Крысиный король

Крыси́ный коро́ль — редкий феномен, когда несколько крыс или мышей, живущих в одной норе, запутываются, срастаются или слипаются хвостами и не могут разделиться. Феномен известен со средневековых времён и оброс легендами, в которых многоглавый «крысиный король» якобы правит крысами.

Крысиный король

Ранние сообщения

Иногда в местах обитания крыс находят скопления особей с завязанными узлом хвостами, часто переломанными или повреждёнными. Такие «гнёзда» и называют «Крысиный король». Выдвигались различные гипотезы о возникновении таких скоплений. Предполагается, что причиной их образования является недостаток места, из-за чего молодые крысы живут слишком близко и неизбежно запутываются хвостами. Однако против этой теории выступает обычное поведение крыс, которые, как правило, ищут самые комфортные места.

«Крысиный король» описывается в книге Альфреда Эдмунда Брема «Жизнь животных. Всеобщая история животного царства»[1]:

Крысы, живущие на воле, бывают подвержены совершенно особенной болезни: несколько их срастаются между собой хвостами и образуют так называемого крысиного короля, о котором в былые времена имели, конечно, другое понятие, чем теперь, когда его можно видеть почти в каждом музее. Прежде думали, что крысиный король в золотом венце восседает на троне из нескольких сросшихся меж собой подданных и отсюда решает судьбы всего крысиного царства! Во всяком случае верно, что иногда попадается довольно большое число крыс, плотно переплетённых хвостами, они едва могут двигаться и сострадательные крысы из жалости приносят им пищу. До сих пор ещё не знают настоящей причины такого явления. Думают, что какое-то особенное выпотение на хвостах крыс влечёт за собой их слипание, но никто не может сказать ничего положительного.

Автор[кто?] известного современного сообщения о «крысином короле» в научной литературе не наблюдал «крысиного короля» в живом состоянии и ссылается на свидетельства очевидцев. Он выдвигает гипотезу, согласно которой крысы могут склеиваться или смерзаться хвостами во время сна в общем гнезде при очень низкой температуре окружающей среды, а после пробуждения, пытаясь освободиться, образуют «крысиного короля». Есть ещё и другая гипотеза — если большой выводок маленьких крысят находится в узком пространстве (гнезде), то их неокрепшие, гибкие хвосты переплетаются при копошении и играх. При очень быстром росте у крыс хвост костенеет и выводок становится крысиным королём.[2].

Примеры реальных «крысиных королей»

Крысиный король в Маврицианском музее естествознания (Альтенбург, Германия)

Количество известных находок крысиных королей невелико. По разным источникам известно о 35—50 случаях. Исследователи полагают, что многие из этих находок на самом деле подделки, артефакты, созданные людьми, например, с помощью связывания мёртвых крыс хвостами и их мумификации.

Самый ранний документ, содержащий сведения о крысиных королях, датируется 1564 годом. После того, как в XVIII веке чёрных крыс вытеснили серые крысы, данный феномен пошёл на спад. Вместе с тем, с начала XX века было зарегистрировано несколько случаев обнаружения крысиных королей; один из последних произошёл 10 апреля 1986 года — во Франции (Вандея). В XXI веке зарегистрировано с случая и оба в Эстонии: 16 января 2005 года в Эстонии (Вырумаа) и 21 октября 2021 года (Пылвама).

Наиболее известные образцы «крысиных королей» формируются из чёрных крыс (Rattus rattus). Единственная находка, включающая «крыс Савах» (Rattus rattus brevicaudatus) произошла 23 марта 1918 года в Богоре на Яве, где был найден крысиный король из десяти молодых полевых крыс. Были найдены и аналогичные «склейки» других видов: в апреле 1929 года из Гольштейна сообщили о группе молодых лесных мышей (Apodemus sylvaticus), оттуда же докладывали о «беличьем короле», образец которого якобы хранится в Зоологическом институте Гамбургского университета. «Крысиных королей» не следует путать с сиамскими близнецами, которые возникают во многих видах. В «крысиных королях» животные растут вместе только после рождения, но разделены во время родов.

В Тюрингии, в городе Альтенбург имеется самый большой из известных науке «Крысиных королей». Мумифицированные останки «Короля», состоящего из 32 крыс, были найдены в камине на мельнице в городе Бухгайм, в 1828 году. Законсервированный спиртом крысиный король был показан в музеях Гамбурга, Гмелина, Гёттингена и Штутгарта.

«Крысиный король», обнаруженный в 1963 году нидерландским фермером P. van Nijnatten at Rucphen (из города или местечка Rucphen) и ставший известным благодаря криптозоологу M. Schneider, состоял из семи крыс. Рентгеновские снимки[3] показали образование костной мозоли при переломах их хвостов, что доказывает, что эти животные должны были прожить в таком состоянии длительный период времени. Количество взрослых животных среди «крысиных королей» тоже подтверждает эту теорию.

В 2021 году живой «крысиный король» из пяти мышей был найден и снят на видео в Ставропольском крае; животных удалось распутать и спасти[4].

В культуре

Исторически сложилось, что крысиные короли считались крайне плохим предзнаменованием, в частности, связанным с болезнями. Это естественный и разумный вывод, так как большие популяции крыс на небольшой территории обычно приносят с собой болезни и мор. С увеличением крысиной популяции возрастает вероятность вспышки заболеваний — например чёрной смерти, которая распространялась крысиными блохами.

Термин «крысиный король» часто понимался неправильно как «король крыс». Эта идея была особенно привлекательной для литературного и художественного творчества: например, в сказке Гофмана «Щелкунчик» действует злодей — семиглавый мышиный король (в постановках балета Петра Ильича Чайковского по этой сказке мышиный король редко сохраняет много голов). Другой пример — это сказка «Rattenkönig Birlibi» Эрнста Морица Арндта.

Сегодня крысиный король иногда используется как монстр в произведениях-хоррорах (например «Крысы» Джеймса Герберта), но само это словосочетание имеет определённую привлекательность и является, например, названием дебютных романов британских писателей Джеймса Клавелла «Крысиный король» (1962) и Чайна Мьевиля «Крысиный король» (1998). Фантастическую трактовку легенды о «крысином короле» и его предполагаемой власти над другими крысами и людьми можно найти в романе Терри Пратчетта «Изумительный Морис и его учёные грызуны». Одна из последних ссылок на «крысиного короля» дана в фильме Ларса фон Триера «Эпидемия», где он был предзнаменованием болезни. Эта же концепция формируется в детективном романе «Крысиный король» Майкла Дибдина. Также крысиный король появляется в романе Энни Пру «Аккордеон преступлений».

В телевизионной версии мультсериала «Черепашки Ниндзя» 1987 года одним из нескольких немутировавших возвратившихся злодеев был «Крысиный король» — грязный сумасшедший в лохмотьях, способный контролировать крыс — сначала с помощью флейты (аллюзия на легенду о гамельнском крысолове), а потом просто силой мысли.

Крысиным королём также называется гротескный мутант из «крысиной трилогии» Джеймса Герберта.

В цикле фантастических повестей Леонида Кудрявцева «Мир-цепь» Крысиный король — один из героев, обладает колдовскими способностями (благодаря которым легко путешествует между мирами), смелостью, честью и достоинством. Характеризуется скорее положительно.

В серии комиксов «Halo Jones» за авторством Алана Мура и Яна Гибсона «крысиный король» был оружием в войне — коллективом из пяти сверхразумных крыс с переплетёнными хвостами, общающимися через компьютерный терминал.

В романе Мерси Шелли «2048» «крысиный король» подобно человеку использовал ИскИн.

В рассказе А. С. Грина «Крысолов» упоминается вымышленная книга Эрта Эртруса «Кладовая крысиного короля», которая описывает свойства и характеристики поведения мифического существа (крысы Грина — оборотни, умеющие превращаться в людей).

В рассказе Аврама Дэвидсона «Связанные хвостами короли» (The Tail-Tied Kings) группа сросшихся крыс, «Батюшки и Матушки», управляет крысиной общиной, будучи при этом совершенно беспомощной и полностью зависимой от других крыс.

В игре The Last of Us Part II крысиным королём называется сверхредкий вид зараженного, появившегося в результате долгого нахождения большого количества инфицированных в очень узком пространстве. Встречается один раз за игру и не имеет никаких упоминаний о нем в игровом мире, из чего можно предположить что он единственный в своём роде.

См. также

Примечания

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.