Зичишти, Михалак
Михалак Зичишти (алб. Mihallaq Ziçishti; 1921, Зичишт — 1994, Дуррес) — албанский коммунистический политик, генерал госбезопасности, директор Сигурими в 1954—1962. Член ЦК АПТ, секретарь окружных комитетов Корчи и Дурреса. Активный участник и организатор политических репрессий. После гибели Мехмета Шеху был обвинён в заговоре против Энвера Ходжи, приговорён к длительному тюремному заключению. Освобождён после падения коммунистического режима. В последние годы жизни обвинялся в бессудных расправах времён правления Ходжи.
Михалак Зичишти | |
---|---|
алб. Mihallaq Ziçishti | |
Директор Сигурими
|
|
1954 — 1962 | |
Предшественник | Кадри Хазбиу |
Преемник | Реджеп Коли |
|
|
Рождение |
1921 Зичишт |
Смерть |
1994 Дуррес |
Партия | Албанская партия труда |
Комиссар и комендант
Родился в семье православных албанцев греческого происхождения. При рождении носил фамилию Петропулос, затем Петра[1]. После переселения в Корчу окончил среднюю школу и франкоязычный лицей. Преподавателем лицея был в то время Энвер Ходжа. С ранней юности проникся коммунистическими взглядами.
Во время Второй мировой войны Михалак Зичишти вступил в Коммунистическую партию Албании (КПА; с 1948 — Албанская партия труда, АПТ) и примкнул к партизанским формированиям НОАА. Сменил фамилию на Зичишти — по названию родной деревни. Был комиссаром батальона, затем комендантом военного округа НОАА («район народной обороны») в Шкодере.
Офицер госбезопасности
В ноябре 1944 КПА во главе с Энвером Ходжей пришла к власти в Албании. Михалак Зичишти, убеждённый приверженец ходжаизма и сталинизма, поступил на службу в органы коммунистической госбезопасности. Прошёл стажировку в Москве. Вернувшись в Албанию, занимал офицерские должности в разных региональных управлениях Сигурими. Был назначен заместителем министра внутренних дел Мехмета Шеху.
Михалак Зичишти активно участвовал подавлении антикоммунистического подполья на севере страны. Лично инициировал расстрельные приговоры по политическим обвинениям[2]. Был помощником Мехмета Шеху в репрессивной кампании в Мирдите против Горного комитета в 1949[3]. Вместе с министром Шеху и директором Сигурими Кадри Хазбиу курировал подготовку февральской резни 1951[4]. В начале 1953 руководил ликвидацией подпольной группы Албанский союз антикоммунистического освобождения и инструктировал по процедуре расстрела её лидера Кочо Кондили[5]. Роль «преступного врага нации» Михалака Зичишти особо отмечал лидер Пострибского восстания Юп Казази[6].
Служебно и политически Михалак Зичишти был наиболее близок с министром Шеху и директором Хазбиу.
Директор Сигурими
В 1954 Мехмет Шеху возглавил правительство НРА, Кадри Хазбиу перешёл на руководство МВД. 1 августа 1954 новым директором Сигурими был назначен Михалак Зичишти. Это положение сделало его «МВД N 2»[1], куратором государственной безопасности[7]. По должности ему было присвоено звание генерал-майора.
Михалак Зичишти возглавлял Сигурими в течение восьми лет — дольше, чем кто-либо из предшественников и преемников, кроме Фечора Шеху. На этот период пришлись такие события, как подавление оппозиции на партконференции в Тиране, казнь Дали Ндреу и Лири Геги, убийство Панайота Плаку, аресты Тука Яковы, Бедри Спахиу, Лири Белишовой, репрессии против Братства чамских албанцев, «процесс 65-ти» и казнь Теме Сейко.
Сигурими под руководством директора Зичишти исправно выполняла роль карательного орудия партийной диктатуры и единовластия Энвера Ходжи. Жёстко подавлялось любое инакомыслие, в том числе партийная фронда, порождаемая веяниями ХХ съезда КПСС и Хрущёвской оттепели, а также югославского титоизма. Разрыв с СССР и КПСС превратил албанцев, связанных прежде с Советским Союзом, в особую группу «неблагонадёжных», подлежащих усиленному контролю. Продолжались преследования антикоммунистов, бывших активистов Балли Комбетар, представителей мусульманской и католической оппозиции.
Агенты и осведомители Сигурими тщательно контролировали настроения масс, жёстко реагируя на любые проявления недовольства. Тысячи албанцев были арестованы и осуждены за «антигосударственную пропаганду» или «планирование побега за границу». Ещё более массовой формой репрессий являлась депортация «неблагонадёжных» семей без формального судебного решения. Михалак Зичишти как директор Сигурими состоял в специальной комиссии по депортациям, учреждённой в 1955[8].
Партийный секретарь
4 мая 1962 директором Сигурими был назначен Реджеп Коли. Михалак Зичишти был переведён в партийный аппарат. В качестве секретаря возглавлял крупные окружные организации АПТ в Корче и Дурресе. Был членом ЦК АПТ. Младший брат Михалака Зичишти — известный врач-хирург Ламби Зичишти, тоже партизан Второй мировой войны — с 1971 занимал пост министра здравоохранения НРА/НСРА.
Партийно-административная деятельность Зачишти имела выраженный карательный уклон. Особое внимание он уделял выявлению и подпольных групп и арестам их членов. Серьёзное беспокойство вызвали события 1968, когда в Корче были распространены десятки антикоммунистических листовок.
В то же время Зичишти вполне отражал реальные проблемы. Например, на встречах с колхозниками он откровенно констатировал бедственное положение деревни и признавал, что крестьян «грабят и государство, и уголовники»[9] (его рекомендации сводились к призывам «держаться»). Впоследствии отмечалось, что Зичишти «создавал привилегированные условия для морально разложившихся и социально опустившихся элементов», устраивал коллективные пьянки, покрывал махинации и т. д. Его партнёром в таких деяниях выступал глава Сигурими и МВД Фечор Шеху[10]. В качестве покровителей в Тиране рассматривались Кадри Хазбиу и Мехмет Шеху.
Арест
18 декабря 1981 было официально объявлено о самоубийстве премьер-министра НСРА Мехмета Шеху «в состоянии глубокого душевного волнения». При этом люди, информированные о ситуации в партийно-государственном руководстве, знали о серьёзном конфликте между Шеху и Ходжей – из-за экономических трудностей премьер склонялся к отказу от самоизоляции страны, на которой настаивал первый секретарь (кроме того, сын Шеху был помолвлен с девушкой из «политически неблагонадёжной» семьи). 17 декабря 1981, в день своей гибели, Шеху подвергся жесточайшей критике на заседании Политбюро. Такая ситуация походила на преддверие ареста.
В 1982 начались аресты родственников и сподвижников Мехмета Шеху, посмертно обвинённого в заговоре и измене. Были арестованы Кадри Хазбиу, Фечор Шеху, Ламби Зичишти, Фикирете Шеху, Нести Насе, Ламби Печини. 10 августа 1982 Сигурими арестовала своего бывшего директора Михалака Зичишти[11].
Суд и признания
Был организован показательный процесс над «приспешниками Мехмета Шеху» (политический смысл акции заключался в подтверждении единовластия Энвера Ходжи, демонстрации готовности к репрессиям и продвижении группы функционеров следующей генерации, конкурировавших с Шеху и его сподвижниками). Главным обвиняемым являлся Кадри Хазбиу. В качестве ближайших сообщников рассматривались Фечор Шеху и Михалак Зичишти.
На следствии и суде Михалак Зичишти дал все затребованные показания (в том числе на младшего брата), признал себя участником «контрреволюционного заговора, возглавляемого Шеху и Хазбиу», «советским и югославским агентом». Касаясь более давних событий, он признал, будто пытался организовать в Албании «переворот по типу XX съезда КПСС».
Михалак Зичишти подтвердил, будто находился в сговоре с противниками Энвера Ходжи на тиранской партконференции 1956 года (которых сам арестовывал), Дали Ндреу и Лири Гегой (казнёнными при его участии), Панайотом Плаку (убитым его агентурой). Своими сообщниками Михалак Зичишти называл не только Мехмета, Фечора и Фикирете Шеху, Кадри Хазбиу, Ламби Зичишти, Тука Якову, Бедри Спахиу, казнённых сторонников «оттепели»[12], но и Бекира Балуку и Петрита Думе, расстрелянных в 1975 по обвинению в военном заговоре[13]. Отдельным составом являлись признания в «культурных диверсиях», «насаждении буржуазной идеологии и культуры» в период секретарства в Корче и Дурресе — в сговоре с Фикирете Шеху и Тоди Лубоньей, осуждённым в 1974 за «либеральный уклон»[14]. Среди признаний Зичишти был даже «план ликвидации Энвера Ходжи, подготовленный совместно с Шеху и Хазбиу»[12].
Со своей стороны, Кадри Хазбиу и Фечор Шеху подчёркивали ведущую роль Михалака Зичишти в «заговоре и шпионаже», подробно описывали связанные с ним эпизоды[15]. На одном из заседаний Хазбиу назвал его «враг Михалак Зичишти» — на что Зичишти счёл нужным уточнить: «Не отдельный враг, а такой же, как и ты»[14].
Приговор и заключение
Закрытый суд под председательством Аранита Чели приговорил Михалака Зичишти к 25 годам заключения. Ламби Зичишти-младший был расстрелян вместе с Кадри Хазбиу, Фечором Шеху и Ламби Печини[16].
Более восьми лет Михалак Зичишти провёл в тюрьмах и лагерях. В апреле 1985, находясь в тюрьме Буррели, он выражал сильное беспокойство в связи со смертью Энвера Ходжи — ибо не привык оставаться «без лидера»[17].
Последние годы
В 1990 в Албании начались массовые протесты против режима АПТ. Решающие события произошли в Тиране 20 февраля 1991. Преемник Ходжи Рамиз Алия предпринял ряд уступок и манёвров. В частности, уже в марте 1991 года были освобождены многие политзаключённые, в том числе Михалак Зичишти.
Последние три года Михалак Зичишти прожил частной жизнью в Дурресе, где сохранил связи со времён секретарства. Поддерживал отношения с Тоди Лубоньей. Албанский Институт изучения преступлений коммунизма включил Зачишти в список коммунистических командиров, совершавших бессудные расправы во время войны[18].
Умер Михалак Зачишти в возрасте 73 лет. По утверждению племянника, смерть наступила в результате отравления в закусочной — якобы Зичишти не простили негативных отзывов о Балли Комбетар, сделанных в передаче Би-би-си[1].
Семья
Михалак Зичишти был женат, имел двух сыновей и дочь[11]. В тесных родственных отношениях состоял он с племянником Жани Зичишти (сын Ламби Зичишти) — известным албанским актёром.
По воспоминаниям Жани Зичишти, дядя Михалак отсоветовал ему вступать в партию — дабы избегать лишнего риска[1].
См. также
Примечания
- EKSKLUZIVE/ «Partia mendon për ty», rrëfimi i Zhani Ziçishtit: Si tentoi sigurimi të më rekrutonte, donin të spiunoja…
- Dokumenti i 1946/ Maman Saliu e Mihallaq Ziçishti: Si e vramë Mirash Noshin
- Bedri BLLOSHMI: Revolta e Qafëbarit dhe terrori komunist, 1943—1990 (4)
- 26 shkurt 1951/ Hidhet një bombë, thyhen dy xhama, pushkatohen: 22 intelektualë!
- «I order the defendant to be executed by firing squad in the place as always and the person in charge of the job must…» Major General Mihallaq Ziçishti’s Secret Document
- Kryengritja e Postribës, e vërteta në dosjen e Jup Kazazit
- Lista/ 110 drejtues të Sigurimit të Shtetit që kryen krime monstruoze
- Ja emrat e shtatë xhelatëve që internuan mijëra familje shqiptare, që nga viti 1955
- Zbulohet letra e Sigurimit/ «Feçor Shehu ishte arrogant, gjithë natën…»
- Letra e Sigurimit/ Feçor Shehu ngjallte frikë, kamerierët të kompromentuar
- Dosja e plotë e gjyqit ndaj Kadri Hazbiut, Shehut, Ziçishtit, Kodrës dhe Peçinit
- Mihallaq Ziçishti: Kompromisi me Liri Gegën e Dali ndreun, të mos depononin emrin e organizatës që tu falej jeta
- Ziçishti: Mbledhjet sekrete në shtëpinë e Mehmetit për sabotimin e Konferencës së Partisë për Tiranën më 1956
- Mihallaq Ziçishti: Si i mbrojti Mehmet Shehu, Fadil Paçramin e Todi Lubonjën, ‘krerët e grupit armiqësor në kulturë’
- Feçor Shehu: Platforma e Sigurimit, të deklasuarit i bënim agjentë, ose i dërgonim në internim
- PASHTRIKU: PROCESVERBALI TOP’SEKRET — SI U PUSHKATUA KADRI HAZBIU…
- Si përgjonte Sigurimi/ Çfarë tha Ngjela, Lubonja, Ziçishti e Fiqerete Shehu për vdekjen e Enverit
- Lufta e Dytë Botërore në Shqipëri, E papublikuar/ Arkivi i Shtetit, 260 emrat që «rrëfyen» ekzekutimet në ushtrinë partizane