Коротаева, Любовь Георгиевна
Любовь Георгиевна Коротаева (27 октября 1918, д. Верея, Раменский р-н Московской области — 18 января 2000, Москва) — единственная женщина-участница (в составе группы из 20 человек) восхождения на Эльбрус для снятия фашистских штандартов и водружения флагов СССР 9—13 февраля 1943 года. Соавтор (вместе с А. И. Грязновым и Н. Б. Персияниновым) песни «Баксанская» («Помнишь, товарищ…»).
Любовь Георгиевна Коротаева | |
---|---|
Дата рождения | 27 октября 1918 |
Место рождения | д. Верея, Раменский район, Московская область |
Дата смерти | 18 января 2000 (81 год) |
Место смерти | Москва |
Гражданство | СССР |
Род деятельности | альпинист, инженер-химик |
Отец | Наумов Георгий Иванович |
Мать | Коротаева Фёкла Григорьевна |
Награды и премии | |
Разное | единственная женщина-альпинист, участвовавшая в снятии фашистских штандартов и водружении флага СССР на вершине Эльбруса в 1943 году |
Биография
Родилась 27 октября 1918 года в деревне Верея Раменского района Московской области. Отец — Наумов Георгий Иванович — был кузнецом колхоза «Путь к коммунизму» с. Быково Раменского района (умер в 1947 году). Мать — Коротаева Фёкла Григорьевна — работала учительницей начальной школы в этом же селе (умерла в 1941 году).
В 1936 году окончила школу № 2 в Раменском и поступила в МИТХТ им. М. В. Ломоносова. Во время учёбы работала пионервожатой в подшефной школе, принимала участие в выборах и переписи населения, возглавляла политмассовый сектор бюро ВЛКСМ курса. Тогда же провела большую работу по организации альпинистской секции в институте. Дипломный проект Л. Г. Коротаевой был посвящён разработке технологии совершенно нового каталитического процесса дегидрирования бутан-бутилена в дивинил. По словам С. В. Львова, написавшему отзыв на её работу, «проект заслуживает безусловно отличной оценки». Окончила МИТХТ в 1941 году, получив инженерную специальность химика-технолога.
В июне 1941 года была направлена по распределению на завод СК-2 в Воронеж на должность начальника отделения цеха № 3. В августе 1941 года была избрана секретарём комсомольской организации цеха, входила в состав бюро РК ВЛКСМ Левобережного района Воронежа.
Осенью 1941 года основные цеха завода были эвакуированы, и с начала декабря 1941 года по февраль 1942 года Коротаева работала секретарём Воронежского горкома ВЛКСМ по военной работе.
В конце февраля 1942 года была снова переведена на работу на завод СК-2 на должность технолога цеха. Одновременно продолжала работать внештатным секретарём ГК ВЛКСМ по военной работе. Неоднократно обращалась к командующему Воронежским фронтом маршалу Тимошенко с просьбой призвать её в ряды Советской Армии.
При подходе фашистов к Воронежу была зачислена в состав партизанского отряда, откуда была откомандирована в Москву в ОМСБОН НКВД СССР. 1 июня 1942 года была зачислена курсантом радиороты школы МНС и специалистов ОМСБОН. По окончании школы в сентябре 1942 года по приказу Главнокомандующего была направлена в действующую армию в 897 горнострелковый полк 242 горнострелковой дивизии в качестве инструктора по альпинизму. Находясь на службе в полку, участвовала в разведках в тылу врага, проводила бойцов через перевалы, участвовала в эвакуации раненых через перевал Донгузорун.
В феврале 1943 года по приказу командующим Закавказским фронтом генерала армии Тюленева участвовала в снятии фашистских штандартов с Эльбруса.
По воспоминаниям Александра Михайловича Гусева, командира отряда альпинистов:
Альпинистов, пришедших из Сванетии, мы догнали на «Приюте Одиннадцати». Они двигались двумя группами: одна под руководством Н. А. Гусака через перевал Бечо, другая, возглавляемая А. И. Грязновым, через перевал Донгуз-орун. В группе Грязнова находилась единственная девушка — отважная разведчица альпинистка Люба Коротаева. Здесь, на «Приюте Одиннадцати», все группы объединились в отряд. Нас было двадцать человек: политрук Е. А. Белецкий, инженер-капитан Н. А. Петросов, старшие лейтенанты В. Д. Лубенец и Б. В. Грачев, лейтенанты Н. А. Гусак, Н. П. Персиянинов, Л. Г. Коротаева, Е. В. Смирнов, Л. П. Кельс, Г. К. Сулаквелидзе, Н. П. Маринец, А. В. Багров и А. И. Грязнов, младшие лейтенанты А, И. Сидоренко, Г. В. Одноблюдов и А. А. Немчинов, рядовые В. П. Кухтин, братья Габриэль и Бекну Хергиани и я…
… Именно тогда впервые я услышал военную песню альпинистов.
— А. М. Гусев. Эльбрус в огне. — Москва: Воениздат, 1980. — 208 с. — 65 000 экз. Архивная копия от 14 марта 2013 на Wayback Machine
История её такова.
Однажды, вспоминает Любовь Георгиевна Коротаева, когда задача была выполнена, по старой альпинистской традиции сложили каменный тур, поместив в него гранату. Вместо запала — записка: «В дни, когда враг побежал под ударами Красной Армии, мы поднялись сюда без веревок и палаток, в шубах и валенках, по суровым стенам Донгуз-Оруна, чтобы указать наступающим войскам… Коротаева, Грязнов — инструкторы альпинизма 3.01.43 г.»
После удачного выполнения задачи разведчики отдыхали в ущелье, вспоминая тяжелый зимний поход. Грязнов произнес первую стихотворную строчку, кто-то добавил вторую. Так и сложилась песня, ставшая очень популярной среди военных альпинистов.
— "Девушка на "крыше Европы", газета "Российские вести", 14 марта 1996 года
Воспоминания о восхождении на Эльбрус в феврале 1943-го Коротаевой:
От ударов ледорубов стонет ледник. Подъём все круче и круче. Бешено колотится сердце. С каждым шагом труднее дышать. Идём уже несколько часов, и, кажется, нет конца этой дороге в небо. Но вот седловина. Вершины словно совсем рядом. На Западной — часть ребят уже побывала. Сорвали фашистские штандарты…
А нам шагать и шагать до другой вершины — Восточной. Два-три удара ледоруба, для передних зубьев «кошек» этого достаточно. Ветер в лицо. С грохотом близко прошла лавина. Команда — «зарубиться». Несколько минут отдыха. И вот мы на вершине, безжизненной, закованной в ледяной панцирь. Обнялись, поздравили друг друга. И через миг затрепетало на ветру алое полотнище…
Исключительное мужество, сплочённость, дружба и большой опыт многих участников этого беспрецедентного штурма — вот что предопределило успех данной операции. Важно и то, что воины-альпинисты в столь трудных условиях не потеряли ни одного товарища. Памятное восхождение на Эльбрус — один из ярких завершающих эпизодов в тяжёлой битве за Кавказ. В своих мемуарах «Битва за Кавказ» член Политбюро ЦК КПСС, Маршал Советского Союза министр обороны СССР А. А. Гречко с большим теплом и чувством уважения отзывается о мужественных участниках легендарного восхождения на Эльбрус, о всех воинах-альпинистах, героизм и опыт которых сыграли исключительную роль в разгроме врага на Кавказе[1].
17 февраля 1943 года флаги были сняты и доставлены в штаб Закавказского фронта генералу Тюленеву. Приказом ВС Закавказского фронта №: 54/н от: 20.03.1943 инструктор альпинизма 897-го стрелкового полка техник-интендант 2-го ранга Каратаева награждена медалью «За отвагу» за штурм восточной вершины Эльбруса и установку там государственного флага СССР[2].
В апреле 1943 года вернулась в Москву, в радиошколу ОМСБОН и была назначена помощником командира взвода. В июне 1943 года была направлена на выполнение специального задания за линию фронта. С 25 августа 1943 года по 5 октября 1945 года работала в ГУГБ НКВД СССР старшим радиооператором. Принимала участие в боевых операциях, за что была награждена второй медалью «За отвагу». В октябре 1945 года была демобилизована из Действующей армии и поступила на работу в институт ГИПРОКаучук Министерства резиновой промышленности на должность старшего инженера-технолога.
В январе 1953 года поступила в 34 школу рабочей молодёжи Киевского района Москвы, где работала сначала учителем химии, а затем завучем школы.
Член КПСС с февраля 1953 года.
С августа 1961 года до конца жизни работала в Университете дружбы народов сначала ассистентом, а после защиты в 1963 году кандидатской диссертации доцентом кафедры неорганической химии.
Неоднократно избиралась членом партийного бюро факультета, секретарём партийной организации кафедры.
За работу в РУДН им. Патриса Лумумбы награждена орденом «Дружбы народов», знаком высшей школы СССР «За отличные успехи в работе» и грамотами Министерства, ректората и Совета Университета. В 1985 году награждена орденом Отечественной войны 2-й степени.[3]
Скончалась в Москве 18 января 2000 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.
Память
17 февраля 2010 года представителями Совета молодых депутатов представительных органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики для «увековечения памяти бойцов Красной армии, которые в суровом 1943 году сбросили с вершин седого Эльбруса фашистские штандарты и установившие Флаги Союза Советских Социалистических Республик», у «Приюта Одиннадцати» была установлена памятная доска.
Литература
- Автобиография Л. Г. Коротаевой;
- А. М. Гусев. Эльбрус в огне. — Москва: Воениздат, 1980. — 208 с. — 65 000 экз. Архивная копия от 14 марта 2013 на Wayback Machine;
- Материалы из музея истории МИТХТ им. Ломоносова.
Примечания
- Газета «Смена», Ленинград, 26 апреля 1975 года
- Память народа :: Документ о награде :: Каратаева Любовь Георгиевна, Медаль «За отвагу» . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 13 ноября 2017.
- Память народа :: Документ о награде :: Коротаева Любовь Георгиевна, Орден Отечественной войны II степени . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 13 ноября 2017.