Конница Кенгерли
Конница Кенгерли[3][1][4][5] или Кенгерлинская конница[2][6] (азерб. Kəngərli süvariləri) — существовавшее в 1828—1856 годах иррегулярное формирование русской армии из представителей азербайджанского[2] племени Кенгерли. Под командованием Эхсан хана Нахчыванского принимала участие в русско-турецкой войне 1828—1829 годов[2][3][5].
Конница Кенгерли | |
---|---|
| |
Годы существования | 1828—1856 |
Страна | Российская империя |
Входит в | Отдельный Кавказский корпус |
Тип | Кавалерия |
Дислокация | Эриванская губерния |
Участие в | Русско-турецкая война (1828—1829), Крымская война |
Знаки отличия | Почётное знамя, на зелёном полотнище которого изображён Государственный герб и вензель Николая I[2] |
Командиры | |
Известные командиры | Эхсан хан Нахчыванский, Исмаил Хан Нахичеванский, Келбали Хан Нахичеванский, Фарадж-Улла Бек |
История
Предыстория
В 1787 году в результате переворота к власти в Нахичеванском ханстве пришел Келб-Али Хан Кенгерли, который опираясь на конницу Кенгерли, установил твёрдую власть, покорив кочевые общества и земледельцев[7].
Во время Русско-турецкой войны 1828—1829 годов
Конница Кенгерли в составе русской императорской армии была сформирована в 1828 году во время русско-турецкой войны 1828—1829 годов[3]. Ей командовал полковник Эхсан хан Нахчыванский. Обмундирование всадников конницы Кенгерли состояло из рубахи, суконного или войлочного (на зимнее время) бешмета со стоячим воротником темно-синего цвета, расшитого галунами, головным убором являлась высокая островерхая шапка с нашитой (у всадников) суконной восьмиконечной звездой зелёного цвета. Обувью в боевой и походной обстановке служили сапоги, на биваке — онучи. Бекам полагались эполеты, наибы и векили отличались от аскеров и нукеров наличием галунов на воротнике. В зимнее время всем полагалась бурка. Вооружение состояло из ружья, пары пистолетов и кинжала.
Таким образом двести всадников были направлены на помощь Паскевичу по решению кенгерлинских старейшин Нахичевани. Кавалерию вывел на войну сын слепого хана, капитан русской армии Фарадж-Улла Бек, помощником же его был один из кенгерлинских беков — капитан Зейнал-Абдин Султан Хаджи Иса Султан оглы. В строю сотен также находился Мехти Ага Келб-Али Хан оглы. В составе конницы Кенгерли находились все кенгерлинские беки, способные держать в руках оружие[8].
На протяжении всей кампании 1829 года конница Кенгерли действовала главным образом в составе Сводного казачьего полка, а как самостоятельное подразделение участвовала лишь в Ольтинской экспедиции отряда подполковника князя М. З. Аргутинского-Долгорукого 18—20 сентября, принимая участие в окружении крепости Ольты и её последующем обстреле, который привёл к капитуляции гарнизона крепости. Конница Кенгерли, бывшая в авангарде отряда, отличилась также в бою у Милли-Дюза[9]. За отличия в сражениях 1829 года все закавказские конно-мусульманские полки, включая конницу Кенгерли, были награждены 26 октября 1830 года памятными знамёнами. Коннице Кенгерли согласно грамоте Николая I за проявленную доблесть было пожаловано почётное знамя, на зелёном полотнище которого изображён Государственный герб и вензель Николая I[2]. В фонде новой истории Музея истории Азербайджана хранится знамя, принадлежавшее одному отряду конницы Кенгерли[3].
Высочайшая грамота, данная коннице Кенгерли, гласила:
Нашей коннице Кянгерлы.
Отличное мужество, примерная храбрость и постоянное усердие, оказанные конницей Кянгерлы в продолжении войны 1828 и 1829 года против Порты Оттоманской, обратили на оную особенное Наше благоволение, в ознаменование коего Всемилостивейше жалуем ей препровождаемое у сего почетное знамя, которое повелеваем хранить в Нахичевани в тамошнем Правительственном месте, как знак Монаршего нашего внимания к верности и заслугам жителей, составлявших конницу Кянгерлы, в случае надобности вновь сей коннице ополчиться против неприязненных Империи нашей народов, означенному знамени находиться в походе при ополчении. Пребываем Императорскою Нашею милостью к коннице Кянгерлы благосклонны.
Николай[9]
Дальнейшая история
В середине 1830-х годов кенгерлинское войско насчитывало 350 всадников, постоянно готовых к походу, на содержание которых с населения бывшего Нахичеванского ханства собирался специальный налог в сумме 8400 рублей серебром. Кенгерлинцы были единственной общиной, вооруженные формирования которой находились на военной службе в составе Отдельного Кавказского корпуса на постоянной основе.
В июле 1837 года сотня Кенгерлинской конницы под командованием майора Фарадж-Улла Бека, брата полковника Эхсан-хана, арестовала в Ордубаде ведшего подозрительные проповеди о конце света муллу Мамед-Садыка[10]. 5 октября 1837 года во время поездки по Кавказу император Николай I провёл смотр Кенгерлинской конницы. Во время смотря император назвал конницу «бесподобной»[2]. Из рассказа Николая I, записанного А. Х. Бенкендорфом:
Спустившись в долину, я увидел перед собою выстроенную к бою бесподобную конницу Кенгерли, в однообразном одеянии и на чудесных лошадях; начальник ее Эсхан-хан, подскакав ко мне, отрапортовал по-русски, как бы офицер наших регулярных войск. С этою свитою я подъехал к знаменитому Эчмиадзинскому монастырю, перед которым встретил меня армянский патриарх Иоанес верхом[4]… По выходе из монастыря… я сделал смотр конницы Кенгерли, которая сопровождала меня оттуда до Эривани.[11]
Азербайджанский историк Фархад Нагдалиев полагает, что именно под впечатлением смотра Кенгерлинской конницы Николай I распорядился сформировать в своем конвое команду мусульман, состоящую из представителей знатных азербайджанских родов[6].
В 1850 году конница Кенгерли, ранее подчинявшаяся военному ведомству, была переподчинена гражданскому управлению и стала нести обязанности полицейской, пограничной и таможенно-карантинной стражи в Нахчыванском уезде.
Во время Крымской войны три сотни конницы Кенгерли действовали на кавказском театре военных действий в составе Эриванского отряда русской армии под командованием генерал-лейтенанта барона К. К. Врангеля. На протяжении всей кампании 1854 года всадники постоянно находились на передовых позициях, неся разведывательно-дозорную службу.
По окончании боевых действий, 30 августа 1856 года конница Кенгерли была распущена.
См. также
Примечания
- Гулиев, 2015.
- Исмаилов, 2005, с. 95.
- Сулейманов, 1962, с. 98.
- Гордин, 2017, с. 230.
- Э. М. Ахмедов. А.К. Бакиханов: эпоха, жизнь, деятельность. — Б.: Элм, 1989. — С. 18. — 304 с.
- Нагдалиев, 2006, с. 85.
- Нагдалиев, 2006, с. 20.
- Нагдалиев, 2006, с. 71.
- Нагдалиев, 2006, с. 78.
- Нагдалиев, 2006, с. 84—85.
- Гордин, 2017, с. 231.
Литература
- Сулейманов Ф. И. О знаменах азербайджанских полков, участвовавших в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. // Материалы по истории Азербайджана. — Б., 1962. — Т. V.
- Исмаилов Э. Э. Георгиевские кавалеры-азербайджанцы / Редакторы: Думин С. В., Джангиров А. Б.. — М.: Герои отечества, 2005. — 248 с.
- Нагдалиев Ф. Ф. Ханы Нахичеванские в Российской империи. — М.: Новый Аргумент, 2006. — С. 171. — 432 с. — 1000 экз. — ISBN 5-903224-01-6.
- Гулиев М. Знамя Конницы кенгерли // Каспий. — 2015. — 11 января.
- Гордин Я. А. Николай I глазами современников. — СПб.: Пальмира, 2017. — 543 с.