Карелина, Вера Марковна

Ве́ра Ма́рковна Каре́лина (в девичестве Ма́ркова; 1870 — после 1925) — деятель российского рабочего движения, один из лидеров «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», соратница Георгия Гапона.

Вера Марковна Карелина
Имя при рождении Вера Маркова
Дата рождения 1870(1870)
Место рождения Российская Империя
Дата смерти после 1925
Место смерти Советский Союз
Гражданство  Российская империя,  СССР
Род деятельности Деятель рабочего движения
Супруг Алексей Карелин
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

На заре рабочего движения

Родилась в 1870 году, в раннем возрасте была отдана в Петербургский Воспитательный дом. Некоторое время жила на содержании у бедной крестьянки Ямбургского уезда, училась в сельской школе. В возрасте 14 лет возвращена в воспитательный дом и отдана на технические работы. После освобождения из воспитательного дома в 1890 году поступила работать ткачихой на Новую Бумагопрядильную фабрику[1].

С 20-летнего возраста участвовала в рабочем движении. Занималась в рабочих кружках, создававшихся в Петербурге местными социал-демократами. В 1890 году вошла в кружок рабочих-ткачей, созданный Ф. А. Афанасьевым. Кружок Афанасьева входил в так называемую группу Бруснева — одну из первых социал-демократических организаций в России, созданную для подготовки будущих вожаков рабочего движения. Занятия в кружке вели интеллигенты — сначала Л. Б. Красин, затем С. И. Радченко и другие. На занятиях кружка читали нелегальную литературу, обсуждали экономические вопросы, изучали экономическую теорию Маркса.

В 1891 году Карелина организовала свой особый кружок женщин-ткачих, также входивший в группу Бруснева. В 1892 году принимала участие в праздновании 1 мая, а также в нелегальном собрании рабочих за Волковым кладбищем, на котором произносились речи политического содержания. В том же году арестована за участие в праздновании 1 мая и посажена на 6 месяцев в Петербургский Дом предварительного заключения. После освобождения уехала в г. Сумы Харьковской губернии, где была снова арестована и посажена в Харьковскую тюрьму по старому обвинению. Вышла на свободу в 1894 году.

В 1896 году вернулась в Петербург, возобновила нелегальную работу. Участвовала в забастовке рабочих-ткачей 1896 года. В качестве представителя от рабочих кружков участвовала в деятельности созданного В. И. Ульяновым-Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»[2]. Несколько раз встречалась с В. И. Ульяновым-Лениным.

В 1897 году вместе с мужем А. Е. Карелиным поселилась на Васильевском Острове. Здесь Карелины создали кружок рабочих-литографов, существовавший до 1905 года. В 1900-х годах занимались распространением нелегальной литературы, сотрудничали с Российской социал-демократической рабочей партией (РСДРП). Со временем карелинский кружок превратился во влиятельную в рабочей среде Петербурга социал-демократическую группу.

В гапоновском рабочем «Собрании»

В начале 20-го века в России по инициативе С. В. Зубатова начали создаваться легальные рабочие организации. В Петербурге было создано «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», во главе которого стоял священник Георгий Гапон. Карелина познакомилась с Гапоном осенью 1903 года. Первоначально рабочие из карелинского кружка отнеслись к гапоновскому «Собранию» отрицательно, видя в нём чисто полицейскую затею. Однако после личного знакомства с Гапоном Карелины пришли к выводу, что Гапон — «честный человек», и решили с ним сотрудничать[3]. Замысел Карелиных состоял в том, чтобы использовать возможности легального «Собрания» для пропаганды социал-демократических идей[4].

Вера Марковна Карелина стала одним из ведущих деятелей гапоновской организации. По рекомендации Гапона была выбрана руководительницей женских отделений «Собрания». Проводила занятия с женщинами-работницами, вела просветительскую деятельность. Ставила своей целью повышение уровня сознательности, организацию и сплочение рабочих масс[1]. Одновременно входила в кружок ответственных лиц «Собрания» и в так называемый «тайный комитет», или «штаб», созданный Гапоном из наиболее надёжных рабочих. На заседаниях «тайного комитета» обсуждались политические вопросы и разрабатывались планы открытого выступления рабочих со своими требованиями[5].

По воспоминаниям И. И. Павлова, Карелина имела в «Собрании» огромное влияние, сравнимое только с влиянием самого Гапона. Она одна решалась вступать в открытые споры с Гапоном и вынуждала его соглашаться со своей точкой зрения. Карелина была фактическим лидером оппозиции Гапону, под влиянием которой «Собрание» и сам Гапон всё более политизировались и левели. Гапон, со своей стороны, относился к Карелиной с глубоким уважением и «никого так не уважал и ни с чьим мнением так не считался, как с мнением Карелиной»[4]. В частных разговорах Гапон отзывался о Карелиной «как о женщине необыкновенной духовной силы, способной стать во главе женского пролетариата»[6].

Карелина принимала активное участие в подготовке рабочего шествия 9 января 1905 года. Вместе с оппозицией была сторонницей немедленной подачи Рабочей петиции с политическими требованиями, тогда как Гапон считал это преждевременным. Накануне шествия выступала с речами в отделах «Собрания», призывая женщин явиться на площадь и разделить участь своих мужей. По свидетельству знакомых, Карелина не рассчитывала на мирный исход шествия[1]. В одной из речей, обращаясь к женщинам, она говорила: «Милые, не надо бояться смерти! Что смерть! Разве наша жизнь не страшнее смерти? Девушки, милые, не бойтесь смерти…»[4] Утром «Кровавого воскресенья» вместе с мужем А. Е. Карелиным вышла во главе Василеостровского отдела к Зимнему Дворцу. Шествие было рассеяно воинскими подразделениями.

После «Кровавого воскресенья»

После событий «Кровавого воскресенья» и закрытия «Собрания» продолжала нелегальную работу. Поддерживала связь со скрывавшимся за границей Гапоном. Участвовала в создании задуманного Гапоном «Российского рабочего союза». В октябре 1905 года была выбрана в Петербургский совет рабочих депутатов. После возвращения Гапона из-за границы возобновила работу в «Собрании русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга».

Карелина была одним из немногих людей, посвящённых в революционные замыслы Гапона. По информации, исходящей от Карелиной, в последний месяц своей жизни Гапон готовил восстание в поддержку Государственной Думы[7]. После убийства Гапона Карелина выступала на его похоронах с призывами к мести его убийцам[8].

В последующие годы участвовала в кооперативном движении. В 1907 году принимала участие в создании кооперативной организации «Трудовой союз», закрытой властями. Позднее создавала сельские кооперативы в Ямбургском уезде. Написала ряд очерков по истории рабочего движения.

До конца жизни сохраняла веру в революционную честность Георгия Гапона.

Сочинения

  • В. М. Карелина. На заре рабочего движения в С.-Петербурге. (Воспоминания) // Красная летопись. Л., 1922. № 4.
  • В. М. Карелина. Работницы в гапоновских обществах // Работница в 1905 г. в С.-Петербурге: Сб. ст. и воспоминаний. Сост. П. Ф. Куделли. Л.: «Прибой», 1926.

Литература

Примечания

  1. Первая русская революция в Петербурге 1905 г. / Под ред. Ц. С. Зеликсон-Бобровской. М.-Л.: Госиздат, 1925. — Т. 1. — 170 с.
  2. В. М. Карелина. На заре рабочего движения в С.-Петербурге. (Воспоминания) // Красная летопись. Л., 1922. № 4.
  3. А. Е. Карелин. Девятое января и Гапон. Воспоминания // Красная летопись. Л., 1922. № 1. С. 106—116.
  4. И. И. Павлов. Из воспоминаний о «Рабочем Союзе» и священнике Гапоне // Минувшие годы. СПб., 1908. № 3—4. С. 21—57 (3), 79—107 (4).
  5. Н. М. Варнашёв. От начала до конца с гапоновской организацией // Историко-революционный сборник. Л., 1924. Т. 1. С. 177—208.
  6. В. А. Поссе. Мой жизненный путь. М.: «Земля и Фабрика», 1929. — 548 с.
  7. Л. Я. Гуревич. Девятое января. — Харьков: «Пролетарий», 1926. — 90 с.
  8. Рапорт Спб. уездного исправника о похоронах Георгия Гапона 3-го мая 1906 года // Былое. Л., 1925. № 1.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.