Либеральная протестантская теология

Либеральной называют теологию, которая возникла и пользовалась большой популярностью в конце XIX — начале XX вв. и была основана на работах немецкого философа и теолога Фридриха Шлейермахера[1]. В момент своего зарождения либеральная теология стремилась изменить христианство, сделать его более современным, соответствующим уровню науки[2] и способным стать инструментом для решения «земных» моральных и политических вопросов. Особое внимание при этом уделялось доказательствам разумности и общественной полезности учения Христа, а также вере в то, что люди способны преодолеть свою греховность своими же силами[3].

Видя своей задачей рационализацию обоснований христианского вероучения, либеральная теология как богословское направление в итоге фактически отказалась от исторической христианской догматики[4].

С течением времени те или иные призывы к либерализации стали раздаваться и за пределами круга протестантских богословов. На сегодня понятие «либеральная теология» перестало быть синонимом понятию «протестантская теология». В настоящее время явление либерализации может выявляться, изучаться, подтверждаться либо опровергаться, теоретически, применительно к любой конфессии.

В узком смысле, применительно к внутриконфессиональной самооценке собственной истории, протестантские богословы применяют термин «либеральная теология» для обозначения одного из исторических этапов развития протестантской теологии.

История

На протяжении истории христианства перемены в общественной жизни обязывали христианских апологетов давать актуальные и основанные на библейском тексте ответы на современные вопросы со стороны секулярного мира, сохраняя консервативным собственное богословие. Эта позиция оставалась неизменной до конца XVIII — начала XIX вв., когда возникло явление теологического модернизма, рассматриваемого большинством исследователей примером распространяющейся секуляризации и приспособительной деятельности христианской церкви. В христианском богословии происходит отчетливый поворот от старых религиозных концепций к новым, в которых ключевое значение стала играть этика. Христианство перестает рассматриваться в качестве религиозного учения и начинает считаться нравственно-этическим[5].

Подобные изменения возникли в среде немецких лютеран, некоторые из которых предложили пересмотреть традиционные христианские богословские взгляды и предпочли рассматривать Библию в качестве искажённого повествования о естественных исторических событиях, а христианское богословие — как обычную придуманную людьми теорию. Библейское понимание Бога при этом заменялось идеей Творца, не вмешивающегося в дела мира[6].

Наиболее значимым для формирования либеральной теологии были труды немецкого философа и богослова Ф. Шлейермахера. Помимо этого, значительное влияние оказали Фердинанд Баур и Тюбингенская школа. Наибольшая популярность данного течения приходится на конец XIX века — начало XX века[1].

Либеральная протестантская теология бросила вызов протестантской ортодоксии, но, в свою очередь, была подвергнута критике новыми направлениями богословия, которые сменили её в качестве «современного» направления богословской мысли в историческом протестантизме.

После Первой Мировой войны и последовавшего за ней кризиса представлений о возможности социального прогресса популярность либеральной теологии значительно снизилась, ей на смену пришла диалектическая теология[7].

С учетом либерального направления, исследователи выделяют следующие основные исторические этапы в развитии протестантской теологии[8]:

  1. ортодоксальная теология XVI века (М. Лютер, Ж. Кальвин);
  2. неопротестантская, или либеральная теология XVIII—XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак);
  3. «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после I мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман);
  4. радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхёффер и др.).

Основные положения богословия

Характерные черты богословия либерального протестантизма[5]:

1) Позиция антропоцентризма, в рамках которой первоочередными называются и рассматриваются проблемы человека и его мира, и лишь потом — воля Бога. Данный подход полностью противоположен ортодоксальному протестантизму Лютера и Кальвина, для которых человек обсуждается исключительно в контексте своего отношения к Богу, находясь при этом в зависимом от Бога состоянии. 2) Заявленные в качестве базовых положений христианства исторический оптимизм и уверенность в способности человека изменить в лучшую сторону самого себя и человеческие взаимоотношения, что противоречило богословскому мировоззрению Лютера и Кальвина, которые сохраняли пессимизм и фатализм в своих взглядах на человеческую природу и мир в целом. 3) Попытка сближения теологии и светской науки с признанием за последней важной роли в процессе развития общества.

Основные тезисы либеральной теологии[9]:

  1. Богопознание невозможно. Приблизиться к «высшей реальности» можно лишь на уровне человеческих эмоций и путём следования нравственным доктринам.
  2. Возникновение христианства аналогично возникновению прочих религий и вызвано обычными историческими и социальными процессами.
  3. Бог не открывал себя людям.
  4. Иисус был идеалом нравственного человека, который, тем не менее, не закладывал вероучительных доктрин.
  5. Современное богословие должно изучать историю возникновения христианства, не принимая к рассмотрению категории сверхъестественного.

Либеральные теологи отвергли классическое христианское учение о триединстве, идею воплощения Бога, божественность Иисуса Христа, непорочное зачатие, смерть Иисуса на кресте во искупление человеческих грехов, его телесное воскресение, реальность чуда Пятидесятницы и других чудес, а также учение о сотворении Богом мира и человека, грехопадении и первородном грехе, создав образ «либерального» исторического Иисуса[10].

Идеи либеральной протестантской теологии способствовали отказу от личности Иисуса Христа как реального человека[11][12], что способствовало формированию взглядов части немецких христиан на Иисуса как на арийца[9], одобрению нацистских расовых законов, «нового немецкого порядка» и сотрудничеству с Гитлером[13].

Либеральный протестантизм не смог стать позитивной культурной силой в обществе[14]. С точки зрения некоторых бывших представителей самого либерального богословия (Карл Барт)[15], либеральная теология — это новая форма идолопоклонства[9], и в действительности «Слово Божье воспринимается во всей глубине только верой, которая пробуждается в человеке Богом»[15].

Низведение религии и богословия к позициям антропоцентризма в сочетании со склонностью рассматривать законы сверхъестественного лишь в качестве законов этики, а религию — проявлением человеческой природы, позволяет рассматривать либеральное учение не религиозным, но социально-философским, а его представителей, с точки зрения К. Барта, «прежде всего философами и лишь затем — теологами»[5].

К числу достижений данного направления протестантизма относят развитие методов библейской критики, в частности текстуальной, литературной и исторической. Кроме того, либеральная теология, прежде всего — через учение социального евангелия, настаивала на необходимости практической заботы христиан о сохранении социальной справедливости. Развитое адептами либеральной теологии учение социального евангелия повлияло на утверждение идеалов справедливого общества в современных церквях. [16]

Наиболее видные представители

Примечания

  1. Либеральная теология | Понятия и категории
  2. Фролов, 1991, с. 220—221.
  3. Дробницкий, Кон, 1970.
  4. Несмиянова, Семанов, 2006, Либеральная протестантская теология <...> была отмечена стремлением перенести центр тяжести христианского учения со сверхъестественных на этические и социальные аспекты, что означало отказ от исторической христианской догматики.
  5. Жук Ю. В. «Социально-этическая направленность либеральной теологии и её влияние на развитие протестантской теологической мысли XX века» // «Наука. Релігія. Суспільство» № 2’2009
  6. Никонов, 1994.
  7. Хегглунд Б. История теологии / Перевод со шведского — В. Володин. — СПб.: «Светоч», 2001. ISBN 5-7443-0058-9. — гл. 34. Теология начала XX века. Современные направления и идеи с. 341
  8. Мозговой Л. И. Религиоведение, учебник.
  9. Мень2, 2002.
  10. Никонов, 1994, с. 212—222.
  11. Никонов, 1994, Историческое существование Иисуса, с точки зрения Штрауса, предстает в Новом Завете настолько закрытым мифами, что может рассматриваться как несущественное для христианства. Это способствовало тому, что сторонники другого, также базирующегося на младогегельянстве направления исследования Библии объявили мифом само историческое существование Иисуса (Б. Бауэр, мифологическая школа)., с. 214.
  12. Мень2, 2002, Либерально-протестантская школа экзегезы открыла путь для развития «мифологической теории», которая отказалась от реального Христа даже как Человека.
  13. Мень2, 2002, «Немецкие христиане» во главе с пастором Л. Мюллером, личным другом Гитлера, одобрили расовые законы и весь нацистский «новый порядок».
  14. Мень2, 2002, Либеральный протестантизм хотел стать позитивной культурной силой в обществе, а в результате оказался на поводу у сил разрушительных. Он был преисполнен веры в науку, прогресс, гуманность, а в итоге стал невольным соучастником кризиса общества и кризиса самого протестантизма.
  15. Мень1, 2002.
  16. Либеральная теология. Независимый исследователь. Дата обращения: 7 сентября 2021.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.