Изгнание евреев и мусульман из Португалии

Изгнание евреев и мусульман из Португалии (порт. Perseguição de Judeus e Muçulmanos) — изгнание евреев и мусульман, начавшееся 5 декабря 1496 года, когда король Португалии Мануэл I подписал указ об изгнании евреев и мусульман, вступавший в силу к концу октября следующего 1497 года[1].

Epistola de victoria contra infideles habita, 1507 год

Предыстория

До XV века некоторые евреи занимали видное место в политической и экономической жизни Португалии. Например, Ицхак Абрабанель был казначеем короля Португалии Афонсу V. Многие из них также играли активную роль в португальской культуре, и традиционно имели репутацию опытных дипломатов и торговцев. К этому времени в Лиссабоне и Эворе сформировались большие еврейские общины.

Изгнание евреев

Изгнание евреев в 1497 году, акварель 1917 года Альфредо Роке Гамейро

5 декабря 1496 года король Португалии Мануэл I издал декрет, согласно которому все евреи должны были либо принять католицизм, либо покинуть страну, чтобы удовлетворить просьбу католических королей Испании во время переговоров о брачном контракте между ним и их старшей дочерью Изабеллой; изгнание евреев было негласным условием для заключения этого брака[2]. Король продемонстрировал своё желание полностью и навсегда искоренить иудаизм в Португалии, издав два указа[1]. За первым указом об изгнании 1496 года последовал эдикт о принудительном обращении от 1497 года, согласно которому португальским евреям было запрещено покидать страну, и они были насильно крещены и обращены в христианство[3]. Те евреи, которые отказались платить налоги в знак протеста, были депортированы из Португалии и брошены на произвол судьбы на островах Сан-Томе и Принсипи у западного побережья Африки[4]. Для португальских конверсо наступили тяжелые времена: в Лиссабоне в 1506 году были убиты 2000 человек, а в 1536 году была создана португальская инквизиция.

Когда король разрешил конверсо покинуть страну после резни в Лиссабоне в 1506 году, многие отправились в Османскую империю, особенно в Салоники и Константинополь, а также в султанат Ваттасидов в Марокко. Меньшая часть отправилась в Амстердам, Францию, Бразилию, Кюрасао и на Антильские острова, в Суринам и Новый Амстердам. Об этих событиях до сих пор напоминает использование языка ладино некоторыми еврейскими общинами в Греции и Турции, португальские диалекты Антильских островов и многочисленные синагоги, построенные испанскими и португальскими евреями. Среди самых известных потомков португальских евреев, которые жили за пределами Португалии, — философ Барух Спиноза и экономист Давид Рикардо.

Криптоиудеи

Сожжение криптоиудеев в Лиссабоне, Португалия

Евреи, принявшие христианство, были известны как новые христиане и всегда находились под постоянным наблюдением инквизиции. Гнетущее присутствие Святой Канцелярии в Португалии длилось почти триста лет, пока португальская инквизиция не была отменена в 1821 году «Общими чрезвычайными и учредительными Кортесами португальского народа». Многие из этих новых христиан были криптоиудеями, которые продолжали тайно исповедовать свою религию; в конце концов в следующие века они покинули Португалию и снова открыто приняли свою еврейскую веру в других странах. Так было, например, с предками Баруха Спинозы в Нидерландах. Некоторые другие немногочисленные группы португальских евреев, такие, как евреи Белмонти, выбрали иное и радикальное решение, исповедуя свою веру строго секретным образом в сельской и изолированной общине. Известные как «Последние из марранов», некоторые из них сохранились до сегодняшнего дня (в частности, еврейская община из Белмонти в Каштелу-Бранко, а также несколько разрозненных семей) благодаря практике родственных браков и очень ограниченному культурному контакту с внешним миром. Только недавно, в конце XX века, они восстановили связь с международной еврейской общиной и открыто исповедуют свою религию в общественной синагоге с формальным раввином[5].

Изгнание мусульман

По словам современного историка Франсуа Сойера, насильственное обращение евреев в христианство затмило происходившее в то же время изгнание мусульман[6]. Хотя терпимость к мусульманским меньшинствам в Португалии была выше, чем в любой другой части Европы[7], мусульмане по-прежнему воспринимались как «чужаки»[8]. В соседней Валенсии в 1460-х годах регулярно происходили антимусульманские беспорядки; однако в Португалии подобных актов насилия не было[7].

В декабре 1496 года без каких-либо явных причин Мануэл I приказал всем подданным-мусульманам покинуть Португалию[9]. По словам португальских историков XV века Дамиана де Гойша и Херонимо Осорио, изначально португальское правительство планировало насильственно обращать или казнить мусульман, как они это делали с евреями, но страх возмездия со стороны мусульманских королевств в Северной Африке заставил короля вместо этого объявить о депортации[10]. Мотивация Мануэла I, стоящая за этим указом, неясна, но некоторые современные историки считают, что это было частью более великой цели королевы Изабеллы и короля Фердинанда (известных как «католические короли») — избавить полуостров от мусульман и создать «религиозное единообразие» и «монолитное католическое христианское единство»[11]. Другие историки считают, что на это повлияли честолюбивые замыслы завоевания Марокко[12] или предложение доминиканского духовника короля, монаха Хорхе Вогадо[13]. Некоторые мусульмане нашли убежище в Кастилии[14], но большинство бежало в Северную Африку[15].

Возвращение некоторых евреев в Португалию

В XIX веке некоторые состоятельные семьи сефардов еврейского португальского происхождения, такие как Руах и Бенсауде, переселились в Португалию из Марокко. Первой синагогой, построенной в Португалии с XV века, была Лиссабонская синагога, открытая в 1904 году.

В 2014 году португальский парламент изменил закон о португальском гражданстве, чтобы предоставить португальское гражданство потомкам сефардских евреев, изгнанных из Португалии. Этот закон является реакцией на исторические события, которые привели к их изгнанию из Португалии, а также на растущую обеспокоенность еврейских общин по всей Европе. Чтобы получить португальское гражданство, человек должен иметь фамилию, подтверждающую, что он является прямым потомком сефардов португальского происхождения или имеет семейные связи с бывшей португальской общиной сефардов. Использование во время еврейских обрядов выражений на португальском языке, еврейско-португальском или ладино также может считаться доказательством[16].

С 2015 года несколько сотен турецких евреев, которые смогли доказать свое происхождение от португальских евреев, изгнанных в 1497 году, эмигрировали в Португалию и получили португальское гражданство[17][18][19].

Примечания

  1. Saraiva, 2001, pp. 10—12.
  2. François Soyer. King Manuel I and the expulsion of the Castilian Conversos and Muslims from Portugal in 1497: new perspectives (англ.). Cadernos de Estudos Sefarditas, n.º 8, 2008, pp. 33-62. (2008).
  3. Reuven Faingold. Judeus ibéricos deportados a São Tomé entre 1492-1497 (порт.). Morashá: História Judaica Moderna (79) (2013).
  4. Sao Tome & Principe (англ.). Jewish Virtual Library.
  5. Frédéric Brenner and Stan Neumann, Les Derniers Marranes (Motion Picture), La Sept-Les Film d’Ici, 1990.
  6. Soyer, 2007, p. 241.
  7. Soyer, 2007, p. 258.
  8. Soyer, 2007, p. 254, 259.
  9. Soyer, 2007, p. 242.
  10. Soyer, 2007, pp. 260—261.
  11. Soyer, 2007, p. 269.
  12. Soyer, 2007, p. 280.
  13. Soyer, 2007, p. 273.
  14. Soyer, 2007, p. 262.
  15. Soyer, 2007, p. 268.
  16. Lusa. Descendentes de judeus sefarditas já vão poder pedir a nacionalidade (порт.). PÚBLICO.
  17. DEVOS, Olivier Amid rising European anti-Semitism, Portugal sees Jewish renaissance (англ.). www.timesofisrael.com. Дата обращения: 4 апреля 2019.
  18. Liphshiz, Cnaan New citizenship law has Jews flocking to tiny Portugal city (англ.). www.timesofisrael.com. Дата обращения: 4 апреля 2019.
  19. Portugal open to citizenship applications by descendants of Sephardic Jews (англ.) (Mar 3, 2015). Дата обращения: 4 апреля 2019.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.