут приняты самые решительные меры для улучшения снабжения их оборудованием и реактивами».
— (Газета "Техника", 1933, М.)
Примечательно и название статьи в газете, которой они были предпосланы: «Там, где анализы ведут в чайных стаканах, не может быть высокой технической культуры»… Виталий Витальевич прекрасно понимал, что без надежного снабжения реактивами развитие химической науки в стране абсолютно невозможно[5].
Несмотря на огромную организационную нагрузку директора института, оставался действующим химиком-исследователем всю жизнь. Изучал восстановление сложных эфиров натрием в спиртовой среде, предложил методы синтеза этиленовых и диеновых углеводородов, спиртов, сложных эфиров, терпенов, гетероциклических соединений[6]. Это позволило в сжатые сроки организовать в стране масштабное производство бензина, красителей, медикаментов.
Под его руководством в ИРЕА работала целая плеяда замечательных химиков: Е. С. Пржевальский (профессор МГУ, зав. лабораторией в ИРЕА), П. П. Борисов, И. В. Куликов, Н. И. Гаврилов и др. Самые тесные научные связи В. В. Лонгинов поддерживал всю жизнь со своим учителем академиком Зелинским Н. Д..
Примечания
- http://www.irea.org.ru/ История создания института ФГУП ИРЕА на сайте института
- «Торгово-Промышленная газета» № 255/56(1690/91),6-7 ноября 1927, М. «Институт чистых химических реактивов». В.Лонгинов.
- «Вестник российской академии наук», 1997, том 67, № 8, с. 725—740, «Москва — крупнейший центр химической науки России». Ю. И. Соловьев
- Труды Института чистых химических реактивов. 1935. Вып. 14. С. 3-41. «Пятнадцать лет работы Института реактивов и развитие реактивного дела в СССР», Лонгинов В. В.
- Химия и жизнь, 1989, N05. «Первые директора» М. М. Тепляков, М. Ф. Романцев
- «Успехи химии», Лонгинов В. В., (Некролог), Б. П. Ершов, A. В. Раковский, М. С. Рождественский, том VI, 1937, вып.12, стр. 1734