Леонора Альварес де Толедо
Леоно́ра А́льварес де Толе́до и Колонна́ (итал. Leonora Álvarez de Toledo y Colonna; исп. Leonor Álvarez de Toledo y Colonna; март 1553, Флоренция, Флорентийское герцогство — 11 июля 1576, Флоренция, великое герцогство Тосканское) — испанская и итальянская аристократка из рода Альварес де Толедо; дочь Гарсии Альвареса де Толедо, герцога Феррандина, вице-короля Сицилии и вице-короля Каталонии; в замужестве — принцесса Тосканская.
Леонора Альварес де Толедо | |
---|---|
итал. Leonora Álvarez de Toledo | |
| |
апрель 1571 — 11 июля 1576 | |
|
|
Рождение |
1553 Флоренция, Флорентийское герцогство |
Смерть |
11 июля 1576 Флоренция, великое герцогство Тосканское |
Место погребения | Базилика Сан-Лоренцо, Флоренция |
Род | Альварес де Толедо → Медичи |
Отец | Гарсия Альварес де Толедо |
Мать | Виттория Колонна |
Супруг | Пьетро Медичи |
Дети | Козимо Медичи |
Отношение к религии | католицизм |
Медиафайлы на Викискладе |
В семье девочка получила прозвище Диано́ра (итал. Dianora) для отличия от её тётки Элеоноры Толедской[1].
Происхождение и ранние годы
Леонора родилась в марте 1553 года в семье Гарсии Альварес де Толедо и Осорио, маркиза Вилльяфранка-дель-Бьерсского и герцога Фернандинского, и Виттории д’Асканио Колонна; была третьей дочерью и четвёртым ребёнком пары. Мать девочки по отцу была племянницей известной поэтессы Виттории Колонна. Гарсия Альварес был сыном испанского вице-короля Неаполя Педро Альвареса де Толедо; сам же Гарсия Альварес был вице-королём Каталонии (1558—1564) и вице-королём Сицилии (1564—1566) от имени короля Филиппа II Испанского, а также участвовал в битве при Лепанто в 1571 году в качестве командующего испанской армией. Семейство Альварес де Толедо принадлежало к испанским грандам; представители династии часто становились вице-королями на испанских территориях и во владениях Габсбургов. Семейство так же называли «богатейшими бенефициями христианского мира»[2]. В 1539 году дочь Педро, Элеонора, вышла замуж за герцога Флорентийского Козимо I Медичи; этот брак был призван легитимизировать герцогский титул Медичи, полученный от Габсбургов только в 1532 году.
На момент рождения Леоноры её родители находились при флорентийском дворе, поскольку Гарсия Альварес был назначен управляющим замками региона Вальдикьяна. Мать Леоноры умерла через несколько месяцев после рождения дочери и девочка была передана заботам сестры отца Элеоноры Толедской. Элеонора и её супруг воспитывали племянницу вместе со своими одиннадцатью детьми в большой любви во дворце Медичи, где Леонора провела всю жизнь; девочку готовили к жизни при дворе в традициях испанского куртуазного поощрения[3].
Рыжеволосая Леонора, обладавшая природным обаянием, была популярна в семействе Медичи. В возрасте пяти лет, она, по сообщениям современников, стала утешением для второй дочери Козимо и Элеоноры, Лукреции, с которой Леонора стала неразлучна, когда Лукреция находилась вдали от мужа Альфонсо[1]. Лукреция умерла от туберкулёза в 1561 году, оставив Изабеллу единственной дочерью Козимо I; в этот период герцог особенно сблизился с Леонорой и стал воспринимать её как свою дочь. Он был очарован её живостью и физической выносливостью (Леонора была в восторге от верховой езды и умело обращалась с оружием), хотя иногда герцог мягко напоминал ей вести себя более благопристойно[3].
Через год, после смерти Лукреции, умерла и Элеонора Толедская; место матери при флорентийском дворе заняла Изабелла, она же взяла на воспитание Леонору[4], с которой оставалась близка всю свою жизнь.
Жизнь в браке
Благодаря тесным родственным и политическим связям семейств Медичи и Толедо, было решено выдать Леонору замуж за сына Козимо, Пьетро, с которым она выросла и который был её ровесником. Обручение состоялось в 1568 году, когда Леоноре было 15 лет; было получено разрешение короля Филиппа II, поскольку Леонора была грандессой Испании. Гарсия Альварес де Толедо даровал дочери приданое в размере 40 000 золотых дукатов[5]. Свадьба состоялась в палаццо Веккьо в апреле 1571 года. Историки считают, что Пьетро к этому союзу принудил отец[5] и сам принц отказывался консуммировать брак вплоть до апреля 1572 года, хотя имел в этот период связи с другими женщинами[6]. 10 февраля 1573 года Леонора родила своего единственного ребёнка — сына Козимо, прозванного в семье Козимино. С рождения и до своей смерти, произошедшей три года спустя, мальчик являлся единственным наследником мужского пола в своём поколении в доме Медичи[7], поскольку следующий мальчик, сын Франческо Медичи и Иоанны Австрийской, родился только в 1577 году.
Брак с Пьетро для Леоноры оказался неоднозначным: с одной стороны, она укрепила связи с одним из богатейших семейств Европы, что позволило ей оставаться при дворе, где женщины имели бо́льшую свободу; с другой стороны, Пьетро с самого детства отличался вспыльчивым темпераментом, который вызывал беспокойство у его родителей[5][8]. В результате брак оказался неудачным как в физическом, так и в эмоциональном плане. Брак Леоноры оказался похож на политический брак её подруги и наставницы Изабеллы, которая, несмотря на рождение двоих детей, предпочитала жить вдали от мужа и поддерживать отца во Флоренции[9]. Неудавшаяся семейная жизнь ещё больше сблизила Леонору и Изабеллу. Леонора, как и её подруга, стала спонсировать благотворительные организации и покровительствовать деятелям искусства[10]. Кроме того, покинутая мужем, Леонора завела любовника. По мнению Козимо I, такое поведение было терпимо, покуда поддерживалось благоразумие, а браки приносили свои политические плоды.
После смерти Козимо I титул великого герцога унаследовал его старший сын Франческо I, который имел интересы и мировоззрения не такие, какие были у отца. Франческо оказался менее общительным и терпимым, нежели Козимо[11]. Он не любил присутствовать при дворе, не любил искусство, предпочитая ему науку: он часто запирался в своей лаборатории, где проводил эксперименты с ядами, алхимией и фарфором[12]. И хотя сам Франческо имел любовницу, он отказывался снисходительно смотреть на поведение женщин в семействе Медичи. Кроме того, поведение Леоноры являлось не столько вопросом ревности её супруга, сколько вопросом чести семьи[13]. Леонора прекрасно знала об этом, однако не чувствовала опасности ни со стороны мужа, ни со стороны деверя.
Обстоятельства смерти
11 июля 1576 года Пьетро Медичи отправил с виллы Медичи ди Кафаджиоло старшему брату Франческо записку, в которой говорилось: «Вчера вечером в шесть часов несчастный случай произошёл с моей женой и она умерла. Поэтому, Ваше Высочество, будьте в мире и напишите мне, что я должен делать и должен ли я вернуться или нет»[14][15]. На следующий день Франческо написал своему брату Фердинанду в Рим: «Вчера вечером, около пяти часов, по-настоящему страшное происшествие случилось с донной Леонорой. Она была найдена в постели, задохнувшаяся, и у дона Пьетро и остальных не было времени, чтобы оживить её»[16].
На самом деле, смерть двадцатитрёхлетней Леоноры не была случайной: Пьетро хладнокровно убил её при попустительстве Франческо[17]. Шесть дней спустя умерла её подруга Изабелла; случившееся с Леонорой дало основания полагать, что Изабелла также была убита собственным мужем[18]. 29 июля посол герцогства Феррара писал Альфонсо II д’Эсте о смерти обеих женщин[14]:
Сообщаю Вашему Превосходительству об объявлении о смерти госпожи Изабеллы; о котором я услышал, как только прибыл в Болонью, [и которое] вызвало резкое недовольство как и смерть донны Леоноры; обе дамы были задушены, одна на Кафаджиоло и другая в Черрето. Госпожа Леонора была задушена в ночь на вторник; протанцевав до двух часов и пройдя к кровати, она была удавлена сеньором Пьетро, накинувшим [собачий] ошейник на её горло, и после большой борьбы, в которой [она] пыталась спасти себя, наконец, выдохлась. И тот же самый сеньор Пьетро имеет признак [убийства] — два пальца на его руке, укушенные дамой. И если бы он не позвал на помощь двух бедолаг из Романьи, которые утверждают, что были вызваны туда именно для этой цели, он бы, возможно, оказался в худшем положении. Бедная донна, насколько мы можем понять, оказала очень сильное сопротивление, которое заметно по разворошенной кровати и по голосам, которые были слышны по всему дому. Как только она умерла, её тело поместили в гроб, заранее приготовленный, и было доставлено во Флоренцию приблизительно в шесть часов утра, под руководством тех, кто был на вилле, и в сопровождении восьми белых свечей, которые поддерживали шестеро братьев и четыре священника; она была похоронена так, как если бы была простолюдинкой.
Мемуарист Агостино Лапини писал, что все знали, что Леонора была убита. «Она была… красива, грациозна, благородна, очаровательна, приветлива, — писал он, — и прежде всего имела… глаза… которые сияли как две звезды во всей своей красе»[5]. Бастиано Ардити писал, что она была «доставлена в гробу в Сан-Лоренцо без каких-либо церемоний»[16].
Первоначально Франческо I официально сообщил, что Леонора умерла от сердечного приступа. Испанцы к тому моменту уже знали правду и были возмущены, что с высокопоставленной подданной испанской короны так обошлись. Под давлением Франческо в конце концов признал правду. Он написал королю Филиппу II, от которого зависел титул герцога: «Хотя в письме я сообщил вам о несчастном случае с донной Леонорой, я должен тем не менее сказать Его католическому Величеству, что брат наш Пьетро сам отнял у неё жизнь, поскольку она совершила измену через поведение, недостойное благородной дамы… Мы хотим, чтобы Его величество знал правду… и в скором времени он отправит документы… из которых станет понятно, по каким причинам Пьетро действовал»[19].
Документы, которые Франческо имел в виду, касались поведение любовника Леоноры — Бернардино Антинори, который раньше часто появлялась на публике в её карете. Франческо заключил Антинори, героя битвы при Лепанто, награждённого престижным орденом Святого Стефана[20], на Эльбе в июне 1576 года; ранее Франческо уже ненадолго арестовывал Антинори за драку. В своих любовных письмах и стихах Антинори превозносил красоту и прелесть Леоноры; эти стихи и письма были обнаружены в ножке стула в покоях Леоноры[21]. Антинори был задушен в своей камере за два дня до того, как Леонору постигла та же участь[14]. В убийстве Антинори и Леоноры был и политический аспект: Антинори и другой близкий к Леоноре член двора, Пьерино Ридольфи — у Ридольфи признание было вырвано под пытками — были вовлечены в вендетту против Медичи, которую возглавлял Орацио Пуччи[22]. Всё это убедило Франческо, что поведение Леоноры фактически было политической изменой[23].
Утверждения Франческо означало, что Пьетро никогда не будет привлечён к суду за убийство жены, несмотря на протесты её брата Педро Альвареса де Толедо и Колонна, считавшего, что смерть Леоноры была неприемлемой[19]. Однако всего через год после убийства Пьетро был изгнан братом в Испанию, где он провёл остаток своей жизни, посещая Флоренцию только для того, чтобы выпросить денег у брата на погашение игорных долгов[24]. Пьетро умер в 1604 году.
Родословная
Предки Леоноры Альварес де Толедо | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Примечания
- Murphy, 2008, p. 191.
- Langdon, 2007, p. 6.
- Langdon, 2007, p. 175.
- Langdon, 2007, p. 147.
- Langdon, 2007, p. 176.
- Murphy, 2008, p. 279.
- Langdon, 2007, pp. 174—176.
- Murphy, 2008, pp. 191—192.
- Murphy, 2008, pp. 142—143.
- Murphy, 2008, pp. 279—280.
- Murphy, 2008, pp. 49, 92, 283—284.
- Murphy, 2008, p. 233.
- Murphy, 2008, p. 328.
- Langdon, 2007, p. 178.
- Murphy, 2008, p. 316.
- Murphy, 2008, p. 317.
- Langdon, 2007, pp. 176—178.
- Murphy, 2008, pp. 324—325.
- Langdon, 2007, p. 179.
- Langdon, 2007, p. 177.
- Murphy, 2008, p. 315.
- Murphy, 2008, pp. 292—293.
- Langdon, 2007, pp. 176—177.
- Langdon, 2007, p. 180.
Литература
- Langdon, Gabrielle. Medici Women: Portraits of Power, Love, and Betrayal in the Court of Duke Cosimo I. — Toronto: University of Toronto Press, 2007. — 372 p. — ISBN 0802095267. — ISBN 9780802095268.
- Murphy, Caroline. Isabella De' Medici: The Glorious Life and Tragic End of a Renaissance Princess. — N. Y.: Faber & Faber, 2008. — 397 p. — ISBN 057123030X. — ISBN 9780571230303.
- Pilliod, Elizabeth. Pontormo, Bronzino, Allori: A Genealogy of Florentine Art. — New Haven: Yale University Press, 2001. — 289 p. — ISBN 0300085435. — ISBN 9780300085433.
- Bramanti, Vanni. Breve vita di Leonora di Toledo, 1555—1576. — Florence: Le lettere, 2007. — 181 p. — ISBN 8860870437. — ISBN 9788860870438.