Камчатская пешая жандармская команда

Камчатская пешая жандармская командажандармское формирование (воинская часть) на территории Камчатки.

Камчатская пешая жандармская команда
Годы существования 1913 — 1918
Страна  Россия
Подчинение командиру → Жандармское полицейское управление Уссурийской железной дороги (формально)
Входит в Приамурский ВО
Тип пешая жандармская команда
Численность воинская часть
Дислокация Петропавловск-Камчатский
Участие в не участвовала

Праздник части — ?. Место постоянной дислокации — Петропавловск-Камчатский, планируемое — распределение по всем округам Камчатской области

Предыстория

После похода В. В. Атласова 1699 года на Камчатке появились первые воинские гарнизоны, первоначально большей частью составленные из немногочисленных команд якутских городовых казаков. Располагались по немногочисленным острожкам, разбросанным на Камчатке.

Экспедиции Беринга и ведшиеся одновременно разведка местности уже в 1720-х годах многократно увеличили формирования на Камчатке. Тогда на полуострове имелось значительное число матросов и солдат регулярных гарнизонных войск. С середины 18-го века число гарнизонов на Камчатке начинает уменьшаться, и к началу правления императора Павла 1-го кроме команд матросов в Усть-Камчатске и Большерецке, остались лишь немногочисленные казаки, по своей малочисленности, выполнявшие скорее полицейскую службу. (В переписи 1802 года указаны Большерецкая, Тигильская, Петропавловская, Нижнекамчатская и Верхнекамчатская казачьи команды).

Угроза войны с Англией, с фактически полным беззащитностью побережья от атаки любого английского капера, заставила перевести из Иркутска на Камчатку один из гарнизонных батальонов под командованием полковника Сомова А. А..

Этот батальон простоял на Камчатке до апреля 1812 года, когда был расформирован. Часть личного состава батальона зачислили в камчатские казаки, сведя все существовавшие казачьи команды на полуострове в одну общую часть. Тогда же была упразднена и немногочисленная крепостная артиллерия, располагавшаяся на Камчатке. После этого на протяжении ста лет на Камчатке не было ни одной регулярной сухопутной военной части.

Власти не нашли ничего лучшего, как предоставить Камчатку, её оборону и её обитателей коммерческой Российско-Американской компании, включая и малочисленных камчатских казаков, которых РоАК предпочитала привлекать к службе на Аляске, а не на полуострове.

В 1848 году решено было усилить Сибирскую флотилию несколькими кораблями с Балтики, одновременно переведя из Охотска в Петропавловск единственный российский военный порт на Тихом Океане, и сведя отдельные флотские роты (состояли из матросов кораблей Сибирской флотилии) в 46-й (позже 47-й) камчатский флотский экипаж (с размещением также в Петропавловске).

Благодаря этому к началу крымской войны на Камчатке находился гарнизон из 47-го экипажа матросов и две сотни казаков (к жившим на полуострове временно добавлены переселенные их Охотска и Гижиги якутские казаки, но в 1855 году переведенные с семьями на нижний Амур в Амурское казачье войско).

Но в 1855 году все флотские части из Петропавловска были выведены в Николаевск-На-Амуре, военный порт упразднен, и единственной воинской частью на полуострове остались казаки состоявшие в подчинении МВД.

Военные части на Камчатке в 1904—1913

Вспомнили о существовании Камчатки и необходимости её обороны только в 1904 году. На Камчатке спешно стали формировать самоорганизованные дружины ополчения участвовавшие в обороне Камчатского полуострова 1904 — 1905 годах, а в Хабаровске для полуострова был сформирован Камчатский отдельный пехотный батальон (пр воен. мин. № 421 за 1905 год) но который на Камчатку так и не попал, простояв до конца войны на нижнем Амуре (в р-не Мариинска) и после Портсмутского позора в 1906 году расформированный.

К счастью для Российской Империи, захват Камчатки в планы Японской армии в 1904 — 1905 годы не входил, но даже рейдам небольших отрядов японских солдат и вооруженных японских рыбаков ни ополченцы, ни камчатские казаки не смогли противостоять.

Согласно заключенному графом Полусахалинским мирного договора Российская Империя лишилась не только южного Сахалина, но и предоставила Японии «особые права» на промыслы в Охотском и Беринговом морях с возможностью возводить на российском побережье краборыбоперерабатывающие заводы (а также прочих морепродуктов) с посёлками при них, имевшими экстерриториальный статус (официально закреплено в Российско-Японской рыболовной конвенции 1907 года, это последствие Портсмутского мира было денонсировано только Союзом ССР в 1944 году).

Благодаря этому к 1913 году на побережье Камчатки к выросло двадцать краборыбоконсервных заводов с вахтовыми поселками вооруженных рыбаков при них, плюс японцами ежегодно на камчатском побережье занималось около двухсот рыболовецких «участков». Одновременно в период лова у побережья Камчатки рыбаков «охраняли» 2 — 4 военных судна Японского флота, имевших право заходить в японские «фактории».

Начиная с 1906 между местными жителями и японцами постоянно происходили вооруженные столкновения. (В одном из них погиб Сотников М. И. — командир одного из ополченческих отрядов Камчатки 1904 — 1905 годов). Единственной вооруженной силой России на полуострове оставалась камчатская казачья команда со штатом в пятьдесят казаков. (половина из которых постоянно располагалась на Чукотке и Командорских островах). Справиться с вооруженными рыбаками (население некоторых промысловых поселков в период лова доходило до тысячи человек) малочисленные казаки оказались не в состоянии. В итоге оказалось противостояние вооруженных японских рыбаков с поддерживающим их военным флотом, и почти безоружного немногочисленного местного населения без какой-либо поддержки со стороны российских властей.

Местные гражданские власти, вначале уездные, а с 1909 года и образованной Камчатской Области неоднократно обращались в Военное министерство с требованием разместить на Камчатском полуострове хоть какую-нибудь часть, ссылаясь на опыт управления северной половины Сахалина, где такая военная часть была (сахалинская местная команда, в 1913 году тоже ставшая формально жандармской) и благодаря чему там экспансия японских «рыбаков» и конфликты случались значительно реже.

Появление «жандармов» на Камчатке

Но разместить на Камчатке регулярную воинскую часть Военному министерству не разрешало министерство иностранных дел, ссылаясь на запрещающие это секретные статьи мирного договора. (явно надуманные первые части РККА на Камчатке появились в 1926 году) Предлагавшиеся военным министерством варианты разместить на полуострове пехотный батальон (Камчатский отдельный пехотный батальон), позднее группу местных и постовых команд (отдельных рот в ряде пунктов по побережью) были отклонены. По какой-то причине не прошел и вариант с созданием отдельного пограничного отдела ОКПС.

Тогда Военное ведомство предложило разместить на полуострове часть, формально числящуюся в Отдельном Корпусе Жандармов (ОКЖ). Комплектовавшуюся на общеармейских принципах призывом и имеющую в составе рядовых с первого дня службы (что для ОКЖ явление исключительное).

Немногочисленные строевые части Корпуса Жандармов были предназначены для предупреждения внутренних беспорядков и сравнительно одинаковые по количеству состава части имелись только в трех столицах империи (Петербургский, Варшавский и Московский жандармские дивизионы) но на Камчатке вообще не было ссыльных и само местное население было крайне малочисленное. «Секрет Полишинеля» был бы неполным, если бы эту часть подчинили хотя бы соблюдая принцип территориальности. Камчатка в функциях сыска с 1902 года была подчинена Иркутскому жандармскому губернскому управлению и для соблюдения территориального принципа ОКЖ логично было подчинить формируемую часть этому губернскому управлению (на Камчатке жандармское областное управление сформировано не было). (Петербургский, Варшавский и Московский дивизионы подчинялись местным жандармским губернским управлениям) Но часть формально подчинили Жандармскому полицейскому управлению Уссурийской железной дороги. Выбор подчинения крайне странен. «Железнодорожные» жандармские части были предназначены исключительно для обеспечения безопасности функционирования железных дорог, сочетая функции более поздних войск НКВД по охране железнодорожных сооружений (ОЖДС) и службы ВОСО, поэтому на территории вне полосы отчуждения железных дорог их область деятельности не распространялась. Но на Камчатке железных дорог не было. Фактически же команда все время существования подчинялась командиру Приамурского военного округа, в списках военных частей этого округа и числилась с 1913 года по 1917 год.

Командир жандармской части считался также командиром камчатского воинского гарнизона (в частности, ему подчинялась камчатская казачья команда и временная ополченческая дружина формировавшаяся в августе 1914 года) и уездным воинским начальником. Эти обязанности также не соответствовали должностным обязанностям чинов ОКЖ.

История части

Сформирована приказом, от 23 марта 1913 года, согласно штата — Штат (мирного времени) команды:

Офицеры
Классные чины
Унтер-офицеры с положенным окладом
  • 1 вахмистр сверхсрочной службы корпуса жандармов
  • 3 унтер-офицера сверхсрочной службы корпуса жандармов
Нижние чины, комплектующиеся по призыву (всего 126 человек по призыву)
  • 8 унтер-офицеров срочной службы
  • 1 трубач срочной службы
  • 109 рядовых срочной службы
  • 8 нестроевых срочной службы

Формировалась часть во Владивостоке, первоначально путём перевода л/с из Сибирских стрелковых полков, из Владивостока же впоследствии планировалось и привозить пополнение по призыву. (Население Камчатской области до 1914 года было освобождено от призыва и комплектовать даже такую небольшую часть было некем). Фактически сформирована в декабре 1913 года.

На Камчатку часть перевезена в марте 1914 года. Помещений для размещения части в Петропавловске не имелось, на лето 1914 года рядовой состав размещён в палатках, и «жандармы» к осени 1914 года «хозяйственным способом» сами выстроили себе деревянные казармы.

Начавшаяся Первая мировая война перечеркнула планы по распределению части по ряду пунктов и команда так и осталась сконцентрированной в Петропавловске.

В августе 1914 года в связи с рейдом крейсера Эмден в Корейском проливе, команда «готовилась к нападению» (в сентябре 1914 года в связи с вступлением в войну Японии, «подготовка» отменена).

Как и большинство существовавших к 1914 года малочисленных местных команд местных войск расположенных в отдаленных районах, на фронт часть отправлена не была.

В марте 1917 команда переименована в Петропавловскую местную команду местных войск Приамурского округа общеармейского подчинения. (фактически этим переименованием узаконивались действительные подчиненность и назначение части).

Около половины личного состава в сентябре 1917 года во главе с бывшим командиром Иоропес, выехали на пароходе Доброфлота «Симферополь» на фронт в р-н Киева. (до фронта в связи с октябрем 1917 года не доехали и пополнили армию атамана Семенова).

К марту 1918 года эта воинская часть на Камчатке де-факто прекратила существование. Утверждение, что часть послужила первому камчатскому отряду Красной Гвардии (сформирован в апреле 1918 года) истине не соответствует. «Ядром» красногвардейского отряда послужили около 300 дезертиров из состава запасных войск Приамурского Военного Округа, прибывших летом 1917 года на пароходе в Петропавловск с целью сбежать подальше от войны и одновременно подзаработать нанявшись на японские рыбопромыслы.

Назначение части

Назначение части было двояко — мирное и военное.

В мирное время команда прежде всего была призвана навести порядок в японских промысловых поселках (в том числе согласно инструкций и вооруженным путём), служить усилением немногочисленной полиции (полиция на Камчатке официально появилась в 1909 года) и проводить пограничный контроль иностранных судов прибывающих на Камчатку. Таким образом большая часть обязанностей соответствовала обязанностям общеармейских местных команд, особенно расположенных на побережьях (например, Мезеньской местной команды).

В военное время — служить кадром для обучения ополченческих дружин на полуострове. Предусматривалось и штатное развертывание части в батальон военного времени. Развертывания части по штатам военного времени по причине невёдшихся военных действий на Дальнем Востоке не произошло.

Фактически, часть не выполнила своего назначения обуздать японских рыбопромышленников, сосредоточившись на пограничном контроле прибывавших в Петропавловск судов, и помощи полиции.

Командиры части

  • в 1913 — 1916 ротмистр Богословский К. Н.
  • в 1916 — осень 1917 ротмистр Иеропес В. А.
  • осень 1917 — начало 1918 капитан Плотников

Знаки отличия

не имела

  • Знамён отдельным пехотным частям менее батальона при сформировании не выдавалось.
  • Как никогда не участвовавшая в боевых действиях, никаких наградных знаков часть не имела.

Примечания

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.