Космическая медицина

Косми́ческая медици́на — совокупность медицинских наук, занимающиеся медицинскими, биологическими, инженерными и другими научными исследованиями, целью которых является обеспечение безопасности и оптимальных условий существования человека при пилотируемом космическом полёте или в открытом космосе[1][2].

Распределение жидкости в организме при воздействии микрогравитации

Космическая медицина охватывает следующие области:

История

СССР

Первые работы в области, близкой к космической медицине, велись сотрудниками IV сектора научно-исследовательского санитарного института РККА (предшественник НИИИАМ), которым в 1933—1935 годах руководил Владимир Владимирович Стрельцов.

А. П. Апполонов, А. А. Волохов, П. И. Егоров, И. М. Иванов, А. В. Лебединский, А. А. Сергеев разработали систему жизнеобеспечения, которая применялась на стратостатах «СССР-1» и «Осоавиахим-1». Благодаря этим работам академик Л. А. Орбели в 1934 году смог выступить на Всесоюзной конференции по изучению стратосферы с докладом под названием «План научно-исследовательской работы по вопросу о влиянии стратосферных условий на организм человека и животных», где высказывались требования, которыми должен обладать стратосферный скафандр.

Исследования В. В. Стрельцова, А. П. Апполонова, В. Г. Миролюбова, Д. И. Иванова, П. К. Исакова, В. Г. Скрыпина, М. П. Бресткина, Г. Е. Владимирова, П. И. Егорова, А. Г. Кузнецова, И. Р. Петрова и А. В. Лебединского уточнили этиопатогенетические механизмы гипоксических состояний, позволили создать режимы подачи кислорода для разных высот и помогли разработать защиту от гипоксии с помощью дополнительного кислородного обеспечения. Результаты изучения А. П. Апполонова, М. И. Вакара, Л. Г. Головкина, Н. А. Агаджаняна, В. Б. Малкина, И. Н. Чернякова влияния взрывной декомпрессии на человека и режимов давления используются в современных летательных аппаратах, чтобы обеспечить необходимый уровень безопасности экипажа. В 1940 году В. А. Спасский закончил докторскую диссертацию, исследования которой до сих пор соответствуют современными представлениями жизнедеятельности человека и медико-технических требований герметичных кабин и высотных скафандров при полётах.

В. И. Воячек, К. Л. Хилов, Г. Г. Куликовский, И. Я. Борщевский занимались медицинским обеспечением человека при скоростных полётах и изучением воздействия ускорений на вестибулярный аппарат.

П. Е. Колмыков, Г. А. Арутюнов, С. С. Холин, а также И. Я. Борщевский занимались изучением гигиены одежды пилотов, усовершенствования питания и средств защиты от неблагоприятных факторов среды.

Примерно в это же время И. К. Собенников, Г. Г. Куликовский, Е. М. Белостоцкий, К. Л. Хилов и другие разрабатывали требования к отбору и экспертизы лётчиков.

Впервые в 1946 году вопросы кратковременных перегрузок в области «голова—таз» начали исследовать сотрудники ВМА М. П. Бресткин, Г. Л. Комендантов и В. В. Левашов. Благодаря этим исследованиям, проведённым в 1949—1953 годах, научные руководители П. К. Исаков и С. А. Гозулов становятся лауреатами Государственной премии в 1953 году.

В 1949 году министр обороны СССР А. М. Василевский даёт указание по инициативе С. П. Королёва Научно-исследовательскому испытательному институту авиационной медицины (НИИИАМ) на проведение биологических и медицинских исследований. В НИИИАМ в 1951 году начинают работать над первой научно-исследовательской работой под названием «Физиолого-гигиеническое обоснование возможностей полета в особых условиях», в которой формулируют основные задачи исследований, необходимые требования к герметичным кабинам, системам жизнеобеспечения, спасения и контрольно-регистрирующей аппаратуре. В конструкторском бюро Королёва создают проекты ракет для подъёма животных в пределах 200—250 км и 500—600 км, затем начинают говорить о запуске человека в космос, разрабатывают искусственные спутники.

В 1954 году руководство института заявляет о необходимости создать специальный отдел численностью в 20 человек для исследований и разработки медицинского обеспечения полётов в верхние слои атмосферы. В 1956 году формируют такой отдел, начальником которого назначают В. И. Яздовского.

Благодаря созданию этого отдела увеличивается темп работы над исследованиями. В НИИИАМ начинают проведение двух научно-исследовательских работ: «Исследование возможности выживания и жизнедеятельности животных при длительном полете объектов „Д“ и „ОД“» и «Исследование возможности выживания и жизнедеятельности животных при полетах в герметическом отсеке изделий Р-2А и Р-5 в верхние слои атмосферы», которые направлены на создание установок для автономного существования животных до 15 суток в их кабинах, автоматических устройств для подачи еды и воды животным и на осуществление отладки аппаратуры для слежения за физиологическими функциями животного и гигиенических требований внутри кабины. В 1957—1958 годах отдел производит пуск геофизических ракет до 212 км (11 запусков) и 450—473 км (3 пуска).

Из-за короткого времени полёта (около 10 минут) невозможно было оценить полностью воздействие невесомости и космической радиации на живой организм. Поэтому 3 ноября 1957 года был осуществлён запуск второго искусственного спутника с собакой по кличке Лайка.

Сотрудники НИИИАМ В. И. Яздовский, О. Г. Газенко, А. М. Генин, А. А. Гюрджиан, А. Д. Серяпин, Е. М. Юганов, И. И. Касьян, А. Р. Котовская, И. С. Балаховский, Е. А. Петрова, Б. Г. Буйлов и другие занимались отбором животных, их тренировкой, созданием рациона, приучением к автоматической кормушке, созданием системы ассенизации и передачи информации с корабля.

Хотя проект запуска Лайки и не предполагал её возвращения на Землю, но успешное его проведение доказало на практике безопасность длительного нахождения животного в невесомости. С этого момента начинается космическая эра человечества, которая была отмечена постановлением конгресса Международной астронавтической федерации в сентябре 1967 года.

В 1958 году появляются первые открытые публикации: «Исследования жизнедеятельности животных при полетах в негерметизированной кабине ракет до высоты 100 км», «Исследования жизнедеятельности животных при полетах в герметических кабинах до высоты 212 км» и «Человек в космосе». Из-за секретности работы, сотрудников НИИИАМ А. М. Генина, О. Г. Газенко, А. Р. Котовскую, И. И. Касьяна, А. В. Покровского, А. Д. Серяпина, В. И. Яздовского, Е. М. Юганова публиковали под ложными фамилиями[3].

Кроме исследований жизнедеятельности животных в условиях верхних слоёв атмосферы, изучалось и состояние организма человека во время стратосферных полётов (в том числе рекордных) на стратостате СС — «Волга» в 1959—1962 годах. Некоторые пилоты стратостата, стали в дальнейшем космонавтами (В. Г. Лазарев).

Проводившиеся в НИИАМ исследования Ю. Ф. Удалова были посвящены биохимии при различном экстремальном воздействии, а также биохимии применительно к проблеме питания, с уклоном в проблему витаминов.

В 1959 году младшим научным сотрудником в Институт космической медицины в чине капитана медицинской службы был назначен Р. М. Баевский, где он занимался подготовкой научной аппаратуры для исследования животных в полёте на 3-м искусственном спутнике Земли[4]. Р. М. Баевский известен как один из ведущих специалистов в области космической кардиологии и по методологии физиологических измерений в космосе[5]. Он принимал непосредственное участие в подготовке и медицинском обеспечении первых космических полётов животных и человека.

Наименование корабля-спутника Дата запуска Длительность полёта Наименование биообъектов Особенности биологического обеспечения полета Выполнение задачи
Второй искусственный спутник Земли 3 ноября 1957 года Собака Лайка Регистрация ЭКГ, артериального давления, частоты дыхания, двигательной активности Спутник не имел системы возвращения на Землю
Второй космический корабль-спутник 19 августа 1960 года 1 сутки Собаки Белка и Стрелка, мыши, семена, культуры клеток, насекомые Регистрация ЭКГ, артериального давления, дыхания, температуры тела, двигательной активности у собак Первые животные возвращены из космоса на Землю
Третий космический корабль-спутник 1 декабря 1960 года 1 сутки Собаки Пчёлка и Мушка, морские свинки, крысы, мыши, семена Регистрация у собак ЭКГ, дыхания, температуры тела, двигательной активности, электромиограммы Спутник не возвращен по техническим причинам
Четвертый космический корабль-спутник 9 марта 1961 года 1,5 часа Собака Чернушка, мыши, морская свинка, мухи, семена, бактерии Регистрация ЭКГ, дыхания, сфигмограммы Спуск по программе, животные возвращены
Пятый космический корабль-спутник 25 марта 1961 года 1,5 часа Собака Звёздочка, крысы, морские свинки, мухи, семена, бактерии, культуры клеток Регистрация ЭКГ, дыхания, сфигмограммы Спуск по программе, животные возвращены

США

См. также

Примечания

  1. Космическая медицина — статья из Большой советской энциклопедии. 
  2. Космическая медицина // Военная энциклопедия / П. С. Грачёв. — Москва: Военное издательство, 1999. — Т. 4. — С. 220. — ISBN 5-203-01876-6.
  3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОСМИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ Космическая энциклопедия ASTROnote
  4. Юбилей Романа Марковича Баевского // Колымские вести. — 2003. № 23. С. 41—42.
  5. Коллектив авторов. Методы и приборы космической кардиологии на борту Международной космической станции / Баевский Р. М., Орлов О.. М.: Litres, 2019. — ISBN 9785041541880.

Литература

  • Береговой Г. Т., Завалова И. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М., 1978
  • Божко А. Н. Год в «Звездолёте». М., 1975
  • Гагарин Ю. А., Лебедев В. И. Психология и космос. М., 1968
  • Денисов В. Г., Онищенко В. Ф. Инженерная психология в авиации и космонавтике. — М.: Машиностроение, 1972
  • Деятельность космонавта в полете и повышение её эффективности.: Сб. статей — М.: Машиностроение, 1981
  • Кубасов В. Н., Таран В. А., Максимов С. Н. Профессиональная подготовка космонавтов. — М.: Машиностроение, 1985
  • Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. — М.: Медицина, 1972
  • Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. — М., Политиздат, 1989
  • Леонов А. А., Лебедев В. И. Восприятие пространства и времени в космосе. — М.: Наука, 1968
  • Леонов А. А., Лебедев В. И. Психологические проблемы межпланетного полета. М., 1975
  • Невесомость. Медико-биологические исследования / Редкол. В. П. Парин, О. Г. Газенко, Е. М. Юганов и др. — М.: Медицина, 1974
  • Особенности деятельности космонавтов в полете.: Сб. статей — М.: Машиностроение, 1976
  • Психологические проблемы космических полетов.: Сб. статей- М.: Наука, 1979
  • Севастьянов В. И. Психологические проблемы космических полетов. М., 1979.
  • Хачатурьянц Л. С., Гримак Л. П., Хрунов Е. В. Экспериментальная психофизиология в космических исследованиях. — М.: Наука, 1976
  • Человек в длительном космическом полете / Пер с англ. П. В. Симонова и Ю. П. Симонов; Под ред. О. Г. Газенко. — М.: Мир, 1974
  • Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике / Г. Т. Береговой, Н. Д. Завалов, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко. — М.: Наука, 1978

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.