Индикаторы устойчивого развития

Индикáтор усто́йчивого разви́тия (англ. index of sustainable development) — показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений), позволяющий судить о состоянии или изменении экономических, социальных или экологических переменных. Основной целью введения индексов является оценка ситуации или события для прогноза развития сложившейся ситуации и разработки решений существующих проблем. На сегодняшний день отсутствуют обоснованные количественные критерии, позволяющие измерять степень устойчивости развития государств, отдельных регионов и территорий.[1]

Выделяют два подхода к построению индексов и индикаторов:

  1. Построение системы индикаторов, с помощью которых можно судить об отдельных аспектах развития: экологических, социальных, экономических и др.
  2. Построение интегральных, агрегированных индексов, с помощью которых можно комплексно судить о развитии страны (или региона). Основная трудность при агрегировании информации в индексы состоит в определении весов исходных показателей без утраты значимости и без излишней субъективности. Обычно агрегированные показатели подразделяются на следующие группы:
  • социально-экономические;
  • эколого-экономические;
  • социально-экологические;
  • эколого-социо-экономические.[2]

Системы индикаторов устойчивого развития

Системы индикаторов ОЭСР

Схема модели «давление-состояние-реакция»

Широкое признание в мире получила система эко-индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Они подразделяются на несколько типов:

  1. набор экологических показателей для оценки эффективности деятельности в области охраны окружающей среды;
  2. несколько наборов отраслевых показателей для обеспечения интеграции природоохранных вопросов в отраслевую политику;
  3. набор показателей, выводимых из природоохранной отчетности — для обеспечения как включения природоохранных вопросов в отраслевую политику, так и для обеспечения устойчивости управления и использования природных ресурсов.

Система индикаторов ОЭСР объясняет взаимосвязи между экономикой и защитой окружающей среды, выявляет экономико-экологические и социально-экологические взаимосвязи.[3][4]

Система индикаторов ОЭСР представляет собой модель "давление-состояние-реакция (ДСР). Модель ДСР работает следующим образом: человек своей деятельностью оказывает «давление» на окружающую среду и изменяет количество и качество природных ресурсов («состояние»); общество реагирует на эти изменения путём изменения государственной политики, изменениями общественного сознании и поведения («реакция на давление»).

Системы индикаторов КУР ООН

Одна из самых полных по охвату систем индикаторов устойчивого развития (ИУР) разработана Комиссией ООН по устойчивому развитию. Индикаторы разбиты на основные группы:

  • индикаторы социальных аспектов устойчивого развития;
  • индикаторы экономических аспектов устойчивого развития;
  • индикаторы экологических аспектов устойчивого развития (включая характеристики воды, суши, атмосферы, других природных ресурсов, а также отходов);
  • индикаторы институциональных аспектов устойчивого развития (программирование и планирование политики, научные разработки, международные правовые инструменты, информационное обеспечение, усиление роли основных групп населения).

Предложенные в проекте индикаторы требуют специальных преобразований, приспособления к конкретным условиям, а в некоторых случаях — расширения для отдельных стран. Индикаторы разбиты на три категории с учетом их целевой направленности:

  • индикаторы — движущая сила, характеризующие человеческую деятельность, процессы и характеристики, которые влияют на устойчивое развитие;
  • индикаторы состояния, характеризующие текущее состояние различных аспектов устойчивого развития;
  • индикаторы реагирования, позволяющие осуществлять политический или какой-либо другой способ реагирования для изменения текущего состояния.

Таблица индикаторов, принятых на период до 2030 года[5]:

Система индикаторов для улучшения управления природопользованием в Центральной Америке

Среди прочих систем индикаторов устойчивого развития, следует отметить систему индикаторов, разработанную для улучшения управления природопользованием в Центральной Америке. Данная система была разработана совместно Всемирным банком, Программой ООН по окружающей среде и Международным Центром тропического сельского хозяйства. Применение системы возможно на глобальном, региональном и локальных уровнях. Отличительной чертой данной системы стала наглядность результатов, так как представление индикаторов велось в виде геоинформационных систем[6].

Система эколого-экономического учета

Система эколого-экономического учета (СЭЭУ) была предложена Статистическим отделом Секретариата ООН в 1993 году. Целью системы эколого-экономического учета является учет экологического фактора в национальных статистиках.

Природоохранной направленностью СЭЭУ объясняются её некоторые особенности: использование данных в натуральном представлении, самостоятельный, хотя и взаимосвязанный по отношению к традиционной системе национальных счетов, характер; применение, наряду с рыночными, нерыночных оценок.

Эколого-экономический учет — вспомогательная система. Он расширяет потенциал национальных счетов, но не рассматривается в качестве замены национального счетоводства.

Эколого-экономический учет затрагивает вопросы включения в национальное богатство наряду с капиталом, произведенным человеческим трудом, природного капитала, а также дает возможность оценить экологические затраты (истощение и воздействие на качество природных ресурсов). Природный капитал включает возобновимые ресурсы (например, леса), и невозобновимые (почва и подпочвенные активы), а также экологические услуги. Расширение экологически скорректированных макроэкономических агрегатов происходит за счет рассмотрения природных активов: возможна корректировка не только ВВП, но и чистой добавленной стоимости и национального богатства[6].

Истинные сбережения

Истинные сбережения (англ. genuine (domestic) savings) — это скорость накопления национальных сбережений после надлежащего учета истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды[7].

Показатель «истинных сбережений» был предложен Всемирным банком. Концепция «истинных сбережений» тесно связана с попыткой нового подхода к измерению национального богатства стран. Всемирным банком рассчитаны величины природного, произведенного (физический или искусственный) и социального капиталов, а также их доля в совокупном национальном богатстве страны. Так, доля природного капитала в национальном богатстве в среднем для более чем 100 стран мира составляет 2-40 %, доля человеческого капитала — 40-80 %. Кроме того, в развитых странах доля природного капитала в национальном богатстве в среднем не превышает 10 %, в то время как доля человеческого капитала составляет более 70 %. Для многих стран с низкими доходами на душу населения удельный вес сельскохозяйственной компоненты в природном капитале составляет 80 %, в то время как в странах с высокими доходами этот показатель не превышает 40 %[8].

Индикатор подлинного прогресса

Индикатор подлинного прогресса (англ. genuine progress indicator, GPI) — обобщенный показатель, заменяющий ВВП в качестве интегральной меры экономического прогресса. GPI, как и ВВП, имеет денежное выражение, но в отличие от ВВП, суммирующего свои составляющие, в основе GPI лежит идея разделения на категории выгод и издержек, а итоговый показатель определяется как разность между ними. GPI стал одной из немногих альтернатив ВВП, широко обсуждаемых в научном сообществе и применяемых правительствами и неправительственными организациями для более точной оценки устойчивого экономического благосостояния (Talberth и др. 2007)[9]. Динамика GPI в развитых странах в последние десятилетия является одним из главных аргументов, используемых сторонниками концепции «нерентабельного роста».

Рейтинги устойчивого развития

По мере роста интереса инвесторов к принципам устойчивого развития возникла потребность в конкретных критериях оценки, то есть в разработке ESG-рейтинга. Рейтинг устойчивого развития (или ESG-рейтинг) это оценка того, в какой степени деятельность компании и её ключевые бизнес-решения ориентированы на устойчивое развитие в экологической, социальной и экономической сферах[10]. Глобальные ESG-рейтинги строят Sustainalytics[11], Investor's Business Daily[12], MSCI, Institutional Shareholder Services, S&P Global и другие.

С опорой на ту или иную систему ИУР в России начиная с 2010-х годов строятся различные ренкинги и рейтинги устойчивого развития (РУР или ESG-рейтинги) территорий (регионов)[13][14] или компаний[15]. Подобных рейтингов (и особенно — ренкингов) на сегодня существует довольно много — как международных, так и национальных.

Название ренкинга / рейтингаОбъекты оцениванияПубликует / присваивает
Рейтинг устойчивого развития компаний, работающих в российской Арктике
(«Полярный индекс»)
КомпанииЭкспертный центр
Проектный офис развития Арктики «ПОРА»,
Кафедра Экономики природопользования
Экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова[16]
ESG Рейтинг российских регионовРегионыRAEX-Europe[17]
Ренкинг устойчивого развития — 100КомпанииЭксперт[18]
Рейтинг устойчивого развития городов РФГорода РФSGM[19]

В России рейтинги устойчивого развития присваивают рейтинговые агентства «Эксперт РА»[20], SGM[21], АКРА, Национальное рейтинговое агентство, RAEX и другие организации[22].

Литература

Примечания

  1. Ерофеев, П. Ю. Особенности концепции устойчивого развития / Экономическое возрождение России. — 2007. — № 3(13). — С. 20-29.
  2. Методические подходы к разработке показателей устойчивого развития сельских территорий/ В. И. Фролов, Е. О. Агафонова
  3. Indicators for Sustainable Development: Theory, Method, Applications/ Hartmut Bossel
  4. Indicators for Sustainable Development: guidelines and methodologies/ JoAnne DiSano
  5. SDG Indicators
  6. Индексы и индикаторы устойчивого развития / Н. П. Тарасова, Е. Б. Кручина (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 октября 2016. Архивировано 20 октября 2016 года.
  7. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты)./ Под ред. С. Н. Бобылева, П. А. Макеенко — М.: ЦПРП, 2001. — 220 с.
  8. Индикаторы и индексы устойчивого развития: Институт проблем устойчивого развития
  9. Talberth J., Cobb C. and Slattery N. The Genuine Progress Indicator 2006
  10. ESG-факторы переведут в цифры // «Коммерсантъ».  2020. — 27 августа. — Дата обращения: 19.03.2021.
  11. Sustainalytics сделал ESG рейтинги 4000 компаний общедоступными : В июле 2020 года Sustainalytics, ведущий мировой поставщик исследований, рейтингов и данных по ESG, предоставил свободный доступ к ESG рейтингам более чем 4000 компаний на своем веб-сайте. // Экспертное агентство «Открытые коммуникации».  2020. — 7 августа. — Дата обращения: 19.03.2021.
  12. 50 Best ESG Companies: A List Of Today's Top Stocks For Environmental, Social And Governance Values // Investor's Business Daily.  2019. — 12 February. — Дата обращения: 19.03.2021.
  13. НИУ ВШЭ : Краткая информация о рейтингах устойчивого развития городов и регионов РФ
  14. Конкуренты «Полярного индекса»: есть ли в России другие рейтинги устойчивого развития? // Экспертный центр ПОРА : портал.  2018. — 15 мая. — Дата обращения: 26.07.2020.
  15. История рейтингов устойчивого развития. Популярным инструментом оценки компаний с точки зрения их устойчивости являются рейтинги ESG. «Устойчивое развитие» (11 июня 2020). — «Сегодня все большее число инвесторов выбирает для вложений компании и регионы, учитывая их соответствие принципам устойчивого развития. Популярным инструментом оценки компаний с точки зрения их устойчивости являются рейтинги ESG. Хотя каждый из рейтингов строится по своей методологии и не опирается на единые алгоритмы оценки, их популярность растет». Дата обращения: 21 июля 2020.
  16. Полярный индекс
  17. ESG Рейтинг российских регионов 2020
  18. Ренкинг устойчивого развития — 100
  19. Рейтинг устойчивого развития городов РФ за 2018 год
  20. Эксперт РА : О рейтингах ESG
  21. Екатерина Селиванова. Рейтинги против статистики. Устойчивому развитию городов не хватает данных. «Коммерсантъ» (25 января 2017). Дата обращения: 21 июля 2020.
  22. Екатерина Кац. ESG: от хайпа к тренду // Банковское обозрение : журнал.  2020. — 21 мая. — Дата обращения: 26.07.2020.

См. также

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.