История Гатино

В начале XVII века Этьен Брюле, а вслед за ним — Николя де Виньо и Самюэль де Шамплен первыми из европейцев добрались до этой местности по реке Кичисипи («большая река», ныне Оттава), бывшей основной магистралью сообщения местных алгонкинов и ирокезов. Во времена Новой Франции сплав мехов осуществлялся по воде, в том числе по Оттаве и её притоку Гатино. Последний был назван в честь Николя Гатино, основавшего в XVII в. здесь свою факторию.

Гатино, вид с реки Оттава

Основание города

В 1800 г. здесь обосновался и развернул активную коммерческую деятельность Филемон Райт, выходец из городе Woburn, Массачусетс. В построенном им посёлке Райтвилл (позднее Халл) развернулось большое количество предприятий, как его собственных, так и других предпринимателей.

Наполеоновские войны, бушевавшие в Европе, лишили Великобританию скандинавского леса, необходимого для флота. В регионе слияния Оттавы и Гатино росло много сосен, нужных для флота. Райт создал несколько лесопилок, откуда лес сплавлялся по р. Оттава до р. Святого Лаврентия, оттуда через Монреаль г. Квебек, а оттуда шёл в Британию. Это положило начало местной лесной, а во второй половине XIX в. — спичечной и бумажной промышленности. В связи с наличием большого числа порогов и водопадов, затруднявших лесосплав по р. Оттава, в ряде мест были сооружены волоки; один из них, на водопаде Шодьер, построил Рагглс, сын Филемона Райта.

Англо-американская война 1812 охватила как Верхнюю, так и Нижнюю Канады, у границы которых находился Райтсвилл. Гарнизоны обеих колоний были слишком малочисленными, чтобы защитить города, однако при помощи индейцев и партизанской тактики канадцы сумели нанести поражение американцам у Шатоге и Кингстона. В ходе конфликта выявилась проблема недостаточно развитых коммуникаций между колониями и их гарнизонами: основные коммуникации осуществлялись до того по реке святого Лаврентия, слишком уязвимой для нападений американских рейдеров. Для решения проблемы британские власти решили соорудить ряд каналов, чтобы соединить гарнизоны Монреаля, Оттавы и Кингстона. Так появился канал Ридо, соединявший Оттаву с Кингстоном, а также каналы, позволявшие обойти ещё существовавшие в XIX веке пороги Лонг-Со (fr:rapides du Long-Sault) на реке Оттава, что позволило соединить г. Оттава с Монреалем. Сооружение каналов привлекло в регион англоговорящих предпринимателей. Вместе с ними прибыло большое количество ирландцев, которые работали на строительстве каналов.

Успех лесной промышленности Райта привлёк в регион и других предпринимателей, таких, как Николас Спаркс, Эндрю Лими, Арчибальд Макмиллан, Леви Бигелоу, Бакстер Боумен, Эзра Батлер Эдди, Джон Рудольфус Бут и других. В честь них позднее были названы многие объекты в Оттаве и Гатино.

Лесная промышленность простиралась на запад вплоть до региона Pontiac и на север, вдоль берегов рек Гатино и Du Lièvre. Лесозаготовки, лесопилки, заводы по переработке древесной массы, производству спичек, фосфорных удобрений, частные ГЭС и сельское хозяйство оставались основными источниками занятости жителей региона Утауэ, с центром в Халле, с момента его основания и до 1970-х гг, когда в городе обосновалось большое количество федеральных учреждений.

Конфликты с ирландскими иммигрантами

Панорама Райтстауна и водопад Шодьер. Художник Томас Берроуз, 1830

Расцвет местной промышленности и предпринимательства привлёк большое количество иммигрантов-католиков (как франкоговорящих, так и ирландцев). Возникли конфликты между семьями местных старожилов — Райт, Папино, Иган, Гамильтон — и новыми переселенцами, которые тоже хотели застолбить себе место в лесной промышленности.

Один из известных крупных конфликтов возник, когда ирландские наёмные работники, под руководством Питера Эйлена, напали на рабочих-франкофонов, чтобы вытеснить последних из лесосплавного бизнеса. Кроме того, ряд предпринимателей стравливали между собой рабочих с тем, чтобы удерживать на низком уровне заработную плату. Драки между франкоговорящими и ирландскими рабочими часто разворачивались на улицах соседнего Байтауна: они нередко заканчивались смертельными случаями, а иногда для их разгона приходилось применять войска. Этот длительный конфликт известен как «война шайнеров» (1835—1845). Мифическую репутацию среди франкофонов за свои «героические подвиги» приобрёл Жо Монферран fr:Jos Montferrand[1].

Демография в XIX веке

В 1820 г., до начала притока иммигрантов из Великобритании, население Халла составляло 707 человек (365 мужчин, 113 женщин, 229 несовершеннолетних). Заметная разница между числом мужчин и женщин объяснялась тем, что многие мужчины приезжали работать в лесопромышленности. В течение следующего десятилетия население удвоилось благодаря притоку протестантов из Ольстера. В 1851 г. население округа Оттава в Квебеке составило 11104, изз которых 2811 проживали в Халле, а 7760 — в Байтауне (ныне Оттава). В 1861 г. население Халла составило 3711 человек. Высокий прирост населения продолжался на протяжении всего столетия. Промышленное развитие в середине XIX века привлекло в Халл большое количество франкоговорящих рабочих, что существенно изменило языковую и религиозную демографию города. В 1850 г. франкоканадцы составляли всего 10 %, а в 1920 г. — 90 % населения Халла.[2].

Бизнес Э. Б. Эдди

Эзра Батлер Эдди, родом из Вермонта, поселился в Халле в 1851 г. и сделал состояние на производстве спичек, стиральных досок и прищепок для сушки белья. В 1870-е гг. он стал одним из виднейших лесопромышленников на водопаде Шодьер. Его фабрика по производству спичек и по переработке древесной массы в бумагу, а также его инновации в производстве древесной массы (1889) и бумаги (1890), сделали Халл одним из крупнейших центров бумажной промышленности.

Позднее возникли заводы по производству топоров, скотобойни и мясокомбинаты, производство ниток и другие предприятия[3].

В 1919 г. в Халле возникла первая забастовка женщин — её организовали работницы его спичечного предприятия (в честь которых в центре Халла назван Бульвар-дез-Алюметьер). В 1924 г. компания объявила локаут.

Халльский пожар 1900 г

Публичная казнь (Станисло Лакруа), Халл, 1902
Главная улица, Халл, 1908.

Пожар 1900 г. был крупнейшим в истории Оттавы и Халла. Он уничтожил большую часть сооружений города, однако благодаря умелым действиям по эвакуации число жертв оказалось небольшим: всего 7 человек.

Забастовка на заводе Макларенов

8 октября 1906 г. разразилась крупная забастовка 400 работников компании семейства Макларен в г. Бакингхем (ныне восток Гатино). Компания отказалась вести с ними переговоры и вызвала полицию, частную охрану и штрейкбрехеров. Полиция открыла огонь по забастовщикам. В результате погибли двое: Тома Беланже, председатель профсоюза, и Франсуа Терьо, секретарь профсоюза; многие были ранены. Мэр воспользовался законом о мятежах и использовал армию. Многие забастовщики были арестованы и брошены в тюрьму. После забастовки компания составила чёрный список забастовщиков, запретив наём на предприятия Макларенов не только их, но также детей и внуков.

Алкогольный бум

В 1917—2000 гг. Халл славился своей ночной жизнью.

В Онтарио запрет на продажу алкоголя вступил в действие в 1916 г. и действовал вплоть до отмены «Закона об умеренности» 1927 г. Из-за своей близости к Онтарио Халл стал местом, где онтарийцы любили приобретать алкоголь, поэтому с 1917 г. в городе наблюдается резкий рост числа пьяных и уличных правонарушений. В результате уже в мае 1918 г. Халл принял местные законы, запрещающие продажу алкоголя, которые не решили проблему — в городе возникло бутлегерство, а город из-за своей преступности получил прозвище «маленький Чикаго».[4] В 1919 г. по результатам местного плебисцита город отменил запрет на продажу алкоголя, что вновь привело к расцвету местной алкогольной торговли, основными потребителями которой были жители Онтарио.[4] Многие бары Халла располагались вблизи от моста Александры, ведущего в Оттаву,[5] который местная газета прозвала «мостом тысячи жаждущих».[6]

Начальник полиции Халла докладывал в 1924 г., что причиной беззакония в Халле была его близость к Оттаве. В отчёте, опубликованном в 1925 г., указывалось, что приезжие в Халле составляли до 90 % посетителей местных баров, а также подавляющее большинство арестованных за пьянство и хулиганство.[4] Как писала газета в 1920-е гг., «эти кабаки — единственный аттракцион Халла — это не бары, а скорее похожие на сараи мрачные комнаты в старых зданиях».[6]

В начале 1940-х гг., когда бары в Онтарио закрывались в 1:00 ночи, а в Квебеке в 3:00, жители Онтарио пользовались более либеральной политикой Квебека в отношении алкоголя.[5] Проведённое властями в 1940-е гг. исследование показало, что игорные дома и нелегальные бары в Халле пользовались поддержкой местных коррумпированных политиков, которые также делали так, чтобы полиция не арестовывала проституток.[6]

Военный период

Во время Второй мировой войны в г. Халл, наряду со многими другими регионами Канады — такими, как Сагене, Лак-Сен-Жан и Иль-Сент-Элен, находился лагерь для военнопленных.[7] Пленные подразделялись по категориям — гражданство и военный или гражданский статус. В Халльском лагере военнопленные были в основном итальянцами и немцами. Во время призывного кризиса 1944 г. в тюрьму также были помещены канадцы, сопротивлявшиеся призыву на войну. Военнопленные были должны выполнять тяжёлые работы, включая сельскохозяйственные и заготовку древесины.

Вторая половина XX века

В 1965 г. был построен мост Макдональда-Картье, из-за чего многие бары Халла переместились вдаль от реки, на север.

С 1970-х гг. в Гатино обосновывается ряд федеральных учреждений. В настоящее время они сконцентрированы в районе Пляс-де-Портаж у моста Портаж. Строительство правительственного комплекса в центре города привело к удалению оттуда многих предприятий и магазинов, а также переселению более чем 4000 жителей.[5][8]

Наступление эры диско в 1970-е гг. вновь подстегнуло ночную жизнь города, и местный бар «Viva Disco» попал в первую десятку Северной Америки по рейтингу журнала Playboy.[6]

Во время сепаратистского кризиса в Квебеке население Гатино занимало скорее профедеральные позиции, так как многие местные жители были заняты в соседнем городе Оттава.

С начала 1980-х гг. муниципалитет поощрял распространение баров в даунтауне; по сравнению с соседним Онтарио, местные бары оставались открытыми на 2 часа дольше, а некоторые предлагали челночные автобусы, чтобы привозить клиентов из Оттавы.[5]

К 1985 г. уровень преступности в Халле был самым высоким в Квебеке,[6] при этом преступления были сконцентрированы вокруг баров — включая убийства, торговлю наркотиками, хулиганство, грабежи, разбой, вандализм и появление в пьяном виде.[5]

Бывший премьер-министр Канады Брайан Малруни писал про Халл:

The town [Ottawa] visibly sagged by ten at night, just in time for residents seeking relief from the stifling boredom to cross the bridge to Hull, Quebec, where nightclubs, dancehalls, bars, and a few great restaurants provided sanctuary and stimulation.[9]

В 1989 г. Канадский музей цивилизации переместился в центр Халла, в непосредственной близости от его баров, и местные политики озаботились имиджем города в глазах многочисленных туристов. Они сопоставили плюсы от создания рабочих мест и прибыли от ночной индустрии с расходами на полицию и очистку. С 1990-х гг. началась кампания «нулевой толерантности», включавшая засылку агентов под прикрытием, отзыв лицензий на продажу алкоголя и кампанию убеждения общественности. Вскоре полиция Халла начала активно отвозить на штрафстоянки припаркованные в центре города автомобили, и штрафовать на сумму до 400 долларов тех, кто мочился в общественных местах.[5] В 1996 г. было сооружено казино озера Лими, которое намеренно было расположено подальше от городского центра.

К 2000 г. Халл потратил значительные ресурсы на то, чтобы центр города стал более привлекательным. Множество старых зданий с сомнительной репутацией были снесены в ходе сооружения правительственно-офисного комплекса Пляс-де-Портаж.[8][10] Вместо баров возникли кафе и компьютерные магазины. Также город стимулировал предприятия, которые проводили у себя обновления. Это привело к падению преступности на 75 % с 1994 к 2000 г., а главная улица «больше не притягивала любителей потасовок».[10] Проституция, однако, осталась неизменной. Мэр Ив Дюшарм выразил желание вновь привлечь жителей к даунтауну и стал поощрять сооружение жилых домов с квартирами-студиями и для холостяков на улице Променад-дю-Портаж вблизи от офисного комплекса.[10]

Начало XXI века

В результате крупномасштабной реформы муниципалитетов в Квебеке с 2002 г. пять муниципалитетов — Халл, Гатино, Бакингхем, Массон и Анже и Эйлмер — объединились с образованием нынешнего города Гатино. В 2004 г. во включённых в состав Гатино муниципалитетах были проведены референдумы по вопросу разукрупнения муниципалитета, однако сторонники разукрупнения не набрали нужного числа голосов.

В 2010 г. был начат проект создания сети скоростных автобусных маршрутов Rapibus. Завершение проекта неоднократно переносилось. Сеть начала функционировать в 2013 году.

По состоянию на начало 2010-х гг. ночная жизнь из Гатино в основном переместилась в Оттаву, если не считать местной достопримечательности Казино озера Лими.

В 2015 г. Центр по еврейским делам поднял перед муниципалитетом вопрос о целесообразности наименования двух улиц города в честь сторонников нацистов — Алексиса Карреля и Филиппа Ленарда. Городской совет принял решение об их переименовании в улицы Марии Кюри и Альберта Эйнштейна[11].

Cantons d’origine; cliquer pour voir la légende
Centre-ville de Gatineau vu d’Ottawa 1938

См. также

Примечания

  1. Cross, Michael S., The Shiner’s War: Social Violence in the Ottawa Valley in the 1830sThe Canadian Historical Review, vol. LIV, no. 1, March, 1973.
  2. Martin, Michael, Working Class Culture and the Development of Hull QC p. 48, 2006
  3. Pierre-Louis Lapointe, L'Encyclopédie Canadienne, Hull
  4. Rennie, Eric Crossing the Line: Canada's Capital Region in the Prohibition Era. Capstone Seminar Series (март 2011).
  5. Hier, Sean P. Panoptic Dreams: Streetscape Video Surveillance in Canada (англ.). University of British Columbia Press, 2011.
  6. Aubry, Jack History Shows Corking Hull's Nightlife Not Always Easy. Ottawa Citizen (7 октября 1985).
  7. Tremblay, Robert, Bibliothèque et Archives Canada, et all. «Histoires oubliées — Interprogrammes : Des prisonniers spéciaux» Interlude. Aired: 20 July 2008, 14h47 to 15h00.
  8. Kalman, Harold; Roaf, John. Exploring Ottawa: An Architectural Guide to the Nation's Capital (англ.). University of Toronto Press, 1983. — P. 88.
  9. Mulroney, Brian. Memoirs (неопр.). Random House, 2011.
  10. Hull Fights the Doughnut Syndrome. CBC News (23 июня 2000).
  11. Gatineau renames two city streets after complaints over Nazi links - Ottawa - CBC News
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.