Зиновьев, Степан Степанович (младший)
Степан Степанович Зиновьев (1740—1794) — тайный советник, камергер, генерал-поручик (1794) из старшей линии рода Зиновьевых[1]. На протяжении 20 лет представлял интересы Екатерины II при мадридском дворе.
Биография
Родился в 1740 году в богатой семье генерал-майора Степана Степановича Зиновьева, с которым его часто путают, и, вероятно, Федосьи Александровны, урождённой княжны Прозоровской. Имёл трёх старших братьев. Этому семейству принадлежал целый квартал в центре Москвы, выходящий на Зиновьевский переулок.
В 1760-е годы молодой Зиновьев считался доверенным лицом фаворита Г. Орлова (чья мать была из Зиновьевых) и выполнял его конфиденциальные поручения. В частности, в сентябре 1763 г. привёз в русское посольство в Варшаве инструкции Екатерины II относительно того, как действовать в связи со смертью Августа III. В дальнейшем выполнял различные задания главы русской дипломатии Никиты Панина и состоял на службе по коллегии иностранных дел.
До 1773 года Степан Зиновьев жил в Петербурге на Английской набережной в собственном доме, на месте которого позднее был воздвигнут особняк Штиглица[2]. Вёл довольно легкомысленный образ жизни, судя по скабрезной истории, которую приводит в своих записках Казанова[3][4][5]. Через Панина свёл знакомство с наследником престола, переписывался с его секретарём Д. Фонвизиным[6] и сам не чуждался занятий изящной словесностью[7].
Почти 22 года Зиновьев провёл в Испании в качестве императорского посланника (1772—1792) — дольше, чем кто-либо до или после него. Регулярно отправлял в Петербург обстоятельные донесения об «интригах мадридского двора»[8]. Безуспешно пытался втянуть испанское правительство в коалицию для борьбы с революционной Францией[8]. В 1783—1785 гг. на время его отсутствия поверенным в делах оставался советник посольства Н. А. Никитин[9].
Когда Зиновьев наконец вернулся на родину в июле 1793 года, Ф. Ростопчин писал в Лондон, что Степан Степанович «настолько полон впечатлениями о стране, которую покинул, что выглядит немного нелепым и превратился в объект шуток и насмешек; он остановился в Царском Селе, все время жалуется на холод»[10]. Зиновьев, действительно, занемог и в следующем году умер.
Семья
Жена (с 10 мая 1768 года) — княжна Екатерина Александровна Меншикова (07.10.1748—26.01.1781), фрейлина двора (с 1765); дочь генерал-аншефа А. А. Меншикова, внучатая сестра Н. И. Панина. В 1773—1774 года жила в Мадриде, где своим умением держать себя в обществе, способствовала карьере мужа. Была постоянной клиенткой знаменитой модистки Розы Бертен. Встречалась с Д. И. Фонвизиным в 1777—1778 года во время своего путешествия по Франции. В Петербурге, эта, как называет её современник, «очаровательная женщина» предпочитала жить отдельно от мужа и от двора. Вместе с княгиней Барятинской основала своё маленькое общество друзей, прозванное в свете «клубом любви». Детей в браке не было. Похоронена на кладбище Донского монастыря в Москве.
Примечания
- Зиновьев Степан Степанович
- Великокняжеский дворец на Неве
- Зиновьев подбил иностранца на покупку у отца-крепостного 13-летней девочки для сексуальных утех. Казанова дал ей имя «Заира».
- Марио Корти, Кирпичи мироздания
- История моей грешной жизни — Джакомо Казанова
- Л. И. Кулакова. Денис Иванович Фонвизин. Ленинград: Просвещение, 1966. Стр. 65.
- C посвящением С. С. Зиновьеву вышел в 1765 г. перевод пьесы Дидро «Чадолюбивый отец», подготовленный С. Глебовым.
- Россия и Испания против Французской революции
- Российские дипломатические представители в Испании в 1667—1799 годах
- Русские дипломаты в Испании
Литература
- Жизнь, отданная Испании: С. С. Зиновьев (1772-94). // О. В. Волосюк. Испания и российская дипломатия в XVIII веке. Изд-во Российского университета дружбы народов, 1997. ISBN 9785209008767.