Каллий (сын Кратия)

Каллий (др.-греч. Καλλίας) — афинский политик VI—V веков до н. э. По мнению современных историков, он принадлежал к знатным родам Кериков и/или Алкмеонидов. На основании археологических находок множества остраконов с его именем антиковеды считают, что он был изгнан из города после остракофории 485 года до н. э. за свою «проперсидскую» позицию.

Каллий
др.-греч. Καλλίας
Рождение VI век до н. э.
Смерть V век до н. э.
Род Алкмеониды и Керики
Отец Кратий
Мать дочь Каллия (I)

Источники

В сохранившихся античных письменных источниках отсутствует упоминание этого политика. Внимание к персонажу привлекли археологические находки второй половины 1960-х годов, совершённые во время раскопок в области Керамика. В высохшем русле реки Эридан обнаружили более 8,5 тысяч остраконов[1]. При анализе сохранившихся остраконов внимание специалистов привлекло необычное обстоятельство — более 700 из них было посвящено Каллию, сыну Кратия из Алопеки. Остраконы — черепки с надписями имени древние афиняне использовали во время процедуры остракизма. «Лидер» по количеству поданных за него голосов был вынужден на 10 лет покинуть Аттику. Каллий, по числу сохранившихся остраконов с его именем, занимает третье место после Мегакла и Фемистокла. Следует отметить, что имя популярного политика Фемистокла могло фигурировать на черепках во время как минимум шести остракофорий. Таким образом, как отмечают антиковеды, в случае Каллия историки столкнулись со свидетельством существования неупомянутого в письменных источниках человека, которого древние афиняне считали весьма опасным, а, значит, весьма влиятельным[2].

После открытия тысяч новых остраконов ряд учёных посчитали, что упомянутого Каллия следует отождествить с безымянной жертвой третьей остракофории 485 года до н. э., о которой писал Аристотель в «Афинской политии»[3]: «первым подвергся остракисму один из его родственников Гиппарх, сын Харма […] на следующий год […] подвергся остракисму Мегакл, сын Гиппократа, из Алопеки. Таким образом в течение трех лет изгоняли остракисмом сторонников тиранов, против которых был направлен этот закон; после же этого на четвёртый год стали подвергать изгнанию и из остальных граждан всякого, кто только казался слишком влиятельным. И первым подвергся остракисму из людей, посторонних тирании, Ксанфипп, сын Арифрона»[4].

Профессор Шапиро, в работе посвящённой Каллию, сыну Кратия, приводит описание трёх сохранившихся античных ваз. На них есть подписанные изображения Каллиев. На основании анализа и сопоставления дат создания ваз и предполагаемых годов жизни Каллия, сына Кратия, учёный пришёл к выводу, что на изображениях может быть данный персонаж[5].

Биография

Исходя из описания остракофории у Аристотеля можно сделать следующие выводы[6]:

  1. Каллия считали сторонником изгнанных из Афин тиранов Писистратидов;
  2. Изгнание Каллия могло произойти во время третьей остракофории между остракизмами Мегакла в 486 году до н. э. и Ксантиппа в 484 году до н. э. Так как согласно законодательству Древних Афин остракизм могли применять лишь раз в году, событие состоялось в 485 году до н. э.

О других особенностях биографии Каллия антиковеды делают выводы на основании анализа исторических данных, а также надписей с остраконов. В промежутке между битвой при Марафоне 490 года до н. э. и нашествием персов в 480 году до н. э. в Афинах провели пять остракофорий. Их жертвами стали знатные афиняне, представители Писистратидов, Алкмеонидов и Кериков, которые противостояли амбициям Фемистокла. Исходя из этого можно также предположить знатное происхождение Каллия. Согласно исследованиям Шапиро, он мог быть сыном третьей дочери Каллия I, первого из известных представителей семьи Кериков[7]. Таким образом его двоюродными братьями были знаменитые политики Аристид и Каллий (II)[8]. И. Е. Суриков предполагает, что Каллий имел родственные связи как с домом Кериков, так и Алкмеонидов[9].

Особенности процедуры остракизма состояли в том, что каждый афинянин приносил свой черепок с нацарапанным именем, который складывал в общую кучу. Затем их подсчитывали. Подготовка остракона предполагала определённый труд. Чаще всего человек наносил надпись дома, а затем уже нёс готовый «бюллетень» на Агору. На многих остраконах содержатся дополнительные, преимущественно негативные надписи-эпитеты, которыми афиняне наделяли «любимых» политиков. На 16 остраконах Каллий фигурирует как «мидянин», то есть фактически «перс», а ещё на одном — «ходивший к мидянам». На одном из черепков неизвестный афинянин даже не поленился выцарапать его карикатурное изображение в виде лучника в персидском одеянии. П. Бикнелл предположил, что Каллий участвовал в афинском посольстве 507 года до н. э. в Сарды к сатрапу Артаферну I[10]. И. Е. Суриков поддержал эту гипотезу, полагая, что Каллий, возможно, даже возглавил посольство. Эта версия, хоть и не находит подтверждения в письменных источниках, правдоподобна. Кроме неудачного посольства могли быть и другие причины, по которым Каллий ездил в империю Ахеменидов, где «заразился» тягой к восточной роскоши[11][12].

Примечания

  1. Суриков, 2006, с. 54—56.
  2. Суриков, 2006, с. 163.
  3. Суриков, 2006, с. 164.
  4. Аристотель, 1937, 22.
  5. Shapiro, 1982, p. 70—72.
  6. Суриков, 2006, с. 164—165.
  7. Shapiro, 1982, p. 70.
  8. Shapiro, 1982, p. 69—73.
  9. Суриков, 2008, с. 163.
  10. Bicknell, 1974, S. 148.
  11. Суриков, 2018, с. 102—103.
  12. Рунг, 2009.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.