Карунское сокровище

«Карунское сокровище»[1] (или Lydian Hoard) — название, данное коллекции из 363 артефактов Лидии, относящихся к VII веку до нашей эры и найденных в провинции Ушак (на западе Турции). Сокровище стало предметом судебных разбирательств между Турцией и нью-йоркским музеем Метрополитен в период между 1987 и 1993 годами. В итоге коллекция была возвращена Турции в 1993 году — после того как американский музей признал, что в момент покупки знал о том, что предметы были украдены. Сегодня все предметы выставлены в Музее археологии провинции Ушак[2][3].

Кувшин из коллекции

Коллекция вновь стала предметом сенсационных новостей в мае 2006 года, когда было обнаружено, что ключевой артефакт сокровища — золотой гиппокамп, выставленный в музее Ушака вместе со всей остальной коллекцией — является подделкой; оригинал был заменён копией, вероятно, где-то в период с марта по август 2005 года.

Еще одним термином, используемым для обозначения коллекции, является «Сокровища Крёза». Хотя время создания артефактов близко к срокам правления Крезу, вопрос о том, следует ли их считать непосредственно связанными с легендарным царём Лидии, остается на сегодняшний день спорным. Легенда о богатстве Крёза была распространённой как в ряде азиатских культур (в духе, подобном его славе в западных культурах); на Востоке он упоминается как Карун (арабский и турецкий), при этом мифический размер его состояния порождает выражения, подобные русскому «богат, как Крёз».

Открытие сокровища и его контрабанда

Главная и самая ценная часть сокровища — это могильная комната лидийской принцессы, найденная в результате незаконных раскопок, проведенных тремя копателями около деревни Гюре (провинция Ушак), в непосредственной близости от которой находилась гробница — в местности под названием «Топтепе». Проводя раскопки в течение нескольких дней и не в силах «прорваться» сквозь мраморную кладку двери погребальной камеры, копатели взорвали крышу гробницы в ночь на 6 июня 1966 года. Перед их глазами предстал «захватывающий вид» похороненной лидийской дворянки и её сокровища, находившегося в неприкосновенности более 2600 лет.

К сокровищам, украденным из этой могилы, позже добавились и дальнейшие находки, сделанные теми же копателями, в других курганах местности Топтепе в течение 1966—1967 годов. Затем данная коллекция была контрабандным путём вывезена за пределы Турции — по частям, через Измир и Амстердам — и куплена музеем Метрополитен между 1967—1968 годами, заплатившему за две сотни предметов 1,2 миллиона долларов США.

Судебный процесс

Усилия целого ряда сменявших друг друга турецких правительств, направленные на сбор и возвращение коллекции, были инициированы журналистом Озгеном Акаром. Акар случайно увидел некоторые экспонаты в 1984 году, в каталоге музея Метрополитен, и сообщил министерству культуры Турции об их явно незаконном происхождении: одновременно, он написал несколько статей и инициировал расследование по бюрократическим турецким каналам.

Позже Озген Акар действовал в качестве «добровольного посланника» правительства Турции в рамках судебного разбирательства, начатого в Нью-Йорке в 1987 году и завершившегося в 1993 — одновременно с этим, он был назначен консультантом по данному вопросу в самой Турции (в работе с УНИДРУА, касающейся охраны исторического, культурного и религиозного наследия). Имя журналиста Акара является сегодня в Турции нарицательным для людей, занятых поисками другой контрабандной коллекции — под названием «Elmalı Treasure».

Музей Ушака

Явная потребность в музее, достойном подобной «коллекции сокровищ», озвучивалась с тех пор, как артефакты вернулись в Турцию. После передачи властям страны десяти других незаконно найденных артефактов, а также ряда других подобных находок, был накоплен фонд для музея: он, в общей сложности, состоял из 375 предметов. Но небольшой музей в Ушаке, куда была временно помещена коллекция, изначально планировался как музей ковров и работал в жёстких условиях бюджетных и кадровых ограничений: он не отвечал полностью и требованиям по безопасности. Сомнения в пригодности данного места только укрепились в связи с подачей (в настоящее время незавершённых) судебных исков против сотрудников музея — в связи с кражей 2007 года. Бывший директор музея остаётся единственным человеком, который всё ещё содержится под стражей — из десяти изначально обвиняемых в рамках дела о подмене гиппокампа.

Проклятие сокровищ

В Ушаке и за его пределами существует легенда о «проклятии», связанном с сокровищем. Легенда гласит, что семь человек, которые принимали участие в незаконных раскопках «умерли насильственной смертью или пережили большие несчастья».

Примечания

  1. Ольга ЛАЗАРЕВА. Директор музея помог преступникам его ограбить, Утро (30 мая 2006). Дата обращения 10 апреля 2017.
  2. BBC News, 2006.
  3. Kuşdemir, 2009.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.