Иоанн Орфанотроф
Иоанн Орфанотроф (др.-греч. Ἰωάννης ὁ Ὀρφανοτρόφος) — византийский политический деятель XI века. Занимая всего лишь должность смотрителя приюта для сирот, он играл ключевую роль в царствование императоров Романа III (1028—1034) и своего брата Михаила IV (1034—1041). Подробная и, в целом, положительная характеристика Иоанна содержится в «Хронографии» Михаила Пселла.
Иоанн Орфанотроф | |
---|---|
др.-греч. Ἰωάννης ὁ Ὀρφανοτρόφος | |
|
|
Рождение | 1000 |
Смерть |
13 мая 1043 |
Род | Македонская династия |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
О происхождении Иоанна Пселл подробных сведений не приводит, сообщая только, что оно было не знатным. Вместе со своими братьями и сёстрами он был родом из Пафлагонии. Однако, по его словам того же источника, он смог проявить себя в царствование Василия II, «который доверял ему тайны, и хотя не возводил ни на какие высшие должности, питал к нему искреннее расположение»[1]. По мнению Г. Г. Литаврина, он происходил из корпорации трапезитов[2]. Другие источники уточняют, что при Василии II Иоанн занимал пост протонотария. Восшествие на престол Романа III принесло ему высшие звания, доступные евнухам — препозита священной опочивальни и паракимомена. Именно Иоанн познакомил Романа и императрицу Зою со своим братом Михаилом.
После смерти Романа, случившейся при обстоятельствах, заставивших современников предполагать отравление, Иоанн убедил Зою немедленно объявить своим мужем Михаила и короновать его[3]. Обладая значительной властью при страдающем эпилептическими припадками брате, Иоанн обеспечил высокими постами своих родственников. Никита был назначен дукой Антиохии, затем эта должность перешла к другому, брату, Константину. В 1034 году, после раскрытия заговора против императора в августе 1034 года, Георгий Пафлагон стал протовестиарием[4]. Стефан, муж сестры Марии, занялся прибыльным кораблестроением, а другой родственник, Антоний — стал епископом Никомедии. Сам же Иоанн, как сообщает Аристакес Ластивертци, был сделан братом синклитиком, так же ему было поручены попечение и правовые документы дворца[4]. Хроника Иоанна Скилицы содержит рассказ о безуспешной попытке Иоанна сместить в 1037 году патриарха Алексея Студита и самому занять его престол[5].
В 1038 году Иоанн послал Стефана во главе флота, перевозившего армию Георгия Маниака в Сицилию. После того, как Маниак был отозван и заключён в тюрьму, Иоанн назначил Михаила Докиана катепаном Италии.
Ухудшающееся здоровье брата заставило Иоанна подыскивать ему преемника, и выбор его пал на сына сестры, Михаила[6]. Последний был возведён в звание кесаря и поначалу производил на окружающих приятное впечатление. По мнению Пселла, тем не менее, отношения Иоанна с племянником не сложились. После смерти Михаила IV Иоанн с оставшимися к тому времени в живых братьями уговорили Зою признать Михаила Калафата наследником, убедив её, что тот будет номинальным правителем и послушным исполнителем её воли[7]. Достаточно быстро новый император перестал выказывать своему прежде всемогущему дяде почтение, предпочитая ему другого своего дядю, Константина. В конце концов Иоанн был сослан в монастырь, затем переведён на остров Лесбос.
По приказу Константина IX Мономаха Иоанн был переведён в Митилену, где был 2 мая 1043 года ослеплён[8], и вскоре убит.
Характер
Михаил Пселл, имевший возможность встречаться с Иоанном, описывает как положительные черты его характера, к которым он причисляет то, что
«он обладал трезвым рассудком и умен был, как никто, о чём свидетельствовал и его проницательный взгляд, с усердием принявшись за государственные обязанности, он проявил к ним большое рвение и приобрел несравненный опыт в любом деле, но особую изобретательность и ум выказал при обложении налогами. Он никого не хотел обидеть, но не желал и терпеть ни с чьей стороны пренебрежения и потому никому не причинял зла, но на лице часто изображал грозную мину и вселял ужас в собеседников, и хотя гневался только притворно, многие, устрашившись его вида, воздерживались от дурных поступков. И был он поэтому истинной опорой и братом императора; не забывал о заботах ни днем, ни ночью и даже среди удовольствий на пирах, празднествах и торжествах не пренебрегал исполнением долга. Ничто не укрывалось от него, и никто даже не помышлял от него укрыться — так боялись и страшились его усердия. Он мог неожиданно среди ночи отправиться на коне в любую часть города и с молниеносной быстротой объезжал все кварталы[9].»
,
так и отрицательные, к которым он относит неискренность[10].
В быту Иоанн не был воздержан, и приняв постриг вёл образ жизни, далёкий от монашеского. Постоянно заботясь о государственных делах, он ставил семью в приоритет.
Примечания
- Пселл, Хронография, Роман III, XVIII
- Литаврин Г. Г. Восстание в Константинополе в апреле 1042 г. // Византийский временник. — М.: Наука, 1972. — № 33.
- Пселл, Хронография, Михаил IV, I
- Юзбашян К. Н. «Варяги» и «прония» в «Повествовании» Аристакеса Ластивертци // Византийский временник. — М., 1959. — № XVI. — С. 14—28.
- The Oxford Dictionary of Byzantium : [англ.] : in 3 vol. / ed. by Dr. Alexander Kazhdan. — N. Y. ; Oxf. : Oxford University Press, 1991. — P. 1070. — ISBN 0-19-504652-8.
- Пселл, Хронография, Михаил IV, XXII
- Пселл, Хронография, Михаил V, IV
- Guilland R. Étude sur l'histoire administrative de l'empire byzantin. L'orphanotrophe (фр.) // Revue des études byzantines. — 1965. — Vol. 23. — P. 205—221. — doi:10.3406/rebyz.1965.1348.
- Пселл, Хронография, Михаил IV, XII
- Пселл, Хронография, Михаил IV, XIII
Источники
- Михаил Пселл. Хронография / Перевод, статья и примечания Я. Любарского. — М.: Наука, 1978. — 319 с. — 52 700 экз.